В электродепо «Московское» службы подвижного состава государственного предприятия «Минский метрополитен» уже многие годы трудится династия ремонтников. Возглавляет ее самый опытный работник Андрей РУСАК. В феврале этого года исполнится ровно 35 лет с того момента, как он добросовестно трудится слесарем по ремонту подвижного состава.
Младший брат Александр и племянник Дмитрий пришли в это же электродепо не без участия Андрея Ивановича (у Александра – уже шестой, у Дмитрия – пятый разряд по специальности). В сумме общий трудовой стаж династии Русак в метрополитене перешагнул 70-летний рубеж.
Андрей Иванович сначала мечтал о другой профессии и осознанно шел к своей цели. Сначала он поступил и успешно окончил ПТУ № 34 железнодорожного транспорта по профессии помощник машиниста тепловоза. Однако душа потянула Русака не на «чыгунку», а в метрополитен, куда он вскоре после выпуска из училища и устроился на работу. Только вот вакансий машинистов электропоездов в тот период не оказалось. Молодому специалисту предложили подождать несколько месяцев и временно поработать в электродепо «Московское» по смежной специальности слесаря, которую парень также освоил в училище.
Этот момент стал определяющим в судьбе Русака на три с половиной десятилетия. Причем о том, что все эти годы он трудится слесарем и не стал машинистом, Андрей Иванович не сожалеет. Ведь он и его коллеги ремонтируют, восстанавливают и, по сути, дают вторую жизнь оборудованию составов. Это непосредственно влияет на безопасность движения поездов.
Здесь тоже есть своя романтика, и главное, что на ремонтниках лежит большая ответственность за исправность техники. Ошибка или недоработка каждого из них может привести к очень неприятным, порой непоправимым последствиям. Поэтому каждый будний день необходимо быть предельно внимательным, собранным и максимально добросовестно выполнять свою работу. Другого не дано, иначе тебе не место в трудовом коллективе.
– Сказать, что Андрей Иванович хороший специалист, – значит ничего не сказать. Это настоящий профессионал своего дела и непререкаемый авторитет среди коллег, – говорит заместитель начальника электродепо «Московское» по ремонту подвижного состава Виталий Назарович. – Хочу добавить, что он не просто отличный работник, но и очень добрый, порядочный человек. Если его кто-то просит о помощи, никогда не откажет и обязательно выручит. Когда молодые ребята ощущают такое надежное плечо старшего коллеги, они сами учатся взаимовыручке и чувствуют себя увереннее. Благодаря этому сплачивается коллектив, в центре которого находятся по-настоящему уважаемые люди.
О таких, как Русак, в народе говорят: «Мастер – золотые руки». У него уже давно в зачете наивысший седьмой разряд по специальности. Он в совершенстве знает технологии ремонта и обслуживания электропоездов, нормы допуска износа техники, изучил сложные пневматические схемы вагонов и всю необходимую нормативную документацию. Руки настолько чувствуют аппаратуру, что некоторые виды ремонтов может выполнить чуть ли не с закрытыми глазами.
В то же время не только умелые руки и высокая техническая грамотность помогают в труде опытному слесарю. Важно уметь глубоко мыслить на уровне хорошего инженера-практика. Андрей Русак отличается тем, что зрит в корень любой проблемы технического плана. Именно поэтому на его счету уже несколько десятков рационализаторских предложений, которые внедрены и приносят значительный экономический эффект.
И ученики у Андрея Ивановича под стать мастеру своего дела. Через обучение у Русака уже прошли десятки молодых специалистов. В том числе учеником именитого слесаря был когда-то и нынешний начальник службы подвижного состава метрополитена Владимир Семашко.
Русак работает в автоматном отделении. Он занимается ревизией (включает в себя разборку и сборку), проверкой пневматического оборудования на специальном стенде, ведь, например, от безотказной работы тормозной системы или дверей электропоездов напрямую зависит безопасность пассажиров.
Завод-производитель выдает сопроводительную документацию на новый состав. В ней четко прописаны все технологические процессы. У каждого изделия есть свой ревизионный срок, определены соответствующие допуски и отклонения. Поэтому задача слесаря – выверить все вплоть до микрона и в случае необходимости заменить неисправное оборудование. Причем проверки его на стенде недостаточно, нужно провести испытания и после установки в вагоне.
Работу Андрея Ивановича проверяет мастер, а затем приемщик. То есть оборудование проходит три степени защиты от случайной ошибки, чтобы была уверенность в его надежной работе на линии. Ведь порой в электропоезде метро в часы пик едут до полутора тысяч пассажиров, которые находятся под землей в ограниченном пространстве тоннеля. Любая серьезная ошибка или недоработка здесь может привести к поломке состава и панике в вагонах. В то же время в наземном общественном транспорте выходы из строя оборудования, как правило, не доставляют таких волнений пассажирам. Их просто высадят, и люди спокойно поедут дальше на другом транспортном средстве.
У Андрея Ивановича в трудовой книжке уже тесно от записей по случаю его поощрения почетными грамотами, благодарностями и премиями. Получал он и авторское вознаграждение за рацпредложения. Еще 18 лет назад Русак достиг своеобразного наградного олимпа подземки и был удостоен знака «Отличный работник Минского метрополитена».
За многие годы Андрей Иванович воплотил в жизнь, на первый взгляд, простой, но очень мудрый рецепт счастья. Это когда ты с удовольствием идешь на работу, а затем с радостью возвращаешься домой. И здесь многое зависит не столько от обстоятельств, сколько от самого человека, его трудолюбия, профессионализма, умения любить и ценить своих близких. А еще очень важно в жизни не только брать все от нее, но и щедро отдавать добро людям. Поэтому, на мой взгляд, Андрея Русака можно уверенно назвать счастливым человеком, который делает окружающий мир добрее и лучше.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена