Центр, где все под контролем

– В метро – все под контролем, – утверждают работники ситуационного центра, которые круглые сутки отслеживают обстановку на всех объектах подземки и оперативно реагируют на различные вызовы.

Когда на экране моего смартфона отображается контакт «Ситуационный центр метрополитена», то даже зажигательная латиноамериканская мелодия рингтона воспринимается как-то тревожно. Особенно если это происходит после полуночи или ранним утром. Как правило, если тебя побеспокоили сотрудники этого оперативного подразделения, значит, в метро что-то случилось или возникла какая-то нештатная ситуация. Сразу скажу, что бывает это нечасто, но поводы порой достаточно серьезные.

Лично для меня самый неприятный момент, когда дежурный по метрополитену сообщает, что в такое-то время на такой-то станции на такой-то путь произошло падение пассажира.

– Машинист применил экстренное торможение, но столкновения избежать не удалось. На место прибыли сотрудники службы безопасности и других структур метрополитена. Вызвана бригада скорой медицинской помощи, оповещены сотрудники оперативных служб силовых структур, – спокойный и уверенный голос дежурного (в основном это женщины) четко произносит слова. Без эмоций, лишних глаголов и междометий.

И тогда для многих оповещенных наступают долгие секунды, спрессованные в плотные минуты ожидания. Причем сколько бы лет каждый ни проработал в подземке, каких бы ситуаций ни повидал, – все равно к чужой боли неравнодушен. Ведь речь идет о человеческой жизни, о тревогах и печалях родных, близких пострадавшего пассажира. Случайно или преднамеренно он попал на рельсы, большого значения в этот момент не имеет. Главное, чтобы остался жив и не получил серьезных травм.

Перед глазами сотрудников дежурной смены ситуационного центра потом много раз прокручивается видеозапись случившегося на больших настенных мониторах. В том числе в присутствии различных должностных лиц. Впоследствии проводится пошаговый разбор ситуации, чтобы понять, что же на самом деле произошло. Правовую оценку тому или иному инциденту дают сотрудники правоохранительных органов после проведения соответствующих следственных действий. А о состоянии здоровья потерпевшего пассажира могут предоставить информацию только медицинские работники. Однако развитие событий обязательно отслеживается нашими специалистами.

Ситуационный центр работает в круглосуточном режиме. В составе дежурной смены (продолжительность 12 часов) – дежурный по метрополитену и два инспектора по видеонаблюдению. Доступ в помещение ситуационного центра строго ограничен.

Центр имеет в своем составе комплекс программно-технических средств – для сбора, обработки и передачи информации с автоматизированных рабочих мест. Это позволяет организовать взаимодействие диспетчеров подземки и экстренных служб Минска при нарушениях нормальной работы метро и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Комплекс программно-технических средств осуществляет мониторинг и комплексный анализ видеоинформации на объектах метрополитена как в реальном времени, так и в режиме записи. Видеонаблюдение осуществляется аналоговой системой (1055 камер) в вестибюлях, на эскалаторах, платформах, главных путях в пределах станций, в тупиках, венткиосках и лифтах. Также видеонаблюдение производится цифровой системой (842 камеры) в пешеходных переходах станций, входах и выходах с вестибюлей и линейках турникетов.

Видеоинформация выводится на мониторы автоматизированных рабочих мест инспекторов видеонаблюдения, на восемь больших мониторов настенного размещения и при необходимости на четыре больших настенных монитора помещения комиссии по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, есть возможность наблюдения складывающейся обстановки с помощью камер единой системы видеонаблюдения Минска, которые установлены в местах массового пребывания граждан. Это позволяет оперативно реагировать на изменения обстановки вблизи станций метрополитена.

Информация, поступающая из разных источников, оперативно доводится до сведения директора метрополитена, главного инженера, заместителей директора и главного ревизора по безопасности движения поездов. Организованы звуковое голосовое оповещение и SMS-рассылка работникам подземки по автоматизированной системе оповещения «Минский метрополитен».

Хорошо зарекомендовал себя и резервный канал информирования с применением планшета и интернет-мессенджеров, позволяющий по запросу руководства оперативно передавать фото- и видеоинформацию о происшествиях в метрополитене.

Так, определено, что наряду с руководством метрополитена пресс-секретарь одним из первых узнает о различных ситуациях в подземке. И если происходит что-то серьезное в рабочее время, я через считаные минуты прибываю в помещение ситуационного центра, чтобы на месте воочию оценить обстановку. При этомвижу, как собраны и организованы работники, как серьезно и ответственно они относятся к своей напряженной и очень важной работе.

Вообще же, различных ситуаций за время смены бывает немало. Где-то около станции подземки прорвало водопроводную трубу, пассажир почувствовал себя плохо в поезде, потерялся ребенок в метро, кто-то уронил на пути мобильный телефон, в пешеходном переходе граждане устроили потасовку, обнаружена несанкционированная торговля… Эти и многие другие моменты фиксируются и отслеживаются работниками центра. Они обязаны быстро сориентироваться в обстановке и довести точную информацию до причастных должностных лиц. Для этого нужно быть очень организованным, уметь оперативно анализировать ситуацию и обладать определенной стрессоустойчивостью. Поэтому случайных людей в этом подразделении, можно сказать, быстрого реагирования попросту нет и быть не может.

Структурное подразделение «Ситуационный центр» в Минском метрополитене было создано 16 ноября 2015 года. Штатная численность его работников составила 16 человек, сегодня это 11 женщин и пять мужчин. Несмотря на то что коллектив совсем небольшой, но, например, к 35-летию пуска Минского метрополитена сразу два работника ситуационного центра были отмечены руководством предприятия за высокий профессионализм и образцовое выполнение служебных обязанностей. Ценным подарком был награжден дежурный по метрополитену Владимир Буйвидович, а Почетной грамоты удостоена инспектор Марина Шестакова.

О каждом из этих сотрудников нужно сказать отдельно. Владимир Буйвидович – выпускник Даугавпилского техникума железнодорожного транспорта, трудится в метрополитене более 36 лет! То есть пришел работать в подземку еще до ее официального открытия. За эти годы ветеран сменил несколько должностей – был электромехаником и диспетчером различных служб. Поэтому Владимир Андреевич о родном метрополитене знает практически все и даже немножко больше. Это позволяет ему быстро ориентироваться в любой нештатной ситуации и оперативно принимать взвешенное решение.

Марина Шестакова в метрополитене с 2004 года, трудилась на различных должностях. В 2006-м окончила Международный гуманитарно-экономический институт по специальности экономист, но с подземкой не рассталась. В итоге в феврале 2018-го стала инспектором ситуационного центра и сейчас является одним из лучших специалистов этой структуры. Марина Васильевна быстро освоила и смежную специальность дежурного по метрополитену, не раз временно исполняла данные обязанности.

36 лет добросовестно трудится в подземке выпускница Оршанского техникума железнодорожного транспорта, ныне – дежурный по метрополитену Наталья Трухан. Ее стаж работы в метро пусть на 16 дней, но превосходит стаж Владимира Буйвидовича. Ее опыт и профессионализм также перенимают сотрудники с более скромным багажом лет.

Многие годы честно и ответственно трудятся в подземке дежурные по метрополитену Раиса Болбат, Светлана Миланович и Вероника Понюшенко. Дежурных в составе центра – пятеро, и все они – работники зрелые, с диапазоном стажа в метро от 14 до 36 лет.

Среди инспекторов ситуационного центра наиболее опытная Елена Горбачевская – в подземке с 1992 года. Другие инспекторы этого подразделения работают в метро значительно меньше: Наталья Зыбко – с 2012-го, Светлана Петрина – с 2013-го, Юлия Семка – с 2014-го, Ольга Новицкая – с 2015-го, Светлана Довнар – с 2016-го, Максим Царев – с 2015-го, Павел Супрун – с 2018 года. Причем все молодые специалисты системно перенимают опыт у «аксакалов» и не стесняются лишний раз обратиться к ним за советом. Тем более что при необходимости старшие товарищи всегда консультируют своих коллег.

С августа 2016 года и по настоящее время возглавляет центр Виктор Валюкевич (в метрополитене – с 2013 года). Он более 35 лет прослужил в различных структурах военного ведомства и уволился в запас в звании полковника. Многие годы Виктор Аркадьевич проходил службу в Центральном командном пункте Вооруженных Сил Республики Беларусь, поэтому профиль деятельности оперативного подразделения метрополитена освоил очень быстро.

Заместителем начальника ситуационного центра в 2018 году назначен Александр Ильяш (пришел в подземку в 2016-м). Он очень быстро влился в коллектив и освоился в должности. Ильяш окончил два вуза – БГУ и БНТУ, дипломированный физик, математик-экономист и инженер-строитель. Аналитический склад ума и здоровый прагматизм Александра Юрьевича не раз помогали коллективу в экстренных ситуациях.

В марте этого года на базе Минского метрополитена состоялся городской семинар руководителей коммунальных предприятий столицы. Участие в нем принял заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович. Наряду с другими объектами подземки гости посетили ситуационный центр и были впечатлены уровнем его оснащенности и оперативностью реагирования на различные вызовы.

Наш ситуационный центр нередко посещают коллеги из других метрополитенов, Входящих в Международную ассоциацию «Метро». Минчане всегда открыто делятся опытом с гостями, рассказывают о перспективах развития.

В скором времени ситуационный центр сменит дислокацию и разместится в новом инженерном корпусе. Увеличится штат, будет усовершенствовано техническое оснащение подразделения. Его специалистам предстоит осуществлять мониторинг еще и третьей – Зеленолужской линии метрополитена. И сегодня нет сомнений, что коллектив этого подразделения справится с новой ответственной задачей.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий