Безбарьерная – значит, для всех

В настоящее время инвалиды-колясочники и инвалиды по зрению достаточно комфортно чувствуют себя в подземке: для таких людей здесь созданы все необходимые условия и организован процесс их сопровождения инспекторами службы безопасности метрополитена.

В 2018 году сотрудниками этого структурного подразделения 6360 раз оказывалась помощь физически ослабленным лицам, а в 2019-м – 6203 раза. Ежедневно в среднем около 17 таких особенных пассажиров успешно перемещались в метро.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Первые значимые элементы безбарьерной среды в Минском метрополитене появились в 2001 году с вводом в постоянную эксплуатацию станции «Могилевская». Она была оборудована четырьмя лифтами и локальной системой их диспетчеризации на базе аппаратуры КДК-Н с видеонаблюдением. Ныне все станции участков продления первой и второй линий метрополитена оснащены лифтами. На ряде станций используется системная схема с лифтами в уровнях платформы, кассового зала и наклонными лестничными подъемниками с перехода в уровень наземной поверхности.

В 2010-м были приняты республиканская и городская программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011–2015 годы. В соответствии с ней определили план мероприятий, исполнителем которых впервые стал и Минский метрополитен. В 2012 году в подземке создали службу безопасности и на инспекторов этой структуры возложили функции сопровождения инвалидов-колясочников как на наклонных платформах, так и на гусеничных подъемниках.

Минским метрополитеном разработана детализированная схема оснащения всех станций элементами безбарьерной среды. Интернет-карта размещена на сайте предприятия www.metropoliten.by в разделе «Информация» (ссылка «Безбарьерная среда»). В дополнениях к схеме можно ознакомиться с порядком и условиями пользования метрополитеном физически ослабленными лицами, а также схемой перемещения, например, инвалида-колясочника от подземного перехода до поезда. Теперь такие пассажиры могут не только заранее спланировать свою поездку, но и воспользоваться услугами метро, что называется, по факту своего прибытия к станции.

В Минском метрополитене в данный момент эксплуатируются 24 лифта: на станциях «Малиновка» – 5, «Уручье» – три, «Каменная Горка» – 5, «Кунцевщина» – три, «Могилевская» – четыре; «Спортивная», «Петровщина», «Михалово» и «Грушевка» – по одному. Установлены 22 подъемные платформы с наклонным перемещением на станциях: «Петровщина», «Михалово» и «Грушевка» – по четыре, «Институт культуры», «Спортивная» и «Молодежная» – по две, «Борисовский тракт» – три, «Уручье» – одна. На станциях «Первомайская» и «Октябрьская» имеются платформы с вертикальным перемещением.

СЕГОДНЯ

В Минском метрополитене эксплуатируются 15 гусеничных лестничных подъемников (типа SHERPA) на станциях «Площадь Ленина», «Академия наук», «Парк Челюскинцев», «Московская», «Восток», «Пушкинская», «Молодежная», «Немига», «Пролетарская», «Автозаводская», «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы», «Партизанская», «Октябрьская», «Купаловская».

В рамках Государственной программы «О социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы» метрополитен выполнил ряд мероприятий. На абсолютном большинстве станций установлены речевые информаторы для инвалидов по зрению. Подвижной состав оборудован визуальной информационной системой (бегущая строка) для глухонемых и слабослышащих. Практически на всех станциях произведена замена групп входных дверей типа «Метро» (они становятся шире), и в ближайшее время эта работа будет завершена.

Контрастной плиткой с выпуклой поверхностью оборудованы ограничительные линии (шуц-линии) у края платформы станций. Контрастные цветовые полосы нанесены на полу перед входом в лифты, площадки эскалаторов, а также на боковых кромках их ступеней.

На станциях расположены переговорные устройства связи, чтобы человек с ограниченными возможностями мог обратиться за необходимой помощью к сотрудникам метро. Выполнены работы по удлинению поручней до нормативной длины на лестничных сходах. На 24 станциях оборудованы двойные поручни для удобства физически ослабленных лиц.

На станциях «Уручье», «Борисовский тракт», «Каменная Горка», «Кунцевщина», «Грушевка», «Михалово», «Петровщина» и «Малиновка» есть туалеты, обустроенные для инвалидов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Итак, что же нужно знать физически ослабленным пассажирам и их близким, чтобы спланировать, а затем беспрепятственно осуществить поездку в метро? Видимо, начать нужно с прокладки транспортного маршрута, учитывая общую безбарьерную логистику столицы. Такому пассажиру необходимо заблаговременно позвонить дежурным диспетчерам электромеханической службы по столичным номерам телефона: 8 017 219-56-12, 200-19-22 (Московская линия) или 8 017 219-56-16, 327-49-22 (Автозаводская линия).

Диспетчеру нужно сообщить предполагаемый маршрут движения, время прибытия на начальную станцию и номер входа на нее согласно схеме, размещенной на сайте. В указанное время к человеку с ограниченными возможностями выйдет сотрудник метрополитена и окажет помощь в доставке на платформу.

Все входы в подземные пешеходные переходы, ведущие к станциям метрополитена, оборудованы соответствующими стикерами с указанием контактных телефонов дежурных диспетчеров и номеров входа на станцию. Входы, оборудованные наклонными лестничными платформами, имеют специальную панель с кнопкой «Связь с оператором». Нажав кнопку, нужно назвать номер входа на станцию и дождаться сотрудника метрополитена, который окажет помощь инвалиду в перемещении.

Если же физически ослабленный человек спустился к кассовому залу самостоятельно и у входа в двери ему необходима помощь, нужно воспользоваться кнопкой экстренной связи SOS-INFO (панель желтого цвета с переговорным устройством), которая расположена у входа в вестибюль или у кассовых окон. Связавшись с дежурным по станции, инвалид должен назвать свое местоположение и дождаться прихода сотрудников метрополитена. Перед началом спуска на платформу такой пассажир сообщает прибывшему работнику подземки дальнейший предполагаемый маршрут.

В основном помощь инвалидам в подземке оказывают сотрудники службы безопасности метрополитена. Они помогают им спуститься в метро и провожают до прибывающего поезда. А по прибытии на нужную станцию такого пассажира встретит и сопроводит другой инспектор.

Кстати, для оказания помощи в перемещении пассажира с ограниченными возможностями по эскалаторным лентам можно обратиться к любому сотруднику метрополитена, находящемуся в вестибюле станции, который окажет содействие или оперативно организует необходимую помощь. Получается, что работники подземки обеспечивают полный цикл организации и пребывания инвалида в метро.

Внимательное отношение в метрополитене и к инвалидам по зрению. Станции «Кунцевщина», «Пушкинская», «Октябрьская», «Купаловская», «Площадь Ленина», «Институт культуры», «Площадь Победы», «Первомайская», «Каменная Горка», «Молодежная», «Фрунзенская», «Немига», «Спортивная», «Тракторный завод», «Партизанская», «Автозаводская» и «Могилевская» оборудованы речевыми информаторами для слабовидящих пассажиров. Для их активации необходимо воспользоваться специальным пультом дистанционного управления (их слабовидящие пассажиры могут получить, обратившись в общественное объединение «Белорусское товарищество инвалидов по зрению»). О дальнейшем направлении движения к входу на станцию сообщит громкоговоритель информатора.

ОСНАЩЕНИЕ

Станции Минского метрополитена оборудованы различными видами технических устройств, предназначенных для транспортировки пассажиров с ограниченными возможностями к поездам: лифтами, вертикальными подъемными платформами, мобильными гусеничными подъемниками, наклонными лестничными платформами. Чтобы распланировать маршрут в метро, приводим список данных устройств и место их расположения.

Оснащение станций Московской линии: «Малиновка», «Уручье» – лифт с уровня земли до кассового зала и на платформу; «Петровщина», «Михалово», «Грушевка» – наклонная лестничная платформа с уровня земли до кассового зала, лифт с уровня кассового зала на платформу; «Институт культуры» – наклонная лестничная платформа с уровня земли до кассового зала и на платформу; «Октябрьская», «Площадь Ленина» (со стороны железнодорожного вокзала), «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Академия наук», «Парк Челюскинцев», «Московская», «Восток» – мобильный гусеничный подъемник с уровня кассового зала на платформу; «Борисовский тракт» – наклонная лестничная платформа с уровня земли на платформу.

Оснащение станций Автозаводской линии: «Могилевская» – лифт с уровня земли до кассового зала и далее – на платформу; «Автозаводская», «Партизанская», «Пролетарская» «Купаловская», «Немига», «Пушкинская» – мобильный гусеничный подъемник с уровня кассового зала на платформу; «Первомайская» – вертикальная платформа с уровня земли на платформу; «Молодежная» – наклонная лестничная платформа с уровня земли до кассового зала; «Спортивная» – наклонная лестничная платформа с уровня земли до кассового зала, лифт с уровня кассового зала на платформу; «Кунцевщина», «Каменная Горка» – лифт с уровня земли до платформы. На станциях «Фрунзенская» и «Тракторный завод» планируется установить мобильные гусеничные подъемники.

Необходимо учитывать, что мобильный гусеничный подъемник предназначен для транспортировки пассажