Безопасность пассажиров под угрозой? – Это проблема общая

И именно она стоит во главе угла сотрудничества Транспортной инспекции со Следственным комитетом страны и Госавтоинспекцией.

СЛЕДОВАТЕЛЬ СПРОСИЛ – ТРАНСПОРТНИК ОТВЕТИЛ

А строится такая работа с СК по довольно простому принципу. Содействия сотрудников ТИ правоохранители просят исключительно в пределах расследования конкретного ДТП с участием автомобилей производителей транспортных работ или услуг.

– За 9 месяцев текущего года мы провели 15 проверок по запросу Следственного комитета: 6 из них касались пассажирского, 9 – грузового транспорта. В ходе анализа данных установлено 89 нарушений в области законодательства транспортной деятельности. В итоге 16 должностных лиц привлечены к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 2,5 тысячи рублей, – рассказывает заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой. – Для сравнения: за минувший год проведена 21 аналогичная проверка, установившая 258 нарушений, за которые ответили по закону 52 должностных лица, а сумма штрафов составила 2,3 тысячи рублей. Причем особое внимание при изучении каждой конкретной ситуации мы обращали на соответствие требованиям к организации и выполнению безопасной перевозки пассажиров и грузов.  Это включает в себя предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства и медицинский осмотр водителя, эксплуатацию неисправного или не прошедшего гостехосмотр автомобиля, соблюдение водителем режима труда и отдыха и своевременное проведение с ним инструктажа по БДД, а также соответствие самого водителя предъявляемым к нему законодательством нормам. К сожалению, приходится сталкиваться с игнорированием многих из этих обязательных для транспортников требований. Иной раз наниматель не позаботится даже о том, чтобы водитель прошел стажировку, не то что инструктаж или предрейсовый медосмотр.

Константин Владимирович приводит примеры, ярко демонстрирующие, насколько халатность в работе чревата трагическими последствиями. Так, авария с грузовиком одного из предпринимателей произошла из-за чрезмерного утомления водителя, не пожелавшего вовремя

отдохнуть и понадеявшегося на авось. Мало того, этот человек отправился в путь без предрейсового осмотра и без прав (лишен). В итоге – столкновение управляемого им автомобиля с другим, стоявшим на обочине.

Проверка международного перевозчика по факту ДТП со сбитым пешеходом показала, что попавший в происшествие грузовик не прошел гостехосмотр, а сидевший за рулем водитель ехал без своей карточки в цифровом тахографе. И вообще, с ним не проводилась работа по обеспечению безопасной перевозки грузов.  Вопиющий случай наезда на ребенка, вышедшего из школьного автобуса, показал, что его водитель был допущен отделом образования к самостоятельной работе на маршруте без предварительной стажировки, нарушал режим труда и отдыха, а на сам автобус закончилась страховка. Да, по всем нарушениям виновные привлечены к ответственности,  о чем информирован Следственный комитет, но при соблюдении транспортного законодательства  дорожно-транспортных происшествий могло бы и не случиться.

ГРЯДЕТ БЕДА С ЗЕЛЕНЫМ ОГОНЬКОМ?

Серьезную озабоченность у сотрудников ГАИ и ТИ вызывает перевозка пассажиров такси.

В середине октября в Витебске прошел учебно-методический сбор УГАИ УВД Витебского облисполкома с участием филиала Транспортной инспекции по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и грузов в рамках вступивших в силу изменений законодательства. Взаимодействие обоих контролирующих органов осуществляется в штатном режиме и включает как совместные рейды согласно ежеквартальным графикам, так и обмен информацией. Совместная работа проводится и по вопросам борьбы с нелегальными перевозчиками вместе с ИМНС. 

– С работниками Госавтоинспекции с начала года проведено 24 проверки, обследовано 68 транспортных средств, выявлены 30 нарушений и четыре факта осуществления перевозок без государственной регистрации. Привлечено к административной  ответственности 18 граждан, общая сумма штрафов по делам об административных правонарушениях составила 790  рублей, – приводит итоговые цифры общей деятельности Константин Рой. – В случае выявления работниками Транспортной инспекции нарушений, по которым имеют право привлекать к административной ответственности работники Госавтоинспекции, мы направляем соответствующие материалы в ОГАИ РОВД. Это в основном такие нарушения, как управление транспортным средством с не пройденным гостехосмотром либо с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена; допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию, водителя, не прошедшего освидетельствование в случаях, когда оно обязательно. Всего направлено 102 сообщения, по результатам рассмотрения почти все нарушители привлечены к административной ответственности. Возникающие вопросы решаются оперативно.

ПОПРОБУЙ СОСЧИТАТЬ!

В последние два года произошло много изменений законодательства, касающихся перевозок пассажиров. Неудивительно, что на форуме зашел детальный разговор на эту тему.

Перевозку пассажиров автомобилями-такси в Витебской области осуществляют около 1050 индивидуальных предпринимателей и 231 юридическое лицо. Количество автомобилей-такси превышает 2 тысячи. Впрочем, цифры могут быть неточными, поскольку такая категория перевозчиков сейчас никаким образом не регистрируется, сведения о себе никому не предоставляет. Заказы на перевозку от пассажиров принимает около 30 диспетчеров. Кроме того, в области функционируют интернет-платформы Яндех-Такси и Такси Максим, которые используют электронные информационные системы, где расчет стоимости и сама оплата производятся в безналичном порядке через интернет. Уследить за всеми пользователями невозможно. Безусловно, максимальное количество автомобилей-такси – в областном центре (больше 1000), в Полоцке, Новополоцке, Орше – примерно по 300. Мы ощущаем сами, насколько демократичны стали тарифы у таксистов, насколько доступны рядовым гражданам их услуги. Конечно, объемы перевозок неуклонно растут. Только в Витебске за месяц услугами такси пользуется более 10 тысяч пассажиров. В среднем один водитель выполняет 10–15 заказов в день, перевозит около 20 пассажиров. Доступность услуги, массовость использования, заметность автомобилей-такси на дорогах общего пользования приводят к тому, что большинство граждан крупных городов сталкиваются в своей жизни с их работой. Понятно, почему ДТП с участием такси, особенно с пострадавшими пассажирами, вызывают широкий общественный резонанс, обсуждение на различных форумах. Если раньше в городах ездили аккуратные такси, обклеенные по форме, с непременным ГТО, а также предрейсовыми осмотрами медиком водителя, механиком – машины, то теперь это будто необязательно.

КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

Теоретически перевозка пассажиров автомобилями-такси может осуществляться по уведомительному принципу, то есть без получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта. Гражданин направляет в электронном виде уведомление в местный орган власти и на следующий день может приступать к работе. На сайтах райисполкомов ведется реестр таких перевозчиков. В реальности же очень мало перевозчиков подают уведомления, прямой ответственности не установлено никакой.

Не требуется теперь и получение так называемых желтых номеров – регистрационных номерных знаков транспортного средства «тип 13». Они выдаются только на перевозки пассажиров в регулярном сообщении (маршрутки). В свидетельствах о регистрации транспортных средств в особых отметках о владельце лицензии не указывается.

Предрейсовый контроль состояния водителей на предмет алкогольного или наркотического опьянения могут проводить назначенные работники самого перевозчика с использованием приборов. Какие-либо журналы регистрации вести не требуется, путевки выдавать не нужно. На практике это превращается в филькину грамоту: водители работают сами по себе, естественно, предрейсовый медосмотр никто не проходит.  

Отменяется оформление путевых листов при выполнении автомобильных перевозок. Если ранее сотрудник ГАИ или ТИ мог проверить в путевом листе таксиста запись о медосмотре, отметку механика, маршрут движения, режим труда и отдыха водителя, то сейчас все это необязательно.

Однако, несмотря на изменения, само такси никто не отменял.  Его водители и владельцы обязаны соблюдать требования правил перевозок пассажиров, в том числе стандартное оформление машины с желтыми полосками и шашечками, Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Между прочим, перевозящий пассажиров автомобиль должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. Далеко не в каждой машине, приходящей по вызову в качестве такси, сегодня увидишь такие приборы.

