Дороги к жизни

…Их называли составы жизни, поезда милосердия, госпитали на колесах. Они стояли по другую сторону войны. Образно, конечно. В реальности же санитарные поезда нередко находились в зоне боевых действий.  Подвиг железнодорожников, медиков, спасших не одну сотню тысяч советских солдат, офицеров, мирных граждан, не меньший чем тех, кто находился на передовой.

Такие составы в первую очередь подвергались вражескому обстрелу и бомбардировкам, нередко их атаковали диверсанты. Все, кто находился в них – медики, железнодорожники, раненые,  в таких ситуациях каждую секунду были на волоске от смерти.

Железнодорожный санитарный транспорт был представлен постоянными военно-санитарными поездами (ПВСП), временными военно-санитарными поездами (ВВСП) и с 1942 года военными санитарными летучками (ВСЛ). Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года,  вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения в кратчайшие сроки сформировать 288 военно-санитарных поездов (ВСП). Через два дня в действие вступили Положение о военно-санитарных поездах, подписанное заместителем наркома обороны СССР Семеном Буденным, и Инструкция по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов.  Необходимо было экстренно оборудовать как минимум 150 полноценных составов и 138 так называемых летучек – поезда, составленные из переоборудованных грузовых вагонов, которые использовали для рейсов на небольшие расстояния. Для таких составов было выделено 6 тыс. вагонов, определены штат железнодорожников в бригадах и места формирования поездов. Подвижной состав, медиков, железнодорожников собирали по всей стране.

В отличие от санитарных летучек, где главными задачами были оказание первой медицинской помощи и скорейшая эвакуация в тыл, постоянные санитарные поезда были госпиталями на колесах. Лечение раненых и больных в них проводилось во время транспортировки. Специализированные вагоны для проведения хирургических операций находились в середине состава. Медицинские места в таких вагонах оборудовались так, чтобы можно было легко трансформироваться. К примеру, операционные столы были еще и местами для перевязки, для помывки лежачих раненых, которые в составе размещались по степени опасности ранения. Тяжелораненые – в специальных вагонах, находящихся близко к операционным и другим спецвагонам.

Во главе таких поездов был один или два паровоза. Их количество могло меняться в зависимости от возможностей железной дороги и дальности рейса.

Первый военно-санитарный поезд № 312 вышел в рейс уже в первые дни войны. Он был подготовлен на Вологодском паровозо-вагоноремонтном заводе. Практически вся команда поезда была набрана в Вологде. Состав обслуживали 75 работников самых разных специальностей – врачи, медсестры, санитары, железнодорожники, повара. ВСП-312 состоял из 19 вагонов: четырех – для тяжелораненых (так называемых вагонов Кригера или просто кригеровских) на 100 мест, семи – для легкораненых на 370 мест, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни, электростанции, вагона-цейгхауза (склада), ледника, штабного вагона и вагона для команды.

Именно в этом поезде два месяца провела в качестве корреспондента писательница Вера Панова.

– …Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее, люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу. Военно-санитарный поезд № 312 был одним из лучших в Советском Союзе… – так описала свое первое знакомство с поездом Панова.

Позже Вера Федоровна посвятила 312-му повесть «Спутники», которая была дважды экранизирована. Наверняка многие помнят фильмы «Поезд милосердия»,  «На всю оставшуюся жизнь…».

Курсируя между фронтом и тылом, санитарные составы нередко находились между жизнью и смертью. Они прибывали максимально близко к местам боев. К условленному месту заранее на автомашинах, на подводах, на лафетах доставляли раненых. В армии считалось: если попал в ВСП – значит, спасся. Так высока была репутация врачей и санитаров, служивших в поездах милосердия. Круглосуточно в госпиталях на колесах, не зная сна, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Железнодорожники и медики спасали людей, а сами ежедневно рисковали жизнью, когда поезда находились в зоне боевых действий – под обстрелом и бомбежками.

В такой ситуации военно-санитарный № 312 оказался в первые июльские дни 1941-го. Санитары и сестры принимали раненых бойцов, прибывших с поля боя: снимали с них окровавленные гимнастерки и брюки, резали на перебитых ногах сапоги, полные крови, обрабатывали раны. Трое приглашенных из городских больниц хирургов в вагоне-аптеке делали неотложные операции. За три дня – около 150. Под обстрелом и бомбежкой в поезд было погружено свыше 900 раненых и больных, в том числе 67 пациентов детской больницы.

– …Тогда нам казалось, что так и должно быть на войне: красный крест в белом круге – островок милосердия, он вне жестоких законов войны. Бомбить нас стали, когда поезд вышел из Пскова, – вспоминала в начале июля 1941-го начмед 312-го, капитан медицинской службы Татьяна Дьячкова. – Красный крест был едва ли не самой любимой целью для немецких летчиков – он (санитарный поезд. – Авт.) не мог ответить огнем.

В условиях, когда немецкая авиация господствовала в воздухе, а танки пробивали нашу оборону, санитарные поезда стали объектом постоянной охоты гитлеровских летчиков и танкистов, которых не смущало наличие красных крестов.  Поезда возвращались с фронта не менее «раненые», чем те, кто благодаря таланту и профессионализму медиков получал в них вторую жизнь. На многих станциях были организованы пункты ремонта.

Последний рейс ВСП-312 выполнил в декабре 1945-го в Беларусь за больными. 23 декабря 1945 года поезд расформировали. За время войны состав прошел 200 тысяч километров, то есть 5 раз обогнул Земной шар, и перевез более 25 тысяч раненых. Таких поездов были сотни, а в них – сотни тысяч спасенных жизней.

В одном из таких составов санитаркой была белоруска, уроженка Гомельской области Надежда Нечаева. В начале войны она находилась на оккупированной территории Беларуси, пережила ужасы концлагеря Озаричи. Затем, когда лечилась от тифа в санитарном поезде, стала помогать медперсоналу.

– Попала с тифом в военный санитарный поезд, – вспоминает Надежда Нечаева. – Помню, что вместе со мной оказалось много детей-сирот. Я была молодая, сильная духом, поэтому быстро пошла на поправку. Персонал очень хорошо ухаживал за больными. Никто из медиков не боялся заразиться. Видя это, начала помогать им по мере сил. Приносила воду больным и делала много другой работы. Почти месяц поезд из-за карантина стоял в тылу. Когда же всех больных выписали, а состав прошел санитарную обработку, поступил приказ выдвигаться к фронту. Меня тогда уже хорошо знали и медики, и начальство. Предложили работать санитаркой. Немного подумав, я согласилась.

За время службы Надежда Нечаева помогла тысячам раненых красноармейцев, для которых санпоезд был дорогой к жизни. Персонал, по словам Надежды Максимовны, за время в пути выматывался так, что валился с ног от усталости:

–  Из последних сил выносили раненых на перрон, быстро прибирали вагон – и спать! Пока новое задание не получили…

Те, кто был легко ранен, поддерживали тяжелых, вспоминает собеседница. С последними было очень непросто:

–  Отрываешь бинты, и тебя саму пронизывает боль. Подсознательно переживаешь ее вместе с пострадавшим…

За годы Великой Отечественной военно-санитарные поезда, пробиваясь из «котлов» и самых горячих мест передовой, вывезли порядка 5 млн раненых и больных.

Подготовила Ольга НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий