Во всем мире транспортная деятельность сопряжена с множеством рисков и негативных последствий. Прежде всего это транспортные происшествия, в результате которых гибнут и получают ранения миллионы людей, повреждаются транспортные средства и перевозимый груз, загрязняется окружающая среда. Поэтому безопасность на транспорте является одной из тех тем, которые волнуют все без исключения государства. И традиционно ей уделялось большое внимание на международном транспортном форуме – XII Белорусской транспортной неделе.
Семинар «Безопасность транспортной деятельности: тенденции и перспективы» стал частью деловой программы форума, который ежегодно принимает наша страна. Как отметил, выступая перед его участниками замминистра транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Ребковец, перед отраслью стоят серьезные задачи, связанные с укреплением общественной безопасности и дисциплины:
– Необходимо, чтобы каждый работник активно участвовал в выполнении этих задач, а руководители выбирали современные подходы по обеспечению безопасности транспортной деятельности. И в первую очередь я возлагаю большие надежды в этом вопросе на потенциал отраслевых научных учреждений, ведущих разработки в данной сфере.
Вопросами обеспечения безопасности на транспорте в нашей стране занимается ряд органов государственного управления, в числе которых – Министерство транспорта и коммуникаций, МВД, МЧС, Минобразования, Минздрав, местные исполнительные и распорядительные органы и другие. При этом основной задачей транспортного ведомства является контроль за безусловным выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене, а также оценка уровня безопасности пассажирских перевозок.
– В настоящее время Минтранс уделяет особое внимание совершенствованию системы обеспечения безопасности транспортной деятельности, разработке современных методов организации техосмотров с учетом международного опыта, – рассказал заведующий отделом исследований в области безопасности транспортной деятельности БелНИИТ «Транстехника» Сергей Новоселов.
Так, по мнению отраслевых ученых, повысить эффективность системы обеспечения безопасности транспортной деятельности могут следующие мероприятия:
– проведение единой целенаправленной политики в профилактике аварийности;
– повышение координации деятельности министерств, ведомств, научных учреждений и других организаций;
– повышение ресурсного обеспечения, необходимого для решения вопросов безопасности транспортной деятельности.
ТЕНДЕНЦИЯ СОКРАЩЕНИЯ
Принятая в Беларуси Концепция обеспечения безопасности дорожного движения (утверждена Постановлением Совета Министров от 14 июня 2006 года № 757) определяет основные направления повышения безопасности дорожного движения в республике, меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести дорожно-транспортных происшествий, в том числе по уменьшению числа погибших и травмированных, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением.
Главной целью концепции является сокращение числа погибших не менее чем на 20% к 2020 году со снижением общего уровня дорожно-транспортного травматизма.
Согласно проведенному БелНИИТ «Транстехника» исследованию в течение последнего десятилетия, с 2008 по 2017 год, в Беларуси наблюдалась устойчивая тенденция сокращения числа дорожно-транспортных происшествий. За этот период произошло 51 927 ДТП, в которых погибло 9807 человек, 55 364 человека получили ранения различной степени тяжести. Таким образом, в среднем на дорогах республики каждые сутки в течение десятилетия регистрировалось 15 ДТП, в которых погибало три человека и 16 получали повреждения.
В то же время наряду со стабилизацией состояния аварийности в нашей стране отмечается ежегодный прирост количества зарегистрированных транспортных средств. По сравнению с предыдущим годом их общее количество увеличилось на 17 349 и составило 4 209 640 единиц (рост по сравнению с 2008 годом – 22,9%).
Кроме того, на протяжении последних шести лет отмечалось постоянное ежегодное снижение тяжести последствий ДТП. И только в 2017-м произошел рост этого показателя: в течение года на дорогах страны случилось 3418 дорожно-транспортных происшествий, в которых 589 человек погибли и 3620 получили ранения.
Коэффициент тяжести последствий ДТП (количество погибших из 100 пострадавших в ДТП) в 2017 году составил 14, что значительно превышает уровень в таких странах, как Германия (0,8), Латвия (2,7), Литва (4,9), Польша (6,7) и Российская Федерация (8,1).
В Беларуси количество погибших на 100 тысяч жителей (6,2 чел.) ниже, чем в Латвии (7), Литве (6,8), Польше (7,3) и Российской Федерации (13), однако более чем в 1,5 раза выше, чем в Германии (3,9).
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПО-ПРЕЖНЕМУ КЛЮЧЕВОЙ
Как показывает анализ ДТП, преобладающее их количество совершается из-за действий водителей и пешеходов, не соответствующих требованиям безопасности. На такое поведение водителей влияет целый ряд причин, в том числе недостаточное знание ПДД, неумение прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации, применение неправильных приемов управления, незнание или недостаточный учет возможностей водителя и автомобиля в различных дорожных и погодно-климатических условиях.
Анализ состояния аварийности и нарушений ПДД позволяет отметить, что человеческий фактор является главным источником совершения дорожно-транспортных происшествий. Высокий показатель травматизма на дорогах во многом объясняется сознательным нарушением ПДД отдельными категориями участников дорожного движения, особенно молодыми водителями и пешеходами. Зачастую их неправильные действия вызваны переоценкой своих возможностей, излишней самоуверенностью, отсутствием самоконтроля и уважения к другим.
ЕСТЬ У КОГО УЧИТЬСЯ
Сравнивая показатели аварийности в области автомобильного транспорта в Беларуси с аналогичными показателями других государств, можно сделать вывод, что нашей стране предстоит сделать еще немало для улучшения ситуации в этой сфере.
Во многих зарубежных странах разрабатываются и реализуются государственные программы обеспечения безопасности дорожного движения со сроками выполнения мероприятий и распределением ресурсов, отведенных на их выполнение.
Опыт Швеции по снижению количества погибших на дорогах является одним их самых передовых. В этой стране в 1997 году была принята Концепция нулевой смертности. Несмотря на то что уровень автомобилизации в Швеции, как и во всем мире, увеличивается, с 1997 года (541 погибший – 6,1 на 100 тыс. населения) количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях сократилось вдвое и в 2013-м составило 264 человека (около 3 чел. на 100 тыс. населения), в 2016-м этот показатель понизился до 2,7 погибших на 100 тыс. населения.
В Республике Беларусь в ДТП в 2017 году погибло 589 чел., что составило 6,2 погибших на 100 тыс. населения.
Эффективность шведской концепции объясняется всесторонним подходом к решению проблем безопасности дорожного движения. Основными положениями концепции нулевой смертности являются:
– дорожно-транспортная система как единое целое;
– этический принцип неприемлемости гибели людей на дорогах, а также получения людьми тяжких телесных повреждений на дорогах;
– адаптация дорог, улиц и транспортных средств к особенностям человека;
– основная ответственность за безопасность возлагается не только на водителей, но и на создателей дорожно-транспортной системы.
Мероприятия реализации концепции коснулись всех составляющих дорожно-транспортной системы, начиная от правовых и заканчивая реконструкцией дорог. К основным можно отнести:
– организацию кругового движения на пересечениях;
– дороги c разделительным барьером;
– подробное расследование аварий с летальным исходом;
– ограничение скорости и контроль скоростного режима;
– строительство безопасных пешеходных переходов;
– повышение безопасности транспортных средств, напоминание о ремне безопасности, новейшие системы безопасности;
– применение велосипедных шлемов;
– установку алкозамков в транспортные средства предприятий, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров, а также в автомобили водителей, однажды управлявших ТС в нетрезвом виде;
– расширение сотрудничества в области повышения безопасности дорожного движения.
Концепция безопасности дорожного движения, построенная на принципах «Нулевой цели», получила развитие и в других государствах мира. Стоит также отметить, что основные принципы дорожной безопасности в европейских странах подвергаются пересмотру, особенно в части баланса ответственности за безопасность, а также установки пограничных показателей безопасности дорожной системы на основе биомеханической толерантности человека.
МАГИСТРАЛЬ –В ДЕСЯТКЕ ЛУЧШИХ В МИРЕ
В сфере железнодорожного транспорта безопасность транспортной деятельности обеспечивается Белорусской железной дорогой, в составе которой функционируют служба безопасности движения поездов, служба пути, общетехническая служба, военизированная охрана, отдел охраны труда.
Проблема обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является комплексной, и структурно ее можно разделить на несколько составляющих:
– технологическая (перевозка пассажиров и грузов, маневровые работы);
– промышленная (использование инфраструктуры);
– кадровая (психофизиологическое состояние или профессиональная подготовка работников).
Железнодорожный транспорт представляет потенциальную опасность для человека в связи с тем, что он является концентратором большого количества людей и грузов, а его пути имеют много пересечений с автомобильными дорогами.
Статистика состояния безопасности движения поездов на Белорусской железной дороге выглядит следующим образом: 2008 г. – 114, 2009 г. – 106, 2010 г. – 115, 2011 г. – 87, 2012 г. – 72, 2013 и 2014 гг. – 61, 2015 г. – 68, 2016 г. – 60, 2017 г. – 72.
Основными причинами нарушений безопасности движения поездов в нашей стране называются следующие: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, сбои в системе сигнализации, централизации, блокировки и связи, износ технических средств инфраструктуры.
В то же время по количеству нарушений безопасности движения поездов на 1 млн т-км Республика Беларусь входит в десятку стран мира с самыми безопасными железными дорогами.
В АВИАЦИИ – СПРОС С КАЖДОГО
В сфере авиационного транспорта вопросы безопасности возложены на управление Государственной инспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности Департамента по авиации Минтранса. В функции этого подразделения входит государственный надзор за обеспечением безопасности полетов и выполнением правил полетов и стандартов, а также надзор за мероприятиями по предупреждению авиационных происшествий и обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации.
Главная задача, которая стоит перед работниками авиации, – снижение риска развития в неблагоприятной ситуации в процессе организации, производства полетов и их обеспечения до того уровня, который позволил бы исключить авиационное происшествие или снизить тяжесть последствий.
Работая над выявлением опасностей и исследованием рисков, руководство авиапредприятий использует следующие методы:
– постоянный мониторинг наиболее опасных или уязвимых мест в авиационной системе путем проверок, аудитов, контроля соблюдения правил и норм, установленных нормативно-правовыми документами;
– быстрое реагирование на любые изменения в системе подготовки, обеспечения и производства полетов (ввод в строй новой авиационной техники, реконструкция аэродрома, изменение режима полетов, метеоусловий и т. д.)
– внедрение системы добровольных сообщений об опасных факторах без риска штрафных санкций для работника, предоставившего данную информацию. В дальнейшем эта информация может использоваться для принятия конкретных мер по недопущению нарушений в сфере безопасности полетов;
– обмен информацией между службами аэропорта и предприятиями ГА по вопросам обеспечения полетов;
– использование международного опыта по предупреждению авиационных событий;
– постоянное совершенствование знаний и практических навыков персонала, обслуживающего и эксплуатирующего авиационную технику, средства наземного обеспечения на основе современных методов обучения.
Как отмечают специалисты БелНИИТ «Транстехника», важно оценивать эффективность внедрения корректирующих действий, проводимого на основе исследования рисков, и при необходимости вести их дальнейшую доработку – до достижения желаемого результата.
Кроме всего прочего, на предприятии должна быть внедрена система персональной ответственности как рядовых работников, так и всего руководящего состава, включая самого руководителя.
САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ ИЗ ВСЕХ
В транспортном комплексе Беларуси водный транспорт является одним из наиболее безопасных. С 2014 по 2017 год на этом виде транспорта не было зафиксировано ни одного аварийного случая. При этом основным нарушением в прошлом году была эксплуатация судов без технического освидетельствования или с его просроченными сроками.
Комплексное обеспечение безопасности судоходства включает в себя мероприятия по безопасному плаванию по внутренним водным путям, навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания, содержанию судоходных путей и гидротехнических сооружений в надлежащем состоянии, а также диспетчерское регулирование судоходства, обучение и аттестацию членов экипажей судов и другие мероприятия.
Безаварийной работе на внутреннем водном транспорте республики способствуют:
– строгое соблюдение правил движения водного транспорта, техники безопасности и эксплуатации технических средств;
– соблюдение норм правопорядка на воде и санитарного состояния водоемов;
– контроль со стороны надзорных органов за техническим состоянием судов и плавсредств;
– пополнение речного флота новыми судами, а также оборудованием для гидротехнических сооружений.
Значительное влияние на обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте оказывает техническое состояние эксплуатируемых судов, говорится в исследовании БелНИИТ «Транстехника». Поэтому особое внимание необходимо уделять соблюдению технологий ремонта судов, а также требований нормативных правовых актов при их погрузке-разгрузке. Кроме того, по мнению специалистов института, значительная часть судовых путей имеет достаточно сложные условия для безопасного судоходства, в связи с чем есть необходимость создания и постоянной актуализации лоцманских карт судоходных путей.
СПРАВКА
В Беларуси государственная политика в области безопасности транспортной деятельности основывается на осуществлении мер, принимаемых в отношении:
– транспортных средств (совершенствование их конструктивной и эксплуатационной безопасности, улучшение технического состояния, гармонизация обязательных требований в РБ к транспортным средствам с аналогичными международными требованиями);
– водителей (совершенствование системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации; усиление контроля за режимом труда и отдыха; создание условий для поддержания на оптимальном уровне их психофизиологического состояния, принятие мер по недопущению злоупотребления алкоголем, а также употребления наркотических, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ);
– инфраструктуры (совершенствование уровня проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания инфраструктуры; плановое устройство искусственного освещения дорог, строительство автостоянок, транспортных развязок, подземных и надземных пешеходных переходов, островков безопасности, конструктивно выделенных над проезжей частью дороги; проведение работ по ликвидации потенциально опасных участков дорог с одновременным повышением информированности водителей и пешеходов об опасных условиях дорожного движения);
– организации движения (своевременное выявление и устранение причин, способствующих нарушению требований технических нормативных правовых актов в области безопасности транспортной деятельности; оптимизация скоростных режимов движения транспортных средств);
– повышения эффективности управления и государственного контроля в области безопасности транспортной деятельности (совершенствование системы госконтроля, в том числе исключение дублирования контрольных функций);
А также мер, направленных на получение широкой общественной поддержки (закрепление у граждан положительных стереотипов безопасности транспортной деятельности; пропаганда безопасного поведения участников движения, в том числе в учреждениях образования и рабочих коллективах; мониторинг общественного мнения в этой области).
Государственные программы обеспечения безопасности дорожного движения в странах Европы
Концепция безопасности дорожного движения, построенная на принципах «Нулевой цели» зарубежных стран
Подготовила Инесса ГЕРМАНЧУК, «ТБ»