ЧЕРНОБЫЛЬ-АД

Три истории спасателей

26 апреля 1986 года – трагическая дата в истории Беларуси. Многие из нас так или иначе ощутили последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Кто-то в тот день и позже находился на работе, учебе, первомайской демонстрации, в отпуске, кому-то довелось оказаться в непосредственной близости от пылающей радиацией АЭС или участвовать в ликвидации последствий катастрофы.

Петру Макаренко (второй справа, в 1987 году) повезло: катастрофа случилась незадолго до начала его дежурной смены, когда пожар на 4-м энергоблоке был потушен. Но это не спасло его от дозы облучения почти в 40 бэр при допустимой за год в 25 бэр
Игорь Чарей (на фото сверху в 1986 году – в 20-летнем возрасте): «Разгружали вагоны с песком, который доставлялся к АЭС. Многие крепкие мужики после нескольких часов работы теряли сознание – видимо, подхватили дозу радиации»
Юрий Волчек: «Больно было смотреть на оставленные деревни, которые недавно дышали жизнью, где слышался детский смех, люди ходили друг к другу в гости, живность в хлеву стояла. Все вымерло в одночасье»

Пять дней наготове

В их числе и инспектор по пожарной профилактике пожарного аварийно-спасательного поезда «Минск» Петр Макаренко. В 1986 году он жил в городе энергетиков Припяти. Старшему пожарному военизированной пожарной части по охране ЧАЭС в апреле 1986-го было 25 лет. Отслужил в ВМФ СССР – на базе подводных лодок в Эстонии после учебы в 132-й военно-пожарной технической школе младших специалистов в Кронштадте. К моменту катастрофы мастер спорта по пожарно-прикладному спорту Петр Макаренко заочно учился в Черкасском пожарно-техническом училище МВД СССР.

В ту ночь в 01.23 с семьей он был дома. Только ранним утром, перед тем как заступить в 07.00 на дежурство в пожарную часть, увидел огненное зарево. К тому времени основной пожар на четвертом энергоблоке был потушен. В его ликвидации было задействовано 69 человек и 14 единиц техники. Они не дали огню перекинуться на третий энергоблок.

«Первым к станции выехал дежурный караул пожарной части № 2 по охране Чернобыльской АЭС, который возглавлял лейтенант внутренней службы Владимир Правик. Из Припяти на помощь подоспел караул лейтенанта Виктора Кибенка из 6-й городской пожарной части. Тушением пожара руководил майор Леонид Телятников. Из средств защиты у ребят, получивших огромную дозу радиации, были только брезентовая роба, рукавицы и каска», – вспоминает Петр Николаевич.

До автоматизма отлаженные действия этих мужественных парней остановили огонь внутри машинного зала. Петр Макаренко хорошо знал многих из них, в частности, Владимира Правика, Виктора Кибенка и Василия Игнатенко, который в ту роковую ночь вынес из огня потерявших из-за высокой радиации сознание трех товарищей. Многие «сгорели» от полученной дозы радиации в течение месяца: опыта ликвидации таких аварий в мире не существовало.

«Буквально через несколько дней после катастрофы академик Валерий Легасов, входивший в правительственную комиссию по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, говоря о первых героях-ликвидаторах на встрече с пожарными, назвал их спасителями тысяч жизней, Европы», – рассказывает Петр Макаренко. – Мне повезло. У меня в тот злополучный день была дневная смена. На дежурстве находился первые пять суток с момента катастрофы в Припяти, потом в Чернобыле. Мы были наготове, на случай, если вдруг вновь возникнет пожар. Непосредственно возле самого реактора на расстоянии метров 300 был только однажды – 27 апреля, когда заезжали в нашу пожарную часть за спецодеждой. Все это время занимались погрузкой порошка для тушения, свинца и песка. Последние два сбрасывали с вертолетов на реактор военные».

Кстати, именно академик Легасов предложил забросать зону реактора с вертолетов смесью из борсодержащих веществ, свинца и доломитовой глины. И он же настоял на немедленной полной эвакуации Припяти.

Решение было принято поздно вечером 26 апреля, а 27-го за 2,5 часа эвакуировали 47 тыс. человек. Позже вывезли жителей окрестных населенных пунктов в радиусе 30 км. Всего из зон, подвергшихся загрязнению, эвакуировали около 200 тыс. человек.

Нина Макаренко с 2-летним сыном оставила город воскресным утром 27 апреля. Супруги встретились через два месяца в Одессе, где семья ждала Петра Николаевича после скитаний по родственникам в Наровлянском районе и Киеве. Он за это время успел съездить к матери, поработать в Киевской пожарной части, сдать сессию, побывать в отпуске и оказаться в госпитале, куда попал прямиком из кабинета врача ведомственной поликлиники.

Непосредственная близость в первые дни аварии к ее эпицентру дала о себе знать. За пять дней подхваченная доза радиации составила почти 40 бэр. Притом что предел допустимого облучения за год составлял 25 бэр.

Профессии своей Петр Макаренко не изменил. Окончил пожарно-техническое училище, работал в пожарных частях Белой Церкви, Гомеля. С 2003 года трудится на Белорусской железной дороге.

Вынужденная необходимость

Игорю Чарею в 1986-м было 20. В поселке Солнечный Брагинского района был занят на возведении местного ДК. Находившийся в 25 км от АЭС, он разделил судьбу города энергетиков Припяти. Строившемуся в советское время всей страной поселку также прочили счастливое будущее. Вот-вот он должен был получить статус города. По иронии судьбы его не успели нанести на карты. А сейчас Солнечный, как и Припять, – призрак, включенный в карту туристических маршрутов зоны отчуждения.

В начале 1980-х годов это была всесоюзная ударная комсомольская стройка. Оказался на ней и Игорь Чарей – ныне помощник машиниста локомотивного депо Орша, а тогда рабочий местного ПМК.

Тот злополучный день был солнечным и теплым, настроение отличным. Ничто не предвещало беды. «После аварии строительство ДК было приостановлено, – вспоминает Игорь Михайлович. – Нас перебросили на станцию Иолча: разгружали вагоны с песком, который доставлялся к АЭС. Многие крепкие мужики после нескольких часов работы теряли сознание – видимо, подхватили дозу радиации».

До конца 1986 года Игорь Чарей был задействован в мероприятиях по дезактивации населенных пунктов – срезание и удаление загрязненного грунта, засыпка чистым грунтом загрязненных участков, обработка загрязненных поверхностей пленочными полимерными покрытиями, асфальтирование дорог, улиц, тротуаров, замена кровель, заборов, снос строений.

«Удаляли грунт, сносили дома в оставленных деревнях Хойникского района. Миссия не из приятных. Если честно, делали это, скрепя сердце. А каково было тем, кто оставлял свои жилища, свою малую родину – будто прошлое отрезали, – продолжает Игорь Михайлович. – Средств защиты особо никаких не было. Выдавали таблетки йодита калия, чтобы не было внутреннего облучения. Это спасало. Делали замеры уровня радиации при выезде из зоны отчуждения».

Дороги в зону отчуждения

Весной 1986-го водитель ДРСУ № 207 КПРСУП «Гроднооблдорстрой» Юрий Волчек устроился в Наровлянскую передвижную механизированную колонну № 75. На новую работу 22-летний парень вышел в первых числах мая, спустя неделю после аварии.

«Был задействован на разных местных стройках. Начиная с лета привлекали на перевозки в зону отчуждения для дезактивации ликвидаторов, сотрудников милиции. Больно было смотреть на оставленные деревни, которые недавно дышали жизнью, где слышался детский смех, люди ходили друг к другу в гости, живность в хлеву стояла. Все вымерло в одночасье».

1986-й является еще и знаковым для него – в июле Юрий Волчек женился. С начала 1990-х семья живет в городском поселке Октябрьский одного из самых чистых районов Гомельщины.

Ольга ОРЛОВА, «ТБ»

Добавить комментарий