Зовут дела, не требующие отлагательств…

Большое счастье в жизни – найти дело по душе: тогда и работа спорится, и человек чувствует себя востребованным и необходимым на избранном поприще. Александр Смеюн с детства знал, что его профессия будет связана с транспортом, а где автомобили, там и дороги, так как это – звенья одной цепи. Парнишка интересовался, из чего состоит асфальтобетон, как строятся автодороги, что означают дорожные знаки и указатели. Вместе с этим он увлекался и автомобильной тематикой: машинами различных марок и модификаций, их устройством и принципом работы.

Зовут дела, не требующие отлагательств…

Интерес Александра к технике живо поддерживал его отец Николай Александрович, вся трудовая биография которого также связана с транспортными средствами. В свое время Смеюн-старший работал заместителем директора Ельской райсельхозтехники по автотранспорту, отвечал за техсостояние и эксплуатацию 120 единиц ТС данного предприятия. А когда в советские времена в небольшом полесском городке Ельске стали готовить водителей по линии ДОСААФ, Николай Александрович возглавил это замечательное дело и много сил отдавал подготовке водительских кадров. Эту деятельность он продолжил и в Ельском учебно-производственном комбинате, где заветные водительские «корочки» получали выпускники школ. Так что на счету Смеюна-старшего – немало земляков, которым он дал путевку в большую водительскую жизнь. Ну а Смеюн-младший всегда имел возможность не только поговорить с отцом о различной автомобильной технике, но и с его разрешения покататься на ней, а то и «порулить»…

Как и многие его сверстники, Александр прошел обучение вождению автомобиля в учебно-производственном комбинате и в 1995 году получил водительские права. Это стало важным событием в его жизни, отправной точкой в будущую профессию, с которой определился в выпускном классе. Юноша поставил перед собой цель поступить в БелГУТ и с этой задачей успешно справился. В университете обучался по специальности «строительство автомобильных дорог и транспортных объектов». Быстро пролетели студенческие годы, и вот уже диплом об окончании транспортного вуза страны – в кармане выпускника. Распределение получил на свою малую родину в бывшее Ельское ДСУ № 35 ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель». В этой организации Александр Смеюн проработал полтора года мастером по содержанию автодорог, а когда представилась возможность, в 2008-м перешел на работу в Транспортную инспекцию. Тогда ее функции распространялись и на пункты пропуска, и Александр Николаевич работал в «Новой Рудне», «Александровке» и «Глушковичах».

Новая деятельность была для него чрезвычайно интересной и ответственной, требующей предельного внимания и собранности, знания нормативных документов и умения общаться с людьми. В его поле зрения попадали не только отечественные перевозчики, но и иностранцы: водители из Сербии, Македонии, Венгрии, Турции и других стран, которые проходили таможенный контроль. По отношению к ним нужно было вести себя ровно, корректно, тактично, что, собственно, у Александра Смеюна в крови, так как воспитан он в интеллигентной семье.

Вместе с тем нарушителей он зачастую чувствовал на уровне интуиции, а заглянув в документы и проведя проверку, убеждался в правильности своих предположений. Одни пытались проехать без дозволов (разрешений) на проезд по территории иностранных государств. Другие двигались на крупногабаритном тяжеловесном транспорте с превышающими параметрами. Такие ТС взвешиваются в пунктах пропуска, и на нарушителей налагаются штрафные санкции.

Во время нашей беседы Александр Николаевич вспомнил случай, когда он во время проверки выявил гражданина Молдовы, пытавшегося въехать на территорию Республики Беларусь без дозвола. Тогда на перевозчика был наложен штраф в размере 20 базовых величин. Незадачливому водителю пришлось жить в гостинице при АГЗС в течение недели и ожидать разрешения на проезд. Но закон одинаков для всех, и нарушать его никому не дозволено.

В 2014 году Транспортную инспекцию на границе расформировали и ее функции передали пограничникам. Характер нарушений в основном остается прежним, но бывают случаи, когда границу пытаются пересечь граждане, ведущие себя нагло и вызывающе, допускающие факты дебоширства и хулиганства. Так было и 12 ноября на пункте пропуска «Глушковичи» Лельчицкого района, когда пьяный 42-летний пассажир автомобиля «Опель», гражданин Украины, отказался выполнять требования пограничников и намеревался поговорить со старшим наряда «по-мужски». Чтобы успокоить дебошира, пограничникам пришлось применить наручники и передать его сотрудникам Лельчицкого РОВД. За нарушение режима в пункте пропуска гражданин был оштрафован на 20 базовых величин. Въезд в Беларусь ему запрещен сроком на 3 года.

И еще один свежий пример. Печально закончился вояж по пограничной зоне для водителя автомобиля Seat и двух его пассажиров. Машина была остановлена вблизи населенного пункта Вербовичи Наровлянского района для проверки документов. Ни у трезвого водителя, ни у двух его пассажиров, которые находились под воздействием горячительных спиртосодержащих напитков, паспортов с собой не было. Они в один голос утверждали, что в этих местах их все знают и без документов. При этом нарушители буянили и вели себя вызывающе. Пограничники усмирили троицу и передали ее в Наровлянское РОВД. За оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий и нарушение пограничного режима и водителю, и пассажирам грозит штраф в размере 100 базовых величин. С фактами подобного рода в свое время также приходилось сталкиваться Александру Смеюну, когда он работал на пунктах пропуска.

С расформированием ТИ на границе Александр Николаевич перешел в региональный отдел контроля транспортной деятельности г. Мозыря филиала Транспортной инспекции по Гомельской области, которым руководит грамотный и опытный сотрудник Виктор Мороз. Полномочия специалистов отдела распространяются на весь полесский куст, занимающий территорию семи районов: Мозырского, Калинковичского, Лельчицкого, Ельского, Наровлянского, Житковичского и Петриковского. Отдел имеет в своем распоряжении два служебных автомобиля: легковой «Джили» и грузопассажирскую «ГАЗель» для перевозки весоизмерительного комплекса MASSLOAD (Канада). Специалисты РОКТД трудятся в три смены по графику пятидневной рабочей недели. Они четко и грамотно могут выполнять любую работу и в случае необходимости заменить друг друга.

Рабочий день Александра Смеюна наполнен до предела. Рейды, проверки, контрольные оформления документов, тесное сотрудничество с Гос-
автоинспекцией и отделами ИМНС районов, на территории которых осуществляется проверка транспортной деятельности перевозчиков пассажиров и грузов, профилактические мероприятия – все это составляет основу его деятельности и деятельности его коллег. Чтобы эффективно и грамотно работать, необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, досконально владеть документацией, которая не является какой-то застывшей догмой, а постоянно меняется, совершенствуется в соответствии с веяниями времени. Атмосфера взаимовыручки и поддержки, готовность всегда прийти на помощь товарищу и помочь разобраться в нелегкой ситуации способствуют тому, что работа РОКТД г. Мозыря спорится.

…Удивительно устроена жизнь: мечтая в далеком детстве о своей будущей работе, Александр представлял себя за рулем автомобиля, который мчится по дороге. Так, в сущности, оно и получилось – он всегда на транспортных артериях, в общении с людьми, от его зоркого глаза не ускользает ни одно нарушение. А это и есть профессионализм, рождающий авторитет и создающий производственное реноме, с которым у Смеюна все в порядке.

Свое свободное время Александр Николаевич любит проводить на природе. Общение с ней, рыбалка на озере, как правило, подпитывают, дают силы на новые дела. Но, правда, так было раньше. Теперь у него задача другого рода – для своей семьи он строит дом, большой и светлый, мечтает заложить фруктовый сад. Навыки, полученные в БелГУте, умение чертить, проектировать, рисовать – хорошие помощники в этом замечательном деле.

Вот так в ежедневных трудах и заботах проходит жизнь ведущего специалиста РОКТД г. Мозыря Александра Смеюна – полная, насыщенная и многообразная. Скучать ему некогда – завтра его снова позовет дорога, и он с головой окунется в гущу дел по контролю транспортной деятельности, которые не требуют отлагательств.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ДТП»