Билет в один конец

Билет в один конец

Белорусы все чаще вовлекаются в аферы с перевозкой автомобилей через границу с Украиной.

В ЧЕМ ЖЕ СУТЬ?

– Украинские автомобилисты, злоупотребляя отдельными положениями международного законодательства, организовали незаконный бизнес: они пригоняют автомобили из Западной Европы, но экономя на ввозных пошлинах, отказываются их растаможивать и продолжают ездить с европейскими номерами, – рассказывает прокурор Лельчицкого района Юрий Ткач. – Учитывая, что оформлять временный ввоз большого количества машин на себя украинские перекупщики не могут, так как это запрещает таможенное законодательство, для решения этой проблемы они прибегают к помощи нерезидентов Украины, в частности, белорусов. Именно на них и оформляется временный ввоз автомобилей из Европы. На украинской таможне указанные авто оформляются как временно ввезенные, а спустя несколько часов въезжают на территорию Украины и перепродаются непосредственно владельцам.

Схема проста: в интернете размещается объявление о том, что за регистрацию на себя автомобиля и ввоз его на территорию Украины мошенник готов заплатить наличными и даже обещает оплатить отдых на море в своей стране.

ОТДОХНУЛИ И… НЕ ВЕРНУЛИСЬ

…Трагедия произошла 20 июля около 05.00 на 289-м км автодороги Киев – Одесса, около поселка Кривое Озеро Николаевской области. Микроавтобус Volkswagen столкнулся с грузовиком. Большегруз стоял с правой стороны проезжей части из-за неисправности. В результате водитель и четверо пассажиров микроавтобуса погибли на месте. 12 человек с травмами различной тяжести были госпитализированы в больницу поселка Кривое Озеро.

Версию о том, что водитель мог уснуть за рулем, выжившие пассажиры категорически отвергают. А вот заметить необозначенную на ночной трассе фуру, говорят, было сложно.

– Было очень темно и туман. Наш водитель увидел ее в последний момент, пытался увернуться, но не успел, – рассказала одна пассажирка.

В тот же день личности всех пострадавших были установлены. Все они – граждане Беларуси, жители Гомельской области: Гомеля, Жлобинского, Ветковского и Буда-Кошелевского районов. Маршруткой управлял владелец фирмы-перевозчика ТЧУП «ОксАльЯнс». По информации «Гомельоблпассажиртранса», попавший в аварию автобус не является регулярным рейсом. Принадлежал компании, которая осуществляла заказные автоперевозки. Владелец организовывал поездки сам, выбирал маршрут и время. В таком случае вся ответственность лежит на перевозчике.

Главное управление Национальной полиции в Николаевской области оперативно организовало работу горячей линии для родственников пострадавших. По факту аварии было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК Украины (нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами).

Водитель фуры, в которую врезалась маршрутка, был задержан полицией. Он дал объяснения по поводу того, почему совершил остановку на проезжей части и не принял всех мер безопасности во время аварийной остановки, как того требуют Правила дорожного движения.

«23 июля следственным судьей рассмотрено ходатайство следователя, согласованное с процессуальным руководителем, и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста 42-летнему водителю грузовика, с участием которого произошла автокатастрофа на трассе возле поселка городского типа Кривое Озеро», – говорится в сообщении украинской стороны.

На подозреваемого возложен ряд обязанностей, в частности, прибывать к следователю, прокурору, следственному судье по первому требованию в определенное время, сдать на хранение следователю паспорт для выезда за границу, воздержаться от общения с потерпевшими и свидетелями по данному уголовному производству.

ВСЯ ВОЗМОЖНАЯ ПОМОЩЬ

Уже 21 июля девять белорусов были доставлены в Гомельскую областную клиническую больницу и прошли медицинский осмотр. Троих человек госпитализировали: двоих – в травматологию, одного – в нейрохирургию. У всех состояние нетяжелое. Еще 6 пациентов обследованы – у них в основном ушибы и сотрясения. Они были отпущены домой.

Тогда же заместитель начальника главного управления здравоохранения Гомельского облисполкома Михаил Змушко сообщил, что по заявлению родственников пострадавших и обязательному разрешению украинских медицинских работников на транспортировку пациентов реанимобили Гомельской области готовы доставить граждан Беларуси домой для продолжения оказания медицинской помощи. Также гомельские специалисты смогут оказать квалифицированную психологическую помощь и пострадавшим, и родственникам жертв аварии.

Что впоследствии и было сделано. Около часа ночи 27 июля еще двое пациентов на реанимобилях были доставлены  в Гомельскую областную клиническую больницу. Как рассказал заведующий отделением анестезиологии медучреждения Андрей Серко, 50-летний мужчина находится в нейрохирургическом, 36-летняя женщина – в ЛОР-отделении.  Их состояние стабильное. Таким образом, в больнице в Николаевской области остается один белорус. Состояние пациента пока не позволяет транспортировать его на родину.

Билет в один конец

Минздрав Беларуси, в свою очередь, выразил благодарность начальнику управления здравоохранения Николаевской облгосадминистрации Павлу Георгиеву и медицинскому персоналу, принявшему участие в спасении белорусских граждан: слаженность работы николаевских врачей очень помогла выжившим после ДТП.

Подключились к ситуации и сотрудники внешнеполитического ведомства Беларуси. Как рассказал пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз, все погибшие опознаны, другие пострадавшие идентифицированы. Связь с родственниками устанавливается совместно с УВД Гомельского облисполкома. Вопросы решаются в каждом случае индивидуально. В МИДе Беларуси также сообщили, что вопросы по транспортировке тел погибших на родину будут решаться в индивидуальном порядке с их родственниками.

ДЕНЬГИ ПАХНУТ. КРОВЬЮ

Но вот что настораживает. Попавшие в жуткое ДТП в Николаевской области гомельчане рассказали представителям СМИ, что, возможно, были участниками той самой серой схемы, связанной с растаможкой европейских авто, ввозимых на территорию Украины: при пересечении украинской границы нерезидентами Украины на них оформляется временный ввоз автомобилей из Европы. За это белорусам платят от 20 до 40 долларов за машину. По их же словам, эта поездка для пассажиров маршрутки была бесплатной.

Как была организована поездка конкретно этой группы взрослых (детей в микроавтобусе не было) за границу, неизвестно. Она не была оформлена через турагентства: у водителя – частного перевозчика – были «свои клиенты».

Вот что рассказали журналистам оставшиеся в живых участники той трагичной поездки.

…Татьяна в момент страшной аварии находилась на переднем сиденье. Слева – водитель, справа – муж. Оба мужчины погибли. Девушку же от удара выбросило через лобовое стекло, и это ее спасло.

– Мне позвонила соседка и предложила съездить на море на один день. Сказала, что как раз два места осталось. Платить ничего не нужно. Я еще спросила: «Как так?» Она говорит: «Ну вот так, думай быстрее». А для нас это, казалось, был просто идеальный вариант. Ребенку всего 4 месяца, на неделю, чтобы поехать на море, я бы его родителям не оставила, а на один денек – вполне реально, – рассказывает 20-летняя гомельчанка.

Взбудораженная выгодным предложением Татьяна стала уговаривать мужа отпроситься на пару дней с работы – супруг как раз должен был уезжать на заработки в Россию. Он отпросился. Отправляться из Гомеля группа планировала еще во вторник. Но двое пассажиров в последний момент не явились, и поездку перенесли на среду.

– Мы еще тогда удивились: ну надо же, на море ехать, и не пришли! А муж все время говорил, что здесь что-то не то, – вспоминает Татьяна. – Мы обо всем узнали уже после того, как пересекли украинскую границу. Всю дорогу до границы болтали с водителем. С ним было интересно, он такой начитанный. И, видимо, тоже проникся к нам симпатией. Когда переехали границу, он нам тихонько сказал: «Ребята, послушайте, вы такие молодые, зачем вам это надо?» Мы на него смотрим и не понимаем: о чем он? А водитель так удивился: «Вы что, не знаете, куда едете?» И рассказал нам всю схему. Мы были в шоке. Стали спрашивать, что нам делать. Он сказал, что все решит, что это контора серьезная, но он будет договариваться насчет нас сам. Только попросил, чтобы остальные в маршрутке об этом не знали. Думаю, он нас пожалел.

Еще водитель маршрутки говорил, что многие таким образом ездят уже по три-четыре года подряд, что ездить нужно раз в год и для многих людей это вроде бизнеса. Хотя я не понимаю, что это за бизнес такой – заработать 30−40 долларов. Мы ехали туда ради моря и даже готовы были заплатить за дорогу, если вдруг у нас это потребуют.

А вот другая пассажирка, напротив, не скрывает, что отправилась в поездку ради заработка.

– Брату предложили знакомые. Как он мне сказал, люди отказались, вот он меня с собой и позвал. О схеме я знала. Ради нее и ехала.

По словам женщины, каждому участнику поездки обещали заплатить 40 долларов.

– Но это же небольшие деньги…

– Когда их нет, то и эта сумма устроит, – вздыхает Галина и признается: уже давно не может найти работу. А детей растить как-то надо.

В момент аварии она находилась в кресле за водителем. Серьезных травм не получила. Повезло и брату. У него лишь легкие ушибы.

Еще одна гомельчанка в аварии получила травмы спины, ног и головы. Ее родная сестра попала в реанимацию.

– Мы сидели на четвертом сиденье за водителем. Спали. Потом только помню, как меня уже доставали из-под обломков, как везли в скорой. Но даже тогда я не понимала, что произошло.

В роковой поездке Татьяна с сестрой также оказались по предложению знакомых. Думали: ну когда еще удастся вырваться на море! К тому же за дорогу платить не нужно.

– В среду выехали. Планировали уже в четверг утром быть на море. Но на украинской таможне простояли целых 7 часов. Почему так долго? Мы все были расстроены, так как понимали, что на море приедем поздно.

В итоге так и получилось – в Одессе группа оказалась не утром, а уже после обеда. Остаток дня гомельчане купались и загорали. Около восьми вечера все сели в автобус и поехали к молдавской границе.

– Там на все оформления авто у нас ушло не больше трех часов, после этого мы поехали на Гомель.

– Вы понимали, что участвуете в незаконной схеме?

– Так ведь мы на себя ничего не оформляли! Нам говорили, что ничего страшного не будет, тем более уже ездили люди и до нас.

Сестра погибшего водителя маршрутки в соцсети была немногословна: «Извините. Не хочу говорить. У нас в семье траур. Он был очень интересный человек. Писал стихи, музыку. Его песни можно послушать в Ютюбе. Это горе для всех, погибли 5 человек. Мои соболезнования родным погибших».

Подготовила Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий