Серый асфальтбессонных ночей

Генеральная ассамблея транспортных Советов Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ-IRU, Женева) наградила 14 могилевских водителей почетными дипломами и медалями МСАТ «Лучший по профессии» за эффективную и безаварийную работу по итогам 2016 года.

Среди награжденных – девять водителей СООО «Могилеввнештранс». В их числе – наш собеседник Алексей ОРЛОВ, водитель-международник с более чем 20-летним стажем.

У него далеко не простая, но очень интересная профессия. Со стороны может показаться, что крутить баранку, перевозя различные грузы по странам ближнего и дальнего зарубежья, очень увлекательно и необременительно. На самом же деле далеко не каждый способен выдержать такой ритм работы.

Алексею Васильевичу – 63 года. Несмотря на пенсионный возраст, он по-прежнему колесит по дальним странам.

А начиналось все в небольшом поселке Езеры Чериковского района Могилевской области, где Алексей приобретал первые профессиональные навыки тракториста. После службы в армии в 1974 году уехал на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку СССР – Байкало-Амурскую магистраль.

Жизнь как она есть

– Знаете, долго на строительстве БАМа я не задержался, – рассказывает Алексей Орлов. – По семейным обстоятельствам вернулся в Могилев, устроился водителем в облсельстрой. Начинал свою карьеру с ГАЗ-52, потом пересел на ЗИЛ-164, а после и на КамАЗ. Когда перешел на работу в ООО «Могилеввнештранс», поработал и на МАЗе. Сейчас езжу на современном автопоезде «Мерседес» класса Евро-5. Фура-красавица, вес – 18 тонн (а с грузом – 40), длина – 17 метров. Несмотря на огромные габариты, управлять ею достаточно просто. Нужно только привыкнуть.

В кабине уютно и по-домашнему комфорт-но. В отличие от старых фур здесь можно встать в полный рост. За водительским креслом – удобная кровать с подушкой и одеялом. Если ее откинуть, то можно увидеть походную плиту и холодильник.

Я всегда задавался вопросом, почему работа дальнобойщика воспринимается как нечто романтическое и в то же время мужественное.

Это для художника с ярким воображением – романтика, а для нас – тяжелый труд и будни. Ведь ничего, кроме руля, серого асфальта и бессонных ночей, мы не видим. Порой доходило до того, что засыпал прямо за рулем. Такое случается с каждым, кто долго находится в дороге. Вспоминается и мне пару случаев. Как-то, еще когда был помоложе, отправился в рейс. Сначала долго загружался, потом ехал всю ночь. И не заметил, как уснул за рулем с открытыми глазами. Очнулся, только когда свет фар и сигнал встречной машины оповестили о столкновении с такой же многотонной встречной фурой, стоявшей на обочине. Резко вывернув руль влево, я избежал фатального столкновения, отделавшись разбитым стеклом и порезанным лицом.

Среди водителей-дальнобойщиков есть расхожее выражение: «столбы дорогу перебегают». Это состояние, когда едешь сутками и кажется, что дорогу олень перебегает. Резко по тормозам, а это – просто мираж.

Простая формула: хочешь больше заработать – езди больше. Безусловно, существует жесткий регламент, регулирующий режим труда и отдыха на международных перевозках. И мы не имеем права нарушить график, ведь рабочий режим и скорость записывает чип, установленный в кабине. За несоблюдение регламента ЕСТР перевозчики могут получить очень большие штрафы, поэтому стараемся его соблюдать. К сожалению, нарушения иногда случаются, и за них при проверке жестко наказывают.

Было в моей жизни дальнобойщика и несколько случаев, когда приходилось мерзнуть в фуре. Случилось это в Казахстане. Снежная буря накрыла трассу, и в течение нескольких часов высота снежного покрова достигла кабины. Ураганный ветер поднимал многотонную машину, как спичку, отбрасывая автомобиль на 10 метров в сугроб. На морозе в 40 градусов замерзло топливо. Спасся только шубой и теплым одеялом.

Плюсы и минусы

– Несмотря на всю ответственность и будничность работы дальнобойщика, я все же себя считаю отчасти и романтиком, – продолжает Алексей Васильевич. – Страны отличаются, и резкий контраст начинается сразу же после пересечения границы. Со времен Советского Союза мне очень нравилось бывать в Прибалтике и Закарпатье. Приезжая в ту же Эстонию или Литву, чувствовал, что словно попал за границу, всюду – западный стиль. А в Ужгороде привлекали неповторимая красота природы и горы.

За время работы в фирме довелось побывать в Англии, Испании, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Венгрии, Чехии, России и Казахстане. Практически большую часть этих стран я выучил наизусть. Наверное, с годами выработались и водительский инстинкт, и хорошая память на дороги и местность. Теперь мне достаточно приехать куда-то один раз, и через пару лет смогу вспомнить это место.

Больше других стран мне понравились Англия и Голландия. Как водителя меня устраивали дороги и сервис. Везде улыбчивые и приветливые люди. На заправочных станциях – душевые кабины. К услугам и прачечные, где можно дешево постирать вещи.

А вот незабываемой по ощущению стала сказочная страна с обилием ветряных мельниц, полями с тюльпанами. Буйство красок и невероятное обилие всех видов цветов просто поразили воображение. Нидерланды стали своеобразным открытием для меня.

Плюс работы дальнобойщика еще и в том, что, к примеру, за пару суток можно проехать из ранней весны в лето. В марте уезжаешь из дому – плюс 5 градусов, через несколько дней прибываешь, например, в Италию, а там – плюс 25. Мандарины на деревьях висят. Красота!

Сейчас же, после стольких лет за баранкой, мне все больше нравится быть дома, с семьей, маленьким внуком.

Что касается издержек в профессии, то именно долгая разлука с близкими и родными является одним из основных недостатков. Порой водители-международники вынуждены находиться вдали от дома по две-три недели. Этот факт негативно сказывается и на семейных отношениях. По этой причине среди представителей нашей профессии довольно много одиноких людей. К тому же такая работа отрицательно влияет и на здоровье.

Еще один минус – большая ответственность. Чаще всего товары, находящиеся в фуре, являются дорогостоящими, и их порча вследствие невнимательности или неаккуратности может привести к тому, что с водителя будет взыскан ущерб, нанесенный фирме-заказчику.

Работа международника требует дисциплины: в самоволку ушел – штраф, в аварию попал – штраф. Оставлять автомобиль надолго без присмотра тоже небезопасно, особенно в последнее время. Машину могут вскрыть за 5 минут, и ничего ценного в ней не остается.

К сожалению, бывают случаи и посерьезнее. Ночью во время сна водителя травят газом, и пока он без сознания, воруют топливо или ценные вещи в кабине.

О будущем

– Я не заглядываю далеко вперед, – говорит Алексей Орлов. – Пока есть силы – буду работать. Не скрою, бывали моменты, когда хотелось все оставить и уйти. Но преданность профессии и ощущение востребованности, даже находясь на пенсии, превыше всего. Жить без дороги невозможно, она подчинила тебя навсегда.

Быть дальнобойщиком действительно непросто. Необходимо всегда держать внимание. Любая ошибка стоит очень дорого. Я всегда говорю: каким бы опытным ты ни был, никогда нельзя расслабляться.

Несмотря на плотный график, у меня всегда есть две недели между рейсами, когда я могу уделить внимание своей семье и домашним заботам. Имеется домик в деревне, который построил собственными руками, сад, огород. А еще мое главное увлечение – пчеловодство: небольшая пасека с 10 ульями. Когда уйду на заслуженный отдых, всецело посвящу себя этому увлекательному делу.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»