ЧТОБЫ ВЗЛЕТЫ СОВПАЛИ С ПОСАДКАМИ

Как быть неуязвимым в небе и на земле

Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

Безопасность полетов и авиационную безопасность, перефразировав известное выражение, можно назвать двумя китами, на которых держится гражданская авиация. В функционировании воздушного транспорта они играют первостепенную роль.

На итоговом заседании коллегии Департамента по авиации Минтранса руководитель авиационной отрасли Игорь Голуб констатировал, что по результатам минувшего года безопасность полетов в организациях гражданской авиации Беларуси, имеющих сертификат эксплуатанта воздушного судна, была обеспечена. Однако зафиксировано шесть авиационных событий: четыре авиационных инцидента, один из которых квалифицируется как серьезный, и два повреждения воздушных судов на земле.

• Серьезный авиационный инцидент случился 25 августа. Автожир М24 «Орион», принадлежащий, согласно договору аренды ООО «Авиационный учебный центр Даймонд», совершал взлет с площадки «Белогруда» Лидского района Гродненской области. После отделения от земли из-за резкой смены направления ветра и снижения подъемной силы произошла просадка воздушного судна. Автожир столкнулся передней стойкой с неровностью на земле, что вызвало частичное повреждение носовой части кабины. Потом его резко развернуло носом вправо с креном на левый борт, что привело к касанию земли лопастями несущего винта и последующему опрокидыванию.

Одна из причин случившегося – несвоевременные действия летчика по исправлению ситуации. Сопутствующими факторами стали наличие препятствий вблизи от места взлета, неудовлетворительный осмотр посадочной площадки и нерациональное использование ее длины.

• 28 марта прошлого года произошло нарушение интервалов эшелонирования между воздушным судном Ил-76 государственной авиации Российской Федерации, выполнявшим рейс по маршруту Ульяновск – Энгельс, и самолетом РС-12 ЗАО «БайСкай» (Республика Беларусь), следовавшим из Уральска во Внуково.

Причиной авиационного инцидента явилась преждевременная команда на снижение Ил-76, поступившая от диспетчера аэропорта Самара, что привело к пересечению занятого самолетом РС-12 эшелона. В момент расхождения горизонтальный интервал составлял 1,3 км, вертикальный – 200 футов. Это – очень опасное приближение.

•  29 октября экипаж ОАО «Авиакомпания «Белавиа» на пассажирском воздушном судне Embraer 170-200LR выполнял регулярный полет по маршруту Астана – Минск. После взлета с аэродрома Астана рукоятка шасси была установлена в положение «уборка шасси». Однако сигнализация указывала на то, что действие не выполнено. Экипаж принял решение о возвращении на аэродром вылета. После выработки топ-
лива до допустимой посадочной массы самолет благополучно приземлился.

Причиной авиаинцидента явилось загрязнение механизма привода микровыключателя цепи управления в блоке рукоятки уборки/выпуска шасси.

• 1 ноября экипаж авиакомпании «Белавиа» на воздушном судне Boeing 737-8 МАХ выполнял регулярный рейс по маршруту Стамбул – Минск. Во время взлета произошло частичное разрушение внешнего слоя бортовой части и боковины шины внешнего колеса левой основной опоры шасси без потери герметичности шины. Экипаж принял решение о продолжении полета до аэродрома назначения в Минске. Посадка завершилась благополучно.

Причина – ухудшение прочностных характеристик шины в результате периодического длительного воздействия на нее высоких температур из-за теплопередачи от тормоза в процессе эксплуатации (неполное растормаживание дисков).

• 9 февраля Boeing 737-800 авиакомпании «Белавиа» выполнял рейс по маршруту Минск – Москва. На аэродроме Шереметьево после посадки и заруливания на стоянку еще до подъезда к самолету спецтранспорта наземные службы аэропорта обнаружили повреждение обшивки фюзеляжа в районе переднего багажно-грузового отсека. Установить, где и когда это случилось, комиссии по расследованию не удалось.

•  Еще один случай повреждения воздушного судна произошел 15 июля в Международном аэропорту Анталия (Турция). Во время наземного обслуживания самолета Boeing 737-800 авиакомпании «Белавиа» спецавтомобиль, предназначенный для заправки воздушных судов водой, столкнулся с нижней хвостовой частью фюзеляжа. На обшивке образовалось повреждение в виде вмятины с дефектом лакокрасочного покрытия длиной 950 мм.

Произошедшее явилось следствием неграмотных действий водителя спецавтомобиля, который не произвел осмотр транспортного средства перед началом движения, подъезд к воздушному судну осуществлял с поднятой платформой и не среагировал на сигналы об остановке, подаваемых должностным лицом аэропорта.

Авиация общего назначения: двое погибших

• 27 августа при выполнении полета в районе города Вилейки Минской области на мотодельтаплане «Фрегат», принадлежавшем пилоту-любителю Дмитрию Фалевичу, произошло столкновение воздушного судна с земной поверхностью. На борту дельталета находился не только пилот, но и пассажир. Оба погибли. Воздушное судно получило значительные повреждения.

Причина авиакатастрофы – несоблюдение пилотом летных ограничений по крену, скорости полета и эксплуатационной перегрузке, установленных руководством по летной эксплуатации. Вопиющим фактором стало также нахождение командира воздушного судна в состоянии алкогольного опьянения.

В ходе расследования дополнительно было выяснено, что заявка на использование воздушного пространства подавалась на совсем другое судно. Ряд нарушений зафиксирован и в отношении временного аэродрома Хожево. Летный состав и воздушные суда взмывали с него в небо с просроченными пилотскими свидетельствами и сертификатами летной годности. Без соблюдения законодательства выполнялись и коммерческие обзорные полеты.

На земле всё спокойно. Почти

На объектах гражданской авиации не допущены акты незаконного вмешательства в их деятельность, связанные с захватом или попыткой захвата воздушных судов в полете, нападением на них на земле, взрывами, диверсиями, повреждениями самолетов и аэронавигационного оборудования.

Зафиксированы 43 факта сообщения ложной информации, ставящей под угрозу безопасность воздушного судна, членов экипажа и пассажиров в полете или на земле. (Для сравнения: в 2022 году таких случаев было более 130; международная организация гражданской авиации ИКАО рассматривает их тоже как акты незаконного вмешательства.)

Продолжилась работа по совершенствованию технических средств охраны контролируемых зон в Национальном аэропорту Минск, воздушной гавани Могилева и на аэродроме Орша, где начал функционировать пункт досмотра грузов, оснащенный телевизионной системой видеонаблюдения.

Национальный аэропорт реализовал около 10 мероприятий по усилению технической защищенности. На периметровом ограждении контролируемой зоны в районе стоянок воздушных судов № 1–9 появился трибоэлектрический кабель, предназначенный для использования в составе извещателя охраны. Для исключения «мертвой зоны» на подступах к периметровому ограждению второй взлетно-посадочной полосы установлены два дополнительных инфракрасных прожектора.

В аэропорту Могилев начата техническая модернизация системы видеонаблюдения. В областных аэропортах и на удаленных объектах единой системы организации воздушного движения ГП «Белаэронавигация» также выполнило ряд организационных и технических мероприятий по усилению защиты.

Для поддержания профессиональной подготовки работников по авиационной безопасности проводится их обучение в учебном центре ИКАО РУП «Национальный аэропорт Минск». В 2023 году по различным учебным программам его прошли 5977 человек.

Фото носит иллюстративный характер

Фото носит иллюстративный характер

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий