Дорожно-транспортный ИИ: метла, шашечки, штрафные квитанции

Сразу поясним, о каких классах устройств идет речь. Во-первых, это – тротуарные роботы-доставщики. Во-вторых, роботы-такси, роботы-полицейские и т.п., передвигающиеся по проезжей части. В-третьих, ЖКХ-роботы, уборщики и контролеры, которые могут передвигаться где угодно.

Конъюнктура сейчас благоприятствует этой индустрии, считает Али Кашани, директор американского поставщика тротуарных роботов Serve Robotics: «Попутный ветер заключается в том, что эти роботы намного более масштабируемы, чем многие альтернативные подходы. У автомобиля примерно в 3000 раз больше кинетической энергии, чем у одного нашего робота, так что по своей природе роботы куда безопаснее для пешеходов, байкеров и всех остальных, и я думаю, что это определенно осознается, если мы говорим о городах… Регуляторный импульс спроса налицо, но вы сталкиваетесь и с дополнительным – нехваткой рабочей силы».

Компания Waymo позиционирует своего робота-такси как «первый в мире автономный сервис по вызову такси» waymo.com
Пробка на Потреро-авеню, 101, в Сан-Франциско глазами водителей, которым спустя несколько минут придется сдвигать сигнальные конусы Reddit.com
Российский коммунальный робот «Пиксель» –на белорусской электротяге dzen.ru

Пока тротуарные роботы в новинку и привлекают внимание, Serve Robotics не теряет времени и продает не только их самих, но и наружную рекламу на них, доход от которой составляет 25–50% прибыли компании.

Вшестером на перекрестке

Вечером 16 апреля сразу шесть роботов-такси Waymo заблокировали движение на съезде с Потреро-авеню, 101, в Сан-Франциско. Видео инцидента попало в популярную соцсеть Reddit и взбудражило Америку.

Дело было так: роботакси гуськом возвращались в свое депо. Первая же машина столкнулась с тем, что движение по предписанному маршруту ей запрещали сигнальные конусы. Пренебречь этим запретом роботы не могли. На автостраду IIRC их тоже не пускало ПО. «Итак, если навигационная программа дает указание ПО для вождения двигаться по Потреро в сторону Бэйшор, но Бэйшор закрыт, нет перекрестка, на котором можно свернуть, негде развернуться, машине запрещено въезжать на автостраду, то пробка гарантирована», – пишет житель Сан-Франциско на Reddit.

Следом за роботакси остановились обычные автомобили, управляемые обычными людьми. После чего созданную ИИ проблему решил естественный интеллект (ЕИ): усталые водители вышли из своих машин и вручную убрали конусы с дороги, чтобы впавшие в ступор роботы и испытывающие понятные эмоции в конце рабочего дня люди смогли миновать роковой перекресток.

Waymo отправила на место происшествия команду помощи на дороге. Благодаря этому все мероприятие длилось не более 30 минут. С точки зрения ИИ он отдал правильную команду: сюда нельзя, сюда тоже нельзя, но ты все-таки съезжай-ка, дружок, в сторону. С точки зрения ЕИ ситуация не столь однозначна, если речь идет о перекрестке, развилке, съезде и т.п.: робот сам выбирает, куда съехать и что потом делать, но выбрать не может.

Справка «ТБ». Происшествие в Сан-Франциско – не первый случай, когда роботы вызывают затор на дороге, однако первый задокументированный инцидент с участием как роботизированных, так и нероботизированных транспортных средств.

К слову, городские власти и службы экстренного реагирования в Сан-Франциско выразили разочарование невозможностью получить доступ к роботам-такси, чтобы переместить их или выдать им предписания о дорожном движении. И еще важная ремарка: обычно испытания роботакси Waymo происходят с участием человека.

Ямочный ремонт через суд

В наших широтах гораздо более распространены ЖКХ-роботы. Самый знаменитый – «Пиксель» от российской компании «Автономика». Особо подчеркнем, что оснащен он белорусскими комплектующими (электротяга); 10–12 «Пикселей» производят уборку улиц Москвы и уже заслужили похвалу ее мэра Сергея Собянина.

Справка «ТБ». «Пиксель» при полной рабочей нагрузке способен отработать 7,5-8 часов, дозарядка занимает примерно 2,5 часа, благодаря чему машина может выполнять свои функции до 15–16 часов в сутки. Робот ниже роста среднестатистического взрослого человека, что является элементом пассивной безопасности. Датчики, радары, лидары, программа машинного зрения обучаются и настраиваются таким образом, чтобы видеть на дороге всех живых существ. Кроме того, предусмотрена звуковая сигнализация.

За «Пикселем» пока никаких сюрпризов не числится. Чего не скажешь про нейросетевой автокомплекс видеофиксации SC-iMVS-RM3 компании Softlogic, используемый Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ) в Петербурге. Разъезжает SC-iMVS-RM3, правда, не на своих четырех, а на казенной «Ладе», работает по принципу нейросети.

В ходе поездки робот с помощью камер фиксирует стертую разметку, ямы, переполненные, урны, граффити и т.п., после чего автоматически генерирует постановления о штрафах. Покатавшись по Питеру 8 месяцев, первый робот-контролер осчастливил юрлиц и муниципальные образования запредельным количеством штрафных квитанций.

Справка «ТБ». Всего SC-iMVS-RM3 с июня 2023 года зафиксировал 468 нарушений; 219 штрафов было выписано за незакрашенные граффити, 135 – за несогласованные кондиционеры на фасадах, 114 – за ямы во дворах. Размер штрафных санкций в каждом случае варьируется в пределах 20–100 тыс. российских рублей.

Как пишет издание «Фонтанка», переубедить робота невозможно, и «поняв, что так недолго и разориться, муниципалы пошли оспаривать постановление». Издание приводит аргументацию сторон в ходе судебной тяжбы вокруг обнаруженной SC-iMVS-RM3 ямы. ГАТИ настаивала на трех тезисах: райадминистрация должна была: 1) не допустить появления ямы; 2) контролировать содержание элементов благоустройства; 3) при появлении проблемы оперативно устранить ее.

Муниципалитет фактически оспаривал не эти тезисы, а, так сказать, продукты деятельности ИИ: 1) к моменту фотофиксации на ремонт ямы уже был заключен контракт, в дальнейшем выполненный в установленный срок; 2) ни в одном документе не было указано, что яма должна быть засыпана к дате фотофиксации. Очевидно, это – важные уточнения, раз суд встал на сторону районных властей и штраф отменил. Таким же образом были успешно оспорены четыре штрафа из 468: три – за ямистость и один – за кондиционер на фасаде.

Перефразируя жителя Сан-Франциско с Reddit, можно сказать: «Я предполагаю, что роботы-контролеры все еще далеки от совершенства». И недоработка та же – ИИ, плохо представляющий дальнейшую судьбу зафиксированных им выбоин в асфальте и кондиционеров на фасаде. Точно так же ИИ Waymos не смог определить, куда именно роботакси съезжать на Пот-
реро-авеню.

Можно ли требовать от разработчика ПО, чтобы он лучше представлял область деятельности, для которой пишет ПО? Безусловно, хотя это удорожает программу и увеличивает срок ее разработки. Не менее важно, чтобы и заказчик, несравненно более компетентный в тех задачах, которые предстоит решать ИИ, четко и подробно формулировал техзадание. А пока – да, ИИ крайне далек от совершенства. Приходится то конусы вручную убирать, то штрафы отменять через суд.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий