Единый поход к единой цели

Об унификации законодательства в области условий и охраны труда, взаимодействии с Российской Федерацией и другими странами СНГ рассказывает консультант отдела ОТ управления охраны труда и экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина МАРЩАК.

Последние 5 лет работа по унификации законодательства в области условий и охраны труда осуществлялась в тесном взаимодействии со многими странами СНГ. С Российской Федерацией мы работали в рамках Концепции социального развития союзного государства на 2011–2015 годы. Приведу несколько примеров нашего плодотворного сотрудничества.

С учетом опыта Российской Федерации в законодательство Республики Беларусь введен институт аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда. Их регламентирует статья 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Это – осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда в микро- и малых организациях и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

На 1 октября аккредитовано 107 юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на осуществление функций специалиста по охране труда и 35 заинтересованных лиц на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем 36 лицам отказано. Главной причиной стало несоблюдение условий аккредитации.

Также проведена работа по переходу к предоставлению компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда. В данной области российская сторона уже использовала белорусский опыт. И если аттестация рабочих мест по условиям труда у нас регламентирована Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 253 от 22 февраля 2008 года, то в России специальная оценка условий труда введена Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года. Соответствующие изменения внесены и в Трудовой кодекс РФ. Данным документом закреплен дифференцированный подход по установлению компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда.

Следует отметить, что белорусское законодательство постоянно совершенствуется в данном вопросе. В Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 253 от 22 февраля 2008 года уже внесены изменения, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 839 от 19 октября 2016 года. Конкретизирован круг рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, установлены сроки проведения как аттестации оборудования после его модернизации, так и мероприятий по улучшению условий труда.

За последние два года вносились изменения и в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы определения размера, объемов и порядка предоставления компенсаций. В частности, в Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 73 от 19 января 2008 года, регламентирующее порядок предоставления дополнительных отпусков за работу во вредных и опасных условиях труда и особый характер работы, изменения вносились в 2014 и 2016 годах.

Совместно с Российской Федерацией также прорабатывались вопросы порядка обеспечения работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты.

В целом в наших странах – единый подход к решению данных вопросов. И в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия.

Вместе с тем в большинстве случаев при предоставлении средств индивидуальной защиты на определенный срок мы отталкиваемся от временных показателей эффективности их действия в соответствии со сроками, указанными заводами-изготовителями. Такое положение вещей не противоречит Техническому регламенту Таможенного союза. Однако в зависимости от интенсивности труда износ средств индивидуальной защиты может наступить значительно раньше.

В Российской Федерации норма выдачи многих средств индивидуальной защиты указывается на год и в установленных единицах измерения (штука, пара и т.п.). Это значительно эффективнее. Поэтому мы сейчас пересматриваем белорусские подотраслевые нормы выдачи СИЗ, приводим их в необходимое реальное соответствие.

Если говорить о совместной деятельности в рамках СНГ, то подготовлены рекомендации по установлению единых подходов к формированию статистической отчетности в сфере условий и охраны труда в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а также единых принципов расследования повреждения здоровья работников при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей в государствах – участниках СНГ. Проекты одобрены 27 ноября 2015 года на ХХVIII заседании Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ.

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на государственной подпрограмме «Охрана труда» и дополнениях к действующему белорусскому законодательству в данной сфере, произошедших в этом году.

Начала действовать подпрограмма «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы. На ее основе реализуются разрабатываемые ежегодно отраслевые и территориальные мероприятия.

Основными направлениями являются:

• совершенствование управления охраной труда;

• совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда;

• улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и снижения их последствий;

• научное обеспечение охраны труда;

• обучение, переподготовка и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;

• информационное обеспечение деятельности по охране труда.

1 марта на территории Республики Беларусь введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования». Он утвержден Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 29 от 25 мая 2015 года.

Если же говорить о белорусских нормативных правовых актах, то это:

постановления Совета Министров Республики Беларусь от:

5 января 2016 г. № 2 «О внесении дополнения и изменения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73»;

29 июля 2016 г. № 596 «О внесении изменения и дополнения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73»;

совместное постановление Министерства труда и социальной защиты и Национальной академии наук Беларуси от 1 сентября 2016 г. № 45/5 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда для лаборанта химического анализа»;

постановления Министерства труда и социальной защиты от:

26 января 2016 г. № 6 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35»;

31 марта 2016 г. № 16 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при работе с ручными пневматическими машинами и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 212»;

19 августа 2016 г. № 42 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 ноября 2009 г. № 133» (изложена в новой редакции Типовая инструкция по охране труда для стропальщика);

30 сентября 2016 г. № 52 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при выполнении работ слесарно-монтажным инструментом и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 213»;

30 сентября 2016 г. № 53 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при выполнении земляных работ и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г. № 137».

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»