БЕСШАШЕЧНЫЕ И БЕСПОЛОСНЫЕ

Транспортная инспекция усилила борьбу с нелегалами

До того момента, как в Беларуси заработает Единый реестр автомобильных перевозок в нерегулярном сообщении, осталось совсем немного. К осени ситуация на рынке пассажирских перевозок (речь идет именно о нерегулярных) кардинально изменится.

Использовать последний шанс – так можно охарактеризовать нынче работу многих перевозчиков-нелегалов. В филиале Транспортной инспекции (ТИ) по Могилевской области констатируют: сейчас значительно увеличилось количество случаев, когда на заказ приезжают автомобили без отличительных знаков, а водители оказываются нигде не оформленными официально, то есть, по сути, они осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность.

Попасть под контрольную закупку сотрудника Транспортной инспекции – не самое лучшее начало рабочего дня для любого таксиста. Особенно если «забываешь» выбить чек за поездку
Инспекторы филиала ТИ наводят шороху на нелегалов, чьи автомобили курсируют
по Могилевщине без отличительных знаков такси, кассовых аппаратов, а физическое состояние самих водителей нередко вызывает подозрения

Когда закупка контрольная

Выявляют этих нарушителей в ТИ с помощью такого действенного инструмента, как контрольная закупка. В данном мероприятии поучаствовала и корреспондент «ТБ».

…Вместе с одним из инспекторов филиала ТИ делаем заказ через приложение. Маршрут от проспекта Димитрова до Ледового дворца протяженностью всего 4 км – это буквально 10 минут в пути. В машине ведем с водителем светский диалог, интересуемся, большая ли пробка в центре города после закрытия одного из участков улицы Первомайской (мероприятие проходило 17 апреля. – «ТБ»). Затем обсудили, как буквально за два года преобразился Могилев в части дорожной инфраструктуры. «На проспекте Димитрова после реконструкции стало гораздо лучше: грамотно разделили потоки, сделали хорошие съезды во дворы», – восторгается таксист.

Вот и конечная точка маршрута – Ледовый дворец. Передаем водителю деньги за проезд, получаем сдачу. Инспектор представляется, достает удостоверение и говорит: «Транспортная инспекция. Контрольная закупка. Предъявите ваши документы: водительские права, техпаспорт, страховки…». Таксист на минуту замирает, а потом начинает лихорадочно выбивать чек. На замечание инспектора, почему он сразу этого не сделал, водитель парирует: «Бывают разные случаи, есть и те, кто хочет уйти, не заплатив, поэтому чек выбиваю в последнюю очередь».

Затем спокойно достает из сумки водительское удостоверение, договоры страхования – владельцев транспортных средств и перевозчика перед пассажирами, сертификат о прохождении специальных курсов таксистов. «В какой вы фирме работаете? Договор с ними есть или хотя бы договор подряда?» – спрашивает инспектор. Водитель сперва растерялся, а потом начал кому-то звонить: «Саша, привет! Меня остановила Транспортная инспекция, просят документ о трудоустройстве. У меня ничего нет, можешь сфотографировать и прислать на вайбер? …Кто это? Игорь. Ну так пришлешь?»

Потом мужчина поворачивается к инспектору: «Советуют вам посмотреть по отчислениям в ФСЗН – все там есть, договор могут только позже отправить». Сотрудник ТИ объясняет: если водитель официально не оформил свои отношения с так называемой фирмой, то это можно квалифицировать как незаконную предпринимательскую деятельность, следовательно, транспортное средство будет изъято как вещественное доказательство административного правонарушения и помещено на штрафстоянку.

Однако в любом случае одно предписание водителю было выдано – его автомобиль никак не обозначен, нет ни так называемых шашечек, ни плафона, ни таксистских желтых полос. Аналогичная ситуация и с внутренним оформлением салона.

«Даю вам предписание на устранение нарушений, то есть за месяц вы должны привести внешний и внутренний вид машины в соответствие с требованием законодательства. В ином случае вам будет грозить штраф до 20 базовых величин», – просвещает инспектор.

«Я снял все, – говорит водитель. – Хочу машину менять, вот и убрал наклейки. А что теперь делать? Снова обклеивать? Нет смысла. Я, может, буквально еще месяц-два поезжу».

«Так и напишите нам, что машина не эксплуатируется. Но у вас есть лишь месяц, чтобы отчитаться: или перестаете на этом транспортном средстве работать, или обклеиваете. Попадете вновь в наше поле зрения, будете привлечены к ответственности», – парирует представитель ТИ.

Водитель решил сменить тему и начал спрашивать, когда начнет функционировать реестр: «Совсем работать стало невозможно: этот «Яндекс» раздает всем подряд заказы: и кто по правилам работает, и кто пытается схитрить. А по итогу страдают добросовестные водители – мы теряем своих клиентов, понятно, что с ними и выручку. А ведь мы честно платим налоги, носим свой вклад в развитие страны в отличие от бомбил, которые только и сбивают нам тарифы…»

Штрафы и изъятия

Филиал ТИ по Могилевской области ужесточил контроль за автомобилями-такси. «В целях усиления контроля за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок автомобилями-такси за январь – март проведен ряд мероприятий, в ходе которых было обследовано 116 транспортных средств, в результате чего выявлено 283 нарушения законодательства Республики Беларусь в области транспортной деятельности», – рассказывает замначальника управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала ТИ по Могилевской области Юлия Шикунова-Любенкова.

В числе наиболее часто встречающихся – отсутствие либо невключение кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром (29 фактов), отсутствие необходимых документов (35 фактов), непрохождение предрейсового медицинского и технического контроля перед началом работы (28 и 34 факта соответственно). Кроме того, выявлено 20 случаев использования автомобиля-такси в личных целях, что также запрещено.

Как и прежде, в лидерах среди нарушений – внутреннее и внешнее оформление транспортного средства. Здесь требования таковы: наличие на боковых поверхностях полос желтого цвета, опознавательного фонаря оранжевого цвета. Автомобиль-такси должен иметь отличительный знак обслуживания, которым является композиция из квадратов черного цвета, расположенных в шахматном порядке. На правую и левую передние двери автомобиля должны быть нанесены краткое наименование (фамилия и инициалы) перевозчика и учетный номер плательщика. В салоне обязательна «визитка» с данными перевозчика и тарифами. Представителями филиала ТИ выявлено 97 подобных нарушений – вопросы по оформлению возникали по каждому третьему проверенному автомобилю.

«В рамках усиления контроля за недобросовестными водителями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Транспортной инспекцией с июня 2023 года применяется изъятие транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях. Так, с начала года филиал ТИ провел 50 контрольных закупок, в результате которых было изъято 16 транспортных средств категории М1 (автомобиль-такси)», – резюмировала собеседница.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий