Транспортная инспекция усилила борьбу с нелегалами
До того момента, как в Беларуси заработает Единый реестр автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении, осталось совсем немного. К осени ситуация на рынке пассажирских перевозок (речь идет именно о нерегулярных) кардинально изменится.
Использовать последний шанс – так можно охарактеризовать нынче работу многих перевозчиков-нелегалов. В филиале Транспортной инспекции (ТИ) по Могилевской области констатируют: сейчас значительно увеличилось количество случаев, когда на заказ приезжают автомобили без отличительных знаков, а водители оказываются нигде не оформленными официально, то есть, по сути, они осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность.
Когда закупка контрольная
Выявляют этих нарушителей в ТИ с помощью такого действенного инструмента, как контрольная закупка. В данном мероприятии поучаствовала и корреспондент «ТБ».
…Вместе с одним из инспекторов филиала ТИ делаем заказ через приложение. Маршрут от проспекта Димитрова до Ледового дворца протяженностью всего 4 км – это буквально 10 минут в пути. В машине ведем с водителем светский диалог, интересуемся, большая ли пробка в центре города после закрытия одного из участков улицы Первомайской (мероприятие проходило 17 апреля. – «ТБ»). Затем обсудили, как буквально за два года преобразился Могилев в части дорожной инфраструктуры. «На проспекте Димитрова после реконструкции стало гораздо лучше: грамотно разделили потоки, сделали хорошие съезды во дворы», – восторгается таксист.
Вот и конечная точка маршрута – Ледовый дворец. Передаем водителю деньги за проезд, получаем сдачу. Инспектор представляется, достает удостоверение и говорит: «Транспортная инспекция. Контрольная закупка. Предъявите ваши документы: водительские права, техпаспорт, страховки…». Таксист на минуту замирает, а потом начинает лихорадочно выбивать чек. На замечание инспектора, почему он сразу этого не сделал, водитель парирует: «Бывают разные случаи, есть и те, кто хочет уйти, не заплатив, поэтому чек выбиваю в последнюю очередь».
Затем спокойно достает из сумки водительское удостоверение, договоры страхования – владельцев транспортных средств и перевозчика перед пассажирами, сертификат о прохождении специальных курсов таксистов. «В какой вы фирме работаете? Договор с ними есть или хотя бы договор подряда?» – спрашивает инспектор. Водитель сперва растерялся, а потом начал кому-то звонить: «Саша, привет! Меня остановила Транспортная инспекция, просят документ о трудоустройстве. У меня ничего нет, можешь сфотографировать и прислать на вайбер? …Кто это? Игорь. Ну так пришлешь?»
Потом мужчина поворачивается к инспектору: «Советуют вам посмотреть по отчислениям в ФСЗН – все там есть, договор могут только позже отправить». Сотрудник ТИ объясняет: если водитель официально не оформил свои отношения с так называемой фирмой, то это можно квалифицировать как незаконную предпринимательскую деятельность, следовательно, транспортное средство будет изъято как вещественное доказательство административного правонарушения и помещено на штрафстоянку.
Однако в любом случае одно предписание водителю было выдано – его автомобиль никак не обозначен, нет ни так называемых шашечек, ни плафона, ни таксистских желтых полос. Аналогичная ситуация и с внутренним оформлением салона.
«Даю вам предписание на устранение нарушений, то есть за месяц вы должны привести внешний и внутренний вид машины в соответствие с требованием законодательства. В ином случае вам будет грозить штраф до 20 базовых величин», – просвещает инспектор.
«Я снял все, – говорит водитель. – Хочу машину менять, вот и убрал наклейки. А что теперь делать? Снова обклеивать? Нет смысла. Я, может, буквально еще месяц-два поезжу».
«Так и напишите нам, что машина не эксплуатируется. Но у вас есть лишь месяц, чтобы отчитаться: или перестаете на этом транспортном средстве работать, или обклеиваете. Попадете вновь в наше поле зрения, будете привлечены к ответственности», – парирует представитель ТИ.
Водитель решил сменить тему и начал спрашивать, когда начнет функционировать реестр: «Совсем работать стало невозможно: этот «Яндекс» раздает всем подряд заказы: и кто по правилам работает, и кто пытается схитрить. А по итогу страдают добросовестные водители – мы теряем своих клиентов, понятно, что с ними и выручку. А ведь мы честно платим налоги, носим свой вклад в развитие страны в отличие от бомбил, которые только и сбивают нам тарифы…»
Штрафы и изъятия
Филиал ТИ по Могилевской области ужесточил контроль за автомобилями-такси. «В целях усиления контроля за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок автомобилями-такси за январь – март проведен ряд мероприятий, в ходе которых было обследовано 116 транспортных средств, в результате чего выявлено 283 нарушения законодательства Республики Беларусь в области транспортной деятельности», – рассказывает замначальника управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала ТИ по Могилевской области Юлия Шикунова-Любенкова.
В числе наиболее часто встречающихся – отсутствие либо невключение кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром (29 фактов), отсутствие необходимых документов (35 фактов), непрохождение предрейсового медицинского и технического контроля перед началом работы (28 и 34 факта соответственно). Кроме того, выявлено 20 случаев использования автомобиля-такси в личных целях, что также запрещено.
Как и прежде, в лидерах среди нарушений – внутреннее и внешнее оформление транспортного средства. Здесь требования таковы: наличие на боковых поверхностях полос желтого цвета, опознавательного фонаря оранжевого цвета. Автомобиль-такси должен иметь отличительный знак обслуживания, которым является композиция из квадратов черного цвета, расположенных в шахматном порядке. На правую и левую передние двери автомобиля должны быть нанесены краткое наименование (фамилия и инициалы) перевозчика и учетный номер плательщика. В салоне обязательна «визитка» с данными перевозчика и тарифами. Представителями филиала ТИ выявлено 97 подобных нарушений – вопросы по оформлению возникали по каждому третьему проверенному автомобилю.
«В рамках усиления контроля за недобросовестными водителями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Транспортной инспекцией с июня 2023 года применяется изъятие транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях. Так, с начала года филиал ТИ провел 50 контрольных закупок, в результате которых было изъято 16 транспортных средств категории М1 (автомобиль-такси)», – резюмировала собеседница.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»