Если нельзя, но очень хочется, то… нельзя!

В конце февраля сотрудники УП «Белтехосмотр», Транспортной инспекции Минтранса, а также ГАИ проводили совместные рейды в Витебске. Основные цели – усиление контроля за своевременным прохождением гостехосмотра транспортных средств и привлечение внимания автовладельцев к вопросам поддержания автомобилей в технически исправном состоянии.

Сегодня в Витебской области разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств имеют 34 диагностические станции, из которых 31 – стационарная и 3 – мобильные. Стационарные диагностические станции обслуживают 16 из 21 района области и город. 

Совместные мероприятия работников УП «Белтех­осмотр» и Госавтоинспекции в этом году будут проводиться регулярно по заранее утвержденному графику.

– В сегодняшних условиях контроль имеет первостепенное значение, – говорит начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области Владимир Савицкий. – Эта мысль даже не требует доказательств. Когда год назад заговорили об установке камер, фиксирующих наличие разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении, на станциях диагностики появились даже очереди. К сожалению, пока психология некоторых, а судя по статистике, большинства водителей, срабатывает только на жесткий контроль.

Простейший пример: если автовладелец, двигаясь по автодороге, видит дорожный знак, говорящий о начале населенного пункта, он далеко не всегда сбрасывает скорость до 60 км/ч, но перед камерой фотофиксации тормозит. Знает, что в случае нарушения ему грозит штраф. Если таким же образом камеры будут выявлять все машины без техосмотра и за это водителю придется платить, это станет весомым аргументом. Стоимость прохождения гостехосмотра и получения допуска к участию в дорожном движении будет гораздо меньше многочисленных штрафов. Я уже не говорю о том, что человеческая жизнь бесценна! Госавтоинспектор останавливает машины выборочно, а камера фиксирует все подряд. Насколько я знаю, в 2022 году камеры на дорогах будут работать в полной мере. Так что советую автовладельцам не ждать этого момента, а пройти гостехосмотр заблаговременно. Ведь это в первую очередь нужно самим водителям – быть уверенным, что их автомобиль в порядке. А значит, и дорога будет безопасной.

А мы с сотрудниками ГАИ и УП «Белтехосмотр» подъезжаем к пересечению улиц Володарского и Красного Партизана.

Взмах жезлом – и перед нами останавливается первый попавший в поле зрения сотрудников ГАИ автомобиль. За рулем «Рено-Логан» – молодой человек. Сотрудник ГАИ сразу обращает внимание, что он не пристегнут ремнем безопасности, и составляет протокол. Разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении у него тоже не оказалось.

После мы проверили несколько автомобилей, на которые имелся и допуск к участию в дорожном движении, и действия водителей не вызывали сомнений в их адекватности. Мне даже подумалось, что разговоры о том, что авто­владельцы массово не проходят гостехосмотр, сильно преувеличены. Но водитель «Хонды-Аккорд» снова заставил вернуться к реальности. Машина на диаг­ностическую линию не заезжала.

– Понимаете, я приобрел этот автомобиль с установленными на нем английскими фарами, – пояснял он. – Эксплуатация их в Беларуси запрещена. Долго искал и уже установил штатную оптику. Это сильно ударило по бюджету. Сейчас я точно знаю, что автомобиль полностью исправен. В ближайшее время планирую пройти техосмотр.

Ссылался на дороговизну ремонта и владелец ГАЗ-3105 «Волга», который тоже не имел разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении.

– Нужны серьезные вложения в авто, – говорил он, – посмотрите, как за зиму зацвели ржавчиной арки.

– Так ли важен внешний вид автомобиля? – поинтересовался я у заместителя начальника филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области Павла Марковича.

– Важно все: и исправность авто, и его внешний вид. Хороший хозяин будет смотреть за своим автомобилем. Работники тех­осмотра руководствуются законодательством, согласно которому допускается отсутствие лакокрасочного покрытия размером до пяти сантиметров в двух местах или по два сантиметра – в трех. Следы коррозии, дыры на кузове считаются серьезным изъяном, который требуется устранить.

Думаете, на диагностические линии не едут только ржавые автомобили?  Останавливаем «Рено-Логан» с эмблемой такси «Максим» на капоте.  И без разрешения. Водитель утверждает, что «не таксует» – пассажира в салоне действительно не было. На вопрос, почему он ездит на машине без техосмотра, парень честно ответил: «Я что, один на ней езжу». Кстати, он тоже не был пристегнут ремнем безопасности.

Такая же проблема была у водителя «Фольксвагена-Поло» с эмблемой «Яндекс-такси» на борту. И без разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении.

Таксист заявил, что уже предупредил своих коллег, чтобы сюда не ехали. Еще бы, ведь на заднем сиденье автомобиля находился мужчина, который говорил, что опаздывает на поезд. Может, лучше соблюдать все требования, чтобы не попадать в такие ситуации?

Аналогичный рейд сотрудники гостехосмотра проводили и совместно со специалистами филиала Транспортной инспекции по Витебской области.

На трассе, которая ведет к Витебску со стороны Полоцка, дела обстояли более благополучно, чем в городе. Мы порадовались, что у пяти проверенных машин, принадлежащих Витебской бройлерной птицефабрике, имелось разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

– Транспортная инспекция осуществляет контроль за транспортными средствами юридических лиц, выполняющих перевозку грузов и пассажиров, – поясняет специалист 2-й категории управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Агейченок. – И вполне успешно. Могу констатировать: за последние годы заметно снизилось количество нарушений на пассажирском транспорте. Такие случаи единичны. Люди, осуществляющие пассажирские перевозки, понимают, что за эксплуатацию подвижного состава без прохождения гостехосмотра можно попасть под серьезные санкции. Практически не встречается таких нарушений среди водителей, осуществляющих международные перевозки грузов. В основном без прохождения гостехосмотра эксплуатируют автомобили индивидуальные предприниматели при выполнении внутриреспубликанских грузоперевозок.  Если водитель на линию выехал на автомобиле с непройденным или просроченным гостехосмотром, то составляется акт и на ответственное лицо, осуществляющее выпуск на линию. Иногда бывает, что гостехосмотр пройден, а механик перед выездом в рейс не проследил, как работают фары, или не обратил внимания на изношенную шину. Часто к концу срока действия сертификата о прохождении гостехосмотра на машинах мы видим облупившуюся краску или существует проблема с закрыванием дверей. В таком случае тоже составляются акты, руководителю предприятия даются предписания для устранения нарушений.

Вскоре рассуждения Александра Агейченка нашли свое подтверждение. В Витебск  заезжал самосвал МАЗ-551605, принадлежащий частнику, – разрешения на допуск к участию в дорожном движении у него не было.

– В прошлом году в это время на диагностических станциях наблюдался ажиотаж, а теперь там свободно. Очередей нет. Есть все условия для того, чтобы без лишнего напряжения пройти тех­осмотр. Дороги подсыхают, световой день увеличивается, можно привести машины в порядок. Надо понимать, что лишь государственный технический осмотр и получение разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении дают гарантию того, что транспортное средство исправно. Вместе с тем, как мы видим, многие автовладельцы не выполняют требования законодательства, – прокомментировал ситуацию Павел Маркович.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий