Комфорт имеет много составляющих. Но главная из них, особенно для пассажиров транспорта, неважно какого – воздушного, наземного, подземного – это возможность ощущать себя в абсолютной безопасности.
Наверняка очень многим приходилось проходить досмотр ручной клади в аэропорту, в метрополитене или при посещении массовых культурно-развлекательных мероприятий. Конечно, это не самая приятная, но вынужденная процедура в интересах безопасности самих граждан. И абсолютное большинство, скажем, пассажиров Минского метрополитена понимают значимость такой проверки, проходят ее спокойно и законопослушно.
Однако бывают единичные случаи, когда потенциальный пассажир столичной подземки наотрез отказывается предъявить содержимое большой сумки или не хочет соблюдать другие правомерные требования сотрудников службы безопасности. Иногда попадаются «шутники», пытающиеся доказать, что при досмотре на сканере его сумка с продуктами питания получила дозу радиации. Другие заявляют, что не хотят никому показывать содержимое багажа, которое видно при радиографической проверке. Чтобы разъяснить таким гражданам их права и обязанности, мы и подготовили данный материал.
Вопросы осуществления досмотров ручной клади пассажиров регламентированы статьей 28 Закона Республики Беларусь от 5 мая 2014 года № 141-З «О городском электрическом транспорте и метрополитене» (далее – закон). Порядок осуществления досмотра ручной клади установлен Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 года № 1088 (далее – правила).
Такой досмотр в метро осуществляется в специально оборудованных местах. Они находятся в вестибюлях станций метрополитена и расположены до автоматических контрольных пунктов (турникетов), контрольных пропускных пунктов. Также есть зоны досмотра визуальным способом либо с помощью технических средств.
Эти зоны на всех станциях спроектированы специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии. Техническое оборудование в таких местах (в том числе рентгенографические сканеры) установлено в строгом соответствии с требованиями проектной документации, утвержденной инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством по Минску.
Для проведения досмотровых мероприятий в метро есть стационарные досмотровые рентгено-телевизионные установки (сканеры) для контроля ручной клади и других объектов без их вскрытия. Применяются они с целью выявления предметов, материалов и веществ, запрещенных к провозу. Также вестибюли станций оснащены электронными арочными комплексами (рамками) для обнаружения металлических предметов любой формы и расположения, скрытых в одежде, обуви и на теле человека. Применяется и портативный металлоискатель для поиска предметов (в первую очередь оружия и боеприпасов) в диэлектрических и слабопроводящих средах.
Кстати, недавно Минский метрополитен приобрел один из самых современных комплексов по обнаружению запрещенных к провозу предметов. Аналогичный аппарат есть в Национальном аэропорту Минск.
Необходимо отметить, что после сканирования на мониторе на короткое время появляется не фотоизображение, а цифровое цветное радиографическое изображение очертаний предметов, изготовленных из различных материалов. Это не дает детального представления о содержимом ручной клади для окружающих и не нарушает прав человека. Полное и объективное заключение о том, что находится, скажем, в сумке или рюкзаке, могут сделать только подготовленные специалисты.
Алгоритм действий инспектора службы безопасности при проведении досмотровых мероприятий изложен в пункте 92 Правил перевозок пассажиров метрополитеном. Решение о необходимости проведения досмотра ручной клади пассажира инспектор принимает самостоятельно, на основе визуального осмотра людей, входящих в вестибюль станции. При этом он применяет специальные навыки (их отработка закреплена в особых методиках), а также учитывает поступающие от правоохранительных органов ориентировки.
Подробное содержание форм, методов и способов работы инспектора службы безопасности на станциях метрополитена по обеспечению безопасности пассажироперевозок является служебной информацией, ограниченной к распространению. Это вполне естественно. Ведь приемы и методы, полученные инспекторами службы безопасности во время обучения на курсах в одном из вузов страны, например, профайлингу, обычный пассажир знать не должен.
Наличие у человека габаритной ручной клади не является обязательным поводом для досмотра. При его проведении инспектор обязан убедиться в отсутствии в сумке или рюкзаке запрещенных к перевозке в метрополитене предметов и веществ. Их перечень определен пунктом 68 правил перевозок. Причем способ проведения досмотра инспектор службы безопасности определяет самостоятельно.
В транспортном средстве метрополитена запрещается перевозить взрывоопасные, радиоактивные, отравляющие вещества и предметы; ядовитые (токсичные), огнеопасные, окисляющие вещества без заводской упаковки или с нарушением ее целостности, разрешенные к продаже населению; газовые баллоны объемом более 0,5 литра; взрывные устройства, порох в любой упаковке, боеприпасы (за исключением боеприпасов к оружию, на которое имеется документ, подтверждающий право на его ношение), взрывчатые вещества, сигнальные патроны, петарды и фейерверки.
Безусловно, категорически запрещено перевозить оружие при отсутствии документа, подтверждающего право на его ношение в соответствии с законодательством, а также, если оружие не вложено в чехол, кобуру или специальный футляр. Не пропустит инспектор и пассажира, желающего провезти в метро острые и (или) режущие предметы, елки, лыжи, коньки, удочки, буры без упаковки или чехлов; другие предметы и вещества, которые могут причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров либо вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства метрополитена и (или) ручной клади пассажиров.
Не «прокатят» в метро велосипеды, размер которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 сантиметров. Нужно знать правила и владельцам домашних питомцев. Не пройдут в метрополитен граждане даже с прирученными животными и птицами без клеток, ящиков, мешков или сумок с водонепроницаемым адсорбирующим дном.
Также нельзя перевозить ручную кладь, размер которой в сумме измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 сантиметров, рулон длиной более 170 сантиметров и диаметром свыше 15 сантиметров, длинномерные предметы размером более 200 сантиметров.
Выписки из правил перевозок находятся на информационных стендах, установленных в вестибюле каждой станции. В полном объеме они размещены на официальном сайте Минского метрополитена (metropoliten.by), а также на правовых сайтах. К сожалению, пока не все пассажиры хорошо знают данные правила. Это подтверждает тот факт, что в первом полугодии в ходе досмотров ручной клади пассажиров инспекторами службы безопасности было выявлено более 1200 запрещенных предметов. Именно тех, которые при перевозке в метрополитене могли представлять опасность для людей.
Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене» пассажир по требованию должностных лиц метро обязан предоставлять ручную кладь для досмотра, в том числе с помощью технических средств. Также в пункте 76 правил перевозок закреплена обязанность пассажира перед проходом к электропоездам метрополитена предоставлять содержимое ручной клади для проведения досмотровых мероприятий. При этом физическое лицо самостоятельно предъявляет для досмотра содержимое ручной клади (пункт 92). Правила перевозок обязательны для выполнения всеми лицами, находящимися на территории метрополитена (статья 16 закона и пункт 3 правил).
Отказ человека от предоставления для досмотра ручной клади (в том числе с помощью технических средств) является основанием для отказа ему в перевозке метрополитеном (статья 18 закона и пункт 80 правил). Если в действиях пассажира имеются признаки совершения противоправного деяния в отношении охраняемого объекта, физических лиц, инспектор службы безопасности имеет право задержать его для передачи сотрудникам органов внутренних дел. Все это регламентировано статьями 15 и 24 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2016 года № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь».
Необходимо особо подчеркнуть, что взаимодействие работников службы безопасности метрополитена и сотрудников правоохранительных органов сейчас организовано очень хорошо как на районном, так и на городском уровнях. Недавно в практику введены совместные инструктажи дежурных сил милиции и метрополитена. Деятельность по защите объектов метро от опасных проявлений постоянно развивается и совершенствуется. И делается это, в первую очередь, ради безопасности пассажиров.
За шутку ответите
Современный мир полон потенциальных угроз и опасностей. К сожалению, и в ХХI веке в некоторых странах от террористических актов гибнут и страдают люди. К счастью, Республика Беларусь за период суверенитета не только надежно укрепила правоохранительную сферу, но и максимально исключила предпосылки к таким негативным факторам.
Однако даже у нас пока не удается полностью исключить хулиганские действия, проявлениями которых является ложная информация о минировании различных объектов, в том числе и метрополитена.
Последний случай произошел в Минске 19 августа нынешнего года. Более двух тысяч человек эвакуировали из-за электронных сообщений о минировании Национального аэропорта, железнодорожного вокзала и пяти гостиниц белорусской столицы. Такие меры правоохранительные органы предприняли в целях безопасности людей.
На места предполагаемого минирования выезжали саперно-пиротехнические и следственно-оперативные группы силовых ведомств. К счастью, ни на одном объекте взрывных устройств обнаружено не было. Вскоре нормальную деятельность гостиниц, железнодорожного вокзала и аэропорта возобновили, но, как говорится, осадочек-то остался и работы у правоохранителей прибавилось.
Кроме того, следователи осмотрели рабочее место специалиста, где размещается контакт-центр Белорусской железной дороги. Туда пришло сообщение о минировании столичного железнодорожного вокзала. В итоге было возбуждено уголовное дело о заведомо ложном сообщении об опасности (часть 1 статья 340 Уголовного кодекса).
С начала года Следственный комитет Республики Беларусь возбудил 35 подобных уголовных дел, установлено 14 лиц, которые причастны к таким заявлениям. По шести уголовным делам уже есть обвинительные приговоры.
Вопросы обеспечения безопасности пассажироперевозок относятся к приоритетным направлениям деятельности государственного предприятия «Минский метрополитен». Вместе с тем правоохранительными органами ежегодно регистрируются факты поступления заведомо ложных сообщений об опасности на объектах метро, в том числе о ложном минировании.
Каждое подобное «известие» работниками метрополитена и сотрудниками правоохранительных органов рассматривается как реальная угроза безопасности пассажиров, требующая принятия экстренных мер реагирования. В итоге следствием такой «шутки» является нарушение нормальной работы метро: остановка движения электропоездов, закрытие станций и эвакуация пассажиров, принятие иных мер по недопущению возможных негативных последствий. Также псевдосообщения об опасности отвлекают значительные силы и средства силовых ведомств, экстренных служб на проведение проверочных мероприятий и установление лиц, распространивших ложные сведения. В результате причиняется не только экономический ущерб государству, но и наносится вред интересам граждан, пользующихся услугами метро.
Минский метрополитен напоминает, что заведомо ложное сообщение об опасности является уголовно наказуемым деянием. Ответственность за это наступает с 14 лет и предусмотрена статьей 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Кроме того, затраты экстренных служб на проверку ложного сообщения «минеру»-хулигану по решению суда придется возместить сполна. А это – очень значительные суммы.
Статья 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь гласит, что заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинение ущерба в крупном размере, либо наступление иных тяжких последствий, – наказывается штрафом или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до пяти лет. То же действие, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее причинение ущерба в крупном размере, либо повлекшее иные тяжкие последствия, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена