Четыре болта, две дырки и пара «мерзавчиков» текилы

Хроники пикируюшего Boeing 737 Max 9

Крупнейший в мире авиапроизводитель, похоже, пал жертвой оптимизации издержек и жесткого финансового менеджмента. Что проку в том, что ваша компания контролирует большую часть рынка, если у вашего самолета спустя минуты после взлета начинают отваливаться фрагменты фюзеляжа? После чего обваливаются акции вашей компании, компаний-авиаперевозчиков, а на сайтах туроператоров появляется опция выбора самолетов, кроме Boeing.

Роковая заглушка фюзеляжа Boeing 737 Max, обнаруженная на заднем дворе дома орегонского бюджетника
Вид сквозь дыру в фюзеляже Boeing 737 Max на аэропорт Портленда (Орегон) после аварийной посадки рейса 1282

13 февраля компания Boeing сообщила, что в январе 2024 года столкнулась с резким сокращением заказов, «поскольку регулирующие органы, законодатели и заказчики оказали давление на производителя». За январь оформлены заказы только на три

самолета, все – 737 Max. Однако отменены три других заказа Boeing 737 Max. Итого: ноль чистых заказов за отчетный период.

737 Max вообще оказался не очень-то счастливой моделью. В марте 2019 года после двух масштабных авиакатастроф тогдашний президент США Дональд Трамп дал указание приостановить полеты 737 Max до окончания расследования. В общей сложности запрет продлился 20 месяцев.

Справка «ТБ»

В январе 2024 года Boeing поставила 27 самолетов, или на 29% меньше, чем в январе 2023-го. Это – худший показатель со времен пандемии. Продажи наиболее прибыльного в модельной линейке концерна Boeing 737 Max в январе упали до 25 самолетов после более чем 40 машин двумя месяцами ранее. Airbus, европейский конкурент Boeing, поставил в январе 30 самолетов и сообщил о 31-м новом заказе.

Справка «ТБ»

Первая авиакатастрофа 737 Max со смертельным исходом произошла в Индонезии в октябре 2018 года, вторая – в Эфиопии в марте 2019-го. Общее количество жертв составило 346 человек. Самой компании катастрофы обошлись в 21 млрд долларов.

Рейс 1282: без болтов и заглушки

Инцидент с рейсом 1282 авиакомпании Alaska Airlines, конечно, ни в какое сравнение не идет с авиакатастрофами в Африке. Вечером 5 января 2024 года Boeing 737 Max 9 вылетел из Портленда, штат Орегон, в Онтарио, Калифорния. После взлета и набора высоты 171 пассажир и шесть членов экипажа услышали взрыв, затем поток воздуха растрепал им волосы и сорвал с какого-то парня рубашку, упорхнувшую сквозь дыру в фюзеляже. «Мимо меня пронесся туман или облако, которое как бы ударило меня в лицо», – описывает разгерметизацию свидетель аварии. С потолка упали кислородные маски. С кресел посрывало подголовники и подушки. Люди рыдали, кричали, второпях набирали прощальные SMS близким: в фюзеляже зияло отверстие размером с холодильник.

На этот раз все обошлось: мастерство пилотов позволило совершить посадку. Госпитализирован был всего один пассажир, еще нескольким оказали медпомощь. Авиа-компания Alaska Airlines отстранила все свои 737 Max 9 от полетов для проверки. Выяснилось, что из фюзеляжа вылетела заглушка, устанавливаемая вместо двери аварийного выхода, по сути, такая же панель с иллюминатором, только на болтах, а не на петлях. На следующий день вся Америка в холодном поту проверяла заглушки на 737 Max 9. Три недели самолеты этой модели не поднимались в воздух.

Заглушку нашли на огороде местного орегонского учителя. Заодно обнаружили улетевший айфон с обрывком зарядного кабеля: работал, не разрядился. Но гораздо более интересными оказались выводы Национального совета по безопасности на транспорте (National Transportation Safety Board, NTSB) и Федерального авиационного управления (FAA), расследовавших аварию. По заключению NTSB, «четыре болта, препятствующие движению заглушки вверх, отсутствовали до того, как заглушка двери среднего выхода сдвинулась вверх с упоров». Более того, инспекторы NTSB обнаружили фото от сентября 2023 года, доказывающее, что самолет уже пару месяцев летал без болтов. Драматизма в расследование добавил генеральный директор Alaska Air Бен Миникуччи. По его словам, авиакомпания выявила незакрепленные или отсутствующие болты на «многих» 737 Max 9.

(По данным CNN, потери Alaska Airlines от инцидента оцениваются в 150 млн долларов.)

Уже в ходе проверок первой декады февраля производитель фюзеляжей фирма Spirit AeroSystems уведомила о еще одном «косяке» – двух некондиционных отверстиях. Магическим образом аварийные болты и некондиционные дырки оказались связаны, как инь и янь: заглушка снималась на время ремонта ее заклепок специалистами Spirit AeroSystems, после чего Boeing переустановил ее повторно.

Справка «ТБ»

Контракт Boeing с федеральными властями США на модификацию двух президентских самолетов, подписанный в 2018 году, оценивается в 3,9 млрд долларов.

Два «мерзавчика» текилы

Криво просверленные дырки и отсутствующие болты напомнили о другом недавнем скандале, связанном с модернизацией самолетов из авиапарка президента США.

Осенью 2021 года в недрах модернизированного президентского Boeing обнаружили две маленькие пустые бутылочки от текилы. Борт № 1 тюнинговали на авиазаводе в Сан-Антонио. Алкоголь, само собой, запрещен на всех заводах Boeing.

Аттракцион с болтами и текилой продолжился и после аварии рейса 1282. Уже 19 января совершил аварийную посадку Boeing 747, следовавший из Майами в Пуэрто-Рико: возгорание двигателя. «Послеполетный осмотр выявил отверстие размером с мяч для софтбола над двигателем № 2», – говорится в отчете NTSB. 24 января Boeing 757 потерял носовое колесо незадолго до взлета в международном аэропорту Атланты: оно «оторвалось и покатилось вниз по склону».

А 18 января возвращавшийся из Давоса госсекретарь Энтони Блинкен вынужден был пересесть на другой самолет, а свиту отправить домой коммерческими рейсами: в его Boeing 737 приключилась «критическая поломка, связанная с утечкой кислорода». Слава богу, если на этот раз обошлось без «мерзавчика» текилы.

Boeing, который мы потеряли

«Когда-то Boeing славился безопасностью и инжинирингом. Но критики утверждают, что погоня за прибылью перевернула его с ног на голову», – пишет старший обозреватель CNN Business Крис Исидор, седовласый и весьма опытный журналист, специализирующийся на автопроме, авиакомпаниях, рынке труда и финансах.

Еще в конце ХХ века авиагигант возглавляли люди с инженерным образованием, в первую очередь заботившиеся о качестве и безопасности. Ситуация начала меняться с 1997 года, когда произошло слияние с McDonell Douglas, чья корпоративная культура зиждилась на постоянном снижении издержек, а не на технологической дисциплине. Управление затратами постепенно одолело мощную инженерную школу: топ-менеджмент корпорации постоянно пополнялся людьми без технического образования – эффективными менеджерами, по-нашему. Например, Джим Макнерни, возглавивший Boeing в 2005 году, начинал карьеру в Procter&Gamble. Нынешний гендиректор Дэвид Кэлхун тоже не может похвастаться высшим инженерным образованием – он чистой воды управленец. Имиджевый урон после неприятностей Кэлхун минимизирует умело, но аварии почему-то продолжаются.

Еще в прошлом десятилетии эффективные менеджеры Boeing выступили с инициативой «Партнерство во имя успеха», сократившей затраты на цепочку поставок примерно на 15%. По существу, концерн предельно отжал по цене поставщиков комплектующих – до упора. Оптимизация болтов и дырок затронула и персонал: корпорация активно сокращала сотрудников, отдавая предпочтение низкооплачиваемой, низкоквалифицированной и не состоящей в профсоюзах рабочей силе. Да, Boeing завоевал рынок. Но теперь его репутация держится на четырех отсутствующих болтах и двух криво просверленных дырках. Рухнет она – рухнет и авиарынок.

Многое из переживаемого транспортным машиностроением США сейчас, безусловно, напоминает нам о собственном опыте – позднесоветском и постсоветском. Но пусть читатель сам проводит исторические параллели. Вспомним лишь прописную истину: никакая оптимизация издержек не должна затрагивать соблюдение регламентов – как безопасности, так и сугубо технологических. Иначе цена пары забытых болтов или криво просверленных дырок будет исчисляться сотнями жизней и миллиардами убытков.

Игорь Вершинин

Добавить комментарий