Законом прописано, что водитель должен иметь стаж работы один год, стаж управления – два года, пройти обучение по соответствующей программе профподготовки, не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию в автошколах, проходить предрейсовый осмотр, соблюдать режим труда и отдыха, прочие обязанности предусмотренные правилами перевозок пассажиров. Перевозчики обязаны проводить мероприятия по обеспечению безопасной перевозки пассажиров – инструктажи, ежегодные занятия по повышению профмастерства, учет нарушений ПДД и прочее. На практике все далеко не так. Буквально неделю назад пришлось ехать в такси, которым управлял парнишка, всего как месяц ставший счастливым обладателем водительских прав..

«СЕРЫЕ» СХЕМЫ ДЕЙСТВУЮТ!

Скоро и он научится у коллег избегать контроля со стороны Госавтоинспекции, Транспортной инспекции, работая по разного рода «серым» схемам перевозок пассажиров под видом аренды авто с экипажем.

Об этом неохотно говорят гаишники и транспортники, но информация давно витает в воздухе, и не услышит ее разве что глухой. Суть в том, что перевозчики позиционируют свою деятельность как аренду автомобиля. Соответственно на них не распространяются законодательные акты и работают они в соответствии с Гражданским кодексом. Любой таксист, приловчившийся добывать куш пожирнее, расскажет по секрету, что на сайте Такси Максим, Яндекс якобы размещены публичные предложения по заключению договора (оферта), пассажир, делая заказ, принимает условия договора (акцепт). Договор в письменном виде они, естественно, не заключают. На практике это с водителем заключают договор подряда, дают ему автомобиль, пароль для подключения к платформе заказов такси Максим, и дальше он делает что хочет.    Такие автомобили, по наблюдениям контролирующих органов, зачастую не проходят гостехосмотр, контроль технического состояния перед выездом на линию, не оборудованы таксометром, не оформлены согласно законодательству, нет страховки перед пассажирами и т. д. Водители не имеют стажа, медсправок, не проходят предрейсовый медосмотр, не соблюдают режим труда и отдыха, работая по 18 часов. Они безнаказанно могут недовезти пассажира, высадить на полпути, нахамить, попасть в ДТП… Пассажиры практически не имеют прав, так как договор не заключался. На деле получается, что он вовсе и не пассажир, заказавший такси, чтобы доехать из точки А в точку Б, а арендатор, снявший автомобиль неизвестно у кого.

КОГДА С ТАКСИСТА ВЗЯТКИ ГЛАДКИ…

Глядя на безразличных ко всему перевозчиков, ранее добросовестные коллеги начинают нарушать требования законодательства.

Не отсюда ли шквал жалоб от пассажиров по поводу некачественных перевозок автомобилями-такси и рост ДТП с их участием? По городам ездит масса непонятных авто с наклейками Максим, Яндекс, водители которых при проверке или в случае ДТП заявляют: я, мол, везу знакомых либо пассажиров  по договору аренды. Напомню, липовому договору мнимой аренды.

Если раньше за грубые нарушения накладывалась административная ответственность на фирму и на водителя, лицензия прекращалась, а в отношении юридического лица за осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований и условий санкция статьи предусматривала штраф с конфискацией дохода, полученного от такой деятельности, то теперь это вспоминают как страшный сон. Перестали расцениваться как грубое нарушение эксплуатация транспортных средств, не прошедших гостехосмотр, и выпуск на линию неисправных машин. После отмены лицензирования максимальная угроза нерадивым перевозчикам – административное наказание и предписание от ТИ или ГАИ.

Попробуй еще доказать, что нарушитель перевозил пассажиров как таксист! Сотрудники Транспортной инспекции порою месяцами проводят для этого гигантскую работу. Надо опросить пассажиров, чтобы подтвердили, что заказывали такси, сделать запрос диспетчеру, изыскать признаки оформления автомобиля в качестве такси, доказать, что не заключался договор с пассажиром, а налицо неправомерная сделка.

В правительство внесены предложения с мест по изменению законодательства, Кодекса об административных правонарушениях, запрета на аренду авто, возвращения лицензирования.

Пока же ситуация с такими перевозками все больше и больше выходит из-под контроля

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий