Экзамен не выдержали

В Госавтоинспекции Витебской области состоялся серьезный разговор с водителями маршруток и руководителями частных предприятий, которые работают на рынке пассажирских перевозок в Витебске. После беседы, длившейся более часа, водители получили извещения об уплате штрафа. Суммы санкций варьировались от двух с половиной до пяти базовых величин. Таков итог скрытых проверок водителей маршрутных такси сотрудниками Госавтоинспекции.

С утра в субботу

Такие операции заранее никогда не афишируются. Вот и в один из февральских дней сотрудники Госавтоинспекции в штатском решили покататься на витебских маршрутках в качестве пассажиров.

Как и подобает в таких случаях, накануне спецоперации проводится оперативное совещание, где непосредственные участники рейда четко определяют, кто куда едет, на каких остановках садится в маршрутку, какие средства контроля используются.

Сотрудники ГАИ, задействованные в конкретной операции, разбиваются на группы. Одни выезжают в различные уголки Витебска в штатской одежде с четким пониманием, на какую маршрутку и в какое время им предстоит сесть. Другие выезжают в город в форме на автомобилях оперативного назначения. Их задача – встретить своих коллег в штатском на конечных остановках общественного транспорта. Все действия должны быть максимально синхронными. Иначе можно спугнуть водителей маршруток.

– Это была суббота, и работать мы начали с самого утра. Предыдущие подобные рейды проводили днем или в вечернее время. Хотели добиться эффекта неожиданности, если так можно сказать, – рассказывает заместитель начальника межрайонного отдела ГАИ Витебска Руслан БАБАКИН. – И действительно, водители не ожидали, что все их действия будут фиксироваться сотрудником ГАИ. При этом мы не «зверствовали»: регистрировали только явные, хорошо доказуемые нарушения ПДД и Правил перевозки пассажиров. Накануне начальник межрайонного отдела УГАИ еще раз предупредил подчиненных, чтобы те были вежливыми и корректными с водителями, не создавали проблем в работе общественного транспорта, не задерживали без необходимости движение маршруток. Операция не должна мешать пассажирам. Скорее, оставаться незаметной для них. Более того, сотрудники ГАИ платили за проезд, как обычные пассажиры, свои личные деньги.

Группой, в которую входил я, было выявлено восемь фактов невыдачи билетов пассажирам, а также ряд серьезных нарушений Правил дорожного движения. Уже на конечных остановках мы предъявляли служебное удостоверение, объясняли водителю суть правонарушений, которые фиксировали на мобильный телефон, и говорили, куда ему надо прибыть для ведения административного процесса.

– Все успешно сдали экзамен по вождению маршрутного такси в городских условиях? – спрашиваю у Руслана Бабакина накануне встречи.

– Если бы все соблюдали ПДД, то этой встречи не состоялось бы. Могу лишь сразу заметить: из 15 водителей, с которыми я ездил лично, только пять не допустили нарушений Правил дорожного движения. Причем с ними я ехал по семь остановок через крупные перекрестки города. Не скажешь, что им повезло. Просто люди соблюдают правила. А некоторые нарушали их каждые две минуты.

Что означает «желтый»

В зале собирались и руководители, и водители. Многие уже в годах и не первый день за рулем.

– Что означает желтый сигнал светофора? – после короткого приветствия спросил у собравшихся заместитель начальника УГАИ УВД Витебского облисполкома Павел МАРТЫНЕНКО.

– Запрещает движение и сообщает о смене сигнала светофора, – едва ли не хором ответили водители.

– Зачет сдан. Но почему в таком случае вы постоянно либо продолжаете, либо начинаете движение на желтый?

Водители сидели, потупив взгляд. Большинство из них в ходе «экзамена» проехали на желтый. Отдельные – по нескольку раз за поездку.

– В моем случае безопаснее было проехать без остановок, чем тормозить. Я же видел, что не создаю проблем, – пытался оправдаться один из водителей.

– Вы же расписались, что согласны с нарушением. Если не согласны, будем разбираться.

– Я не спорю, согласен. Просто в тот раз принял решение не тормозить зря.

Павлу Мартыненко потом долго пришлось рассказывать прописные истины о том, что большинство дорожно-транспортных происшествий на перекрестках в городе происходит из-за того, что кто-то постоянно увеличивает скорость перед перекрестком, чтобы проскочить на желтый, а в это время кто-то резко стартует на зеленый.

– Вы же людей возите, несете ответственность за их жизнь и здоровье. От работы водителей маршруток зависит в том числе и психологическое состояние пассажиров. Вы должны обеспечивать плавное, комфортное движение. Куда вы летите? Кого пытаетесь догнать или перегнать? За деньгами! Так это же город: один пассажир уедет раньше, другой подойдет на остановку, – пояснял заместитель начальника УГАИ УВД Витебского облисполкома.

– Знаете, у нас же еще имеются и графики движения, и расписание. За его несоблюдение можно получить штраф, – высказался кто-то из зала.

– Давайте тогда корректировать расписание. Это не догма. Если оно составлено так, что водители вынуждены нарушать правила, то это серьезный повод, чтобы его подкорректировать. Неужели ради соблюдения графиков вы пытаетесь подрезать друг друга, чтобы быстрее оказаться на остановке. И при подъезде к остановкам не всегда пропускаете пешеходов. Если собьете человека и окажетесь на скамье подсудимых, никакие деньги вам не будут нужны. А я, учитывая ваш богатый опыт и положительные характеристики, ничем не смогу вам помочь. Не хотелось бы, чтобы такое произошло. В ГАИ прекрасно понимают ваши проблемы. Но у нас другая задача – снижение аварийности, гибели и травматизма людей на дорогах. Для нас вот это – главное.

Обозначь поворот!

Еще одно массовое нарушение – невключение поворотников при подъезде к остановкам и при перестроениях.

– Каждый водитель, тем более опытный, на автомате должен обозначать повороты. Детский сад какой-то… – недоумевал Павел Мартыненко, зачитывая нарушения.

– Так вышло. Не дожал рычаг, наверное, – оправдывался нарушитель.

Как потом выяснилось, не дожал он несколько раз.

– Мы еще раз проверим, как вы проходите предрейсовый технический осмотр. Не исключаю, что не дожимаете вы рычаг из-за какой-то неисправности. Такие вещи должны проверяться перед выездом в рейс. Я знаю, как в ряде организаций проводится предрейсовый контроль: механик из окошка в лучшем случае глянет на машину и поставит отметку. Такая практика будет прекращена, – пригрозил Павел Мартыненко.

Тема предрейсового контроля звучала еще не раз. На маршруте была обнаружена ржавая «ГАЗель», в которой не только стыдно возить пассажиров, но и вообще показываться на городских улицах. С тем, кто ее допустил к участию в движении, уже разбираются. Более того, в этом автомобиле не было огнетушителя, знака аварийной остановки, медицинская аптечка не открывалась, наверное, с семидесятых годов прошлого столетия, а все лекарства в ней были с просроченными сроками годности.

– Я неловко себя чувствую, когда приходится водителям с двадцатилетним стажем работы, которые перевозят пассажиров, объяснять вещи, известные сегодня даже школьникам, – говорил Павел Мартыненко. – Что значит выехать без аптечки? Я в своем личном автомобиле ее постоянно вожу. Мало ли что случится. Вы же людей возите! Про огнетушитель и говорить излишне. Могу по памяти рассказать, как на автотрассе М1 сгорел микроавтобус «Мерседес». Там произошло небольшое возгорание, и при наличии огнетушителя его можно было без ущерба для автомобиля ликвидировать. Но огнетушитель водитель искал минут десять, а когда нашел, тот не сработал. Машина практически выгорела. Наличие в автомобиле укомплектованной аптечки, исправного огнетушителя и знака аварийной остановки – это азбука безопасности для начинающего водителя. Это не инспектору ГАИ надо, это вам может пригодиться в любой момент. Кто может гарантировать, что не столкнется в дороге с нештатной ситуацией? Если сотрудник ГАИ выедет без аптечки или огнетушителя, то он заплатит штраф и лишится премиальных.

С незакрытой дверью

Поднимается еще один водитель. Руслан Бабакин, который лично находился с ним в маршрутке, начинает зачитывать список нарушений:

– В 9.56 на улице Ленина вы на остановке посадили девушку и начали движение с незакрытой дверью, когда пассажир еще стояла на ступеньках микроавтобуса. На этом нарушении стоит заострить отдельное внимание. В Витебске в прошлом году уже был неприятный случай, когда пассажир выпал из салона при отъезде транспортного средства от остановки. Неужели трудно минуту подождать, убедиться, что дверь заперта? Умные учатся на чужих ошибках.

– Это рабочий момент. Я контролировал ситуацию, – оправдывался водитель. – Это же была девушка, а не бабушка.

– Еще раз предупреждаю: такие нарушения должны быть искоренены. Здесь думать не надо. Закрыта дверь – трогайтесь. И неважно, кто вошел: бабушка или дедушка! А если бы девушка нечаянно качнулась? Последствия могли быть серьезными. Почему нельзя подождать, пока пассажир войдет в салон и сядет на свое сиденье?

Как выяснилось позже, этот водитель за 27 минут поездки с инспектором ГАИ допустил семь административных нарушений. Если с ним поездить час – можно лишать водительских прав.

– Почему у вас в салоне люди стоят? – спросил Руслан Бабакин.

– Бывает, заходят люди с детьми, покупают один билет, детей сажают, а сами стоят.

– Ответ не принимается! Вам ничего не мешает лично указать людям, что, пока все не сядут на свои места, автомобиль не поедет. А потом пассажиры жалуются: когда вы резко тормозите, возможно, вынужденно, они падают. Это же классифицируется как ДТП.

Подавайте пример

Еще одно из самых распространенных нарушений – маршрутки часто занимают третью полосу движения при наличии свободных двух правых.

– Что вы делали в третьей полосе? Вам ведь не надо было перестраиваться для поворота налево, – задает вопрос Павел Мартыненко очередному нарушителю.

– Так получилось. Мне в тот момент было комфортнее ехать в третьей полосе, – оправдывался водитель.

Его поддержали коллеги.

– А вы знаете, что первые полосы у нас часто разбиты, от бордюров не везде очищен снежный накат. Иногда в правой полосе на «аварийке» стоят личные автомобили. Мы готовы соблюдать ПДД досканально, если это будут делать другие водители. У нас половина народу не умеет ездить, – включился в разговор еще один водитель.

– С состоянием правых полос и теми, кто паркуется на «аварийках» в запрещенных для остановки и стоянки местах, мы тоже будем разбираться, – заявил Павел Мартыненко. – Но вы как профессионалы обязаны подавать пример другим, а не подстраиваться под тех, кто, возможно, не умеет ездить. Если у вас на транспортном средстве имеется видеорегистратор, мы с удовольствием примем от вас заявление с материалом, из которого будет видно, как другие водители нарушают ПДД. К ним будут приняты соответствующие меры. Нужно прежде всего отвечать за себя.

– Вы почему высадили пассажира на светофоре, а не на остановке? – обратился Руслан Бабакин к еще одному нарушителю.

– Так он попросил…

– Пассажиру ничего не мешает попросить у вас и еще что-нибудь. Но за соблюдение Правил перевозки пассажиров и ПДД отвечаете вы, а не он.

Водители обратились к сотрудникам Госавтоинспекции, чтобы те более активно убирали нарушителей, которые оставляют свои машины в крайней правой полосе движения. Особенно много проблем на улице Ленина, где автомобили стоят «елочкой», а некоторые из них по габаритам даже выходят за пределы первой полосы.

– Там уже во второй полосе есть опасность кого-то задеть! – возмущался водитель маршрута № 66.

Повторение – мать учения

По словам Руслана Бабакина, такие методы работы осуществляются в соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом и позволяют действенно влиять на соблюдение водителями маршрутных такси Правил дорожного движения.

В тот день по такой схеме 10 водителей маршрутных такси не сдали сотрудникам ГАИ «экзамен по вождению в городских условиях». Среди наиболее часто встречающихся нарушений – перевозка пассажиров сверх установленных заводом-изготовителем пассажирских мест, проезд на запрещающий сигнал светофора, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, нарушение рядности и правил маневрирования, разговор по мобильному телефону во время движения.

Кстати, это была не первая такая операция по контролю за соблюдением Правил дорожного движения водителями маршрутных такси. Достаточно часто такие мероприятия ГАИ проводит вместе с работниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области и налоговой инспекции. Это дает возможность задействовать одновременно большее количество людей и более комплексно изучить проблему пассажирских перевозок.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»