Дела семейные…

Дела семейные...

Вот и откружил новогодний хоровод! Белорусские города все еще в праздничном убранстве и щедро дарят своим жителям хорошее настроение.

Однако вернемся к тому времени, когда подготовка к семейному празднику только начиналась, надо было успеть купить подарки, завершить все намеченное, составить список приглашенных или самому собраться в гости. Суета, суета, суета… Именно тогда проводился наш рейд.

Местом встречи вечно спешащих водителей и пешеходов всегда был наземный пешеходный переход. Он призван обеспечить безопасность, но, увы, так получается далеко не всегда. В январе – ноябре прошлого года только в Минске было зарегистрировано 206 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых 197 человек получили травмы и 16 погибли. При этом 137 ДТП произошли на обозначенных пешеходных переходах, где 137 человек были ранены и 5 погибли.

Установившиеся с начала зимы достаточно непредсказуемые погодные условия, а также нерадующая статистика способствовали проведению столичной Госавтоинспекцией целого комплекса мероприятий: с16 по 20 декабря во всех районах Минска ГАИ усилила надзор за дорожным движением и провела профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

Приняв во внимание графики работы предприятий и учебных заведений, сотрудники милиции общественной безопасности вели патрулирование в местах массового скопления граждан. О мерах обеспечения личной безопасности правоохранители говорили с пешеходами всех возрастов.

– К сожалению, пешеходные переходы остаются местами повышенной опасности. Как показывает статистика, большая часть наездов происходит именно там, – констатируют в ГАИ ГУВД Мингорисполкома. – Профилактическая работа в данном направлении очень многогранна. В каждом столичном районе есть своя специфика. Там, где расположено много промышленных предприятий, инспекторы в большей степени уделяют внимание встречам в трудовых коллективах. Вблизи мест расположения объектов досуга – наземным пешеходным переходам.

Чтобы понаблюдать за работой инспекторов ГАИ, наши журналисты отправились в Московский район столицы. Здесь преобладает жилая застройка. Как следствие, много детских садов и школ, крупных торговых объектов.

– Мы учитываем специфику района, – рассказывает старший инспектор по АиП ОГАИ Московского РУВД г. Минска майор милиции Любовь Трепашко. – Профилактические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пешеходов, ведем постоянно. Внимание акцентируется не только на категории участников дорожного движения, но и на их возрастных группах.

Главная забота, конечно, дети. В канун рождественских и новогодних праздников совместно с ГАИ активисты ГУО «Средняя школа № 60 г. Минска» организовали показ спектакля для детей «В Новый год по правилам».

Юные актеры из музыкального театра «Волшебное зеркало» посетили воспитанников социально-педагогического центра, где вместе с ребятами, лишенными родительской опеки, повторили Правила дорожного движения для пешеходов.

– Конечно, учить ребенка соблюдать законы дорог и заботиться о своей безопасности должны родители, – замечает Любовь Трепашко. – Если их рядом нет, то мы стараемся помочь детям. Ведь усвоение Правил дорожного движения происходит наиболее эффективно, когда материал преподносится в виде игры или спектакля-сказки со сладкими и нужными подарками. Последними, соответственно, как правило, становятся фликеры.

В дни зимних школьных каникул этот же спектакль покажут в оздоровительных лагерях учреждений образования Московского района. А пока здесь встречаются с педагогами и родительской общественностью. Инспекторы напоминают о важности личного примера соблюдения норм безопасного поведения на дороге. Ведь дети как губка впитывают, а затем повторяют все, что делают взрослые.

Дела семейные... Дела семейные...

– Безопасность на дороге в первую очередь связана с отношением к ней самих участников движения, – констатирует инспектор ДПС ОГАИ Московского РУВД г. Минска капитан милиции Константин Свибович. – Если говорить о пешеходных переходах, то нынешние неустойчивые погодные условия просто обязывают водителей и пешеходов быть особенно внимательными.

Сумерки наступают рано, люди как раз идут и едут с работы. Одежда у пешеходов в основном темного цвета. Как их заметить в темноте, если нет фликера? Новогоднее убранство и то ярче светит.

– Я проблем не вижу, – подключился к разговору водитель такси. – Пешеходные переходы все обозначены. В Московском районе, как и в Минске в целом, прекрасное освещение. Включается в то время, когда людей на дороге становится сложно увидеть. Здесь вопрос в другом – водители останавливаются, а то и оставляют машины, не соблюдая положенные перед переходом 15 метров. Как заметить пешехода, если обзор ограничен?

Петр живет в Московском районе, за рулем такси уже 11 лет. Он также считает, что решить данную проблему можно установкой камер видеонаблюдения или более масштабным выделением на дорогах полос для движения общественного транспорта – туда мало кто заезжает. Но сказать, что вина небезопасности пешеходных переходов лежит только на водителях, не может:

– Сколько раз наблюдал, как пешеходы перебегают проезжую часть дороги на красный сигнал светофора либо в неположенном месте. Может, это и не очень красиво, но от такого поведения лучше всего помогает ограждение посередине дороги. Если же оно на обочине установлено, то перепрыгивать пытаются. А когда в центре – стесняются.

Особую тревогу у водителя такси вызывает поведение пожилых людей, которые могут выйти на проезжую часть в самом неожиданном месте.

– В нашем районе очень грамотные условия организации дорожного движения. Но возле дома, где я живу, постоянно наблюдаю далеко не безопасное поведение бабушек и дедушек. О ношении световозвращателей даже речь не идет. Думаю, осознание необходимости заботиться о своей безопасности в нашем обществе не скоро наступит. Надо, чтобы дети, которых инспекторы ГАИ носить фликеры научили, выросли, взрослыми стали и своих детей приучили к тому же.

В ГАИ Московского района ситуацию видят несколько иначе.

– Практически у каждого пожилого пешехода есть родные. К одиноким престарелым приходят социальные работники. Получается, что есть возможность показать, объяснить, убедить. Настойчивее быть надо близким, чаще напоминать, что родителей любят, заботятся о них. Неужели в семье такой вопрос решить трудно? – удивляется Любовь Трепашко.

Забота о родителях с точки зрения обеспечения их безопасности на дороге – это не только ношение световозвращающих элементов. Это правильное поведение на дворовой территории, при переходе малополосных проезжих частей дорог, ведущих к магазину, и многое другое.

У пожилых людей снижаются слух и зрение, поэтому они зачастую просто не слышат приближающегося транспорта, не видят его, а порой неверно определяют безопасное расстояние до машины.

Довольно часто пожилые плохо ориентируются в пространстве. А за счет пониженной реакции могут не вовремя отреагировать на звуковой сигнал автомобиля. Но самое опасное – это психология пожилого человека, которому свойственно преувеличивать свои физические возможности. Именно это зачастую является причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых возрастные пешеходы становятся не только участниками, но и жертвами.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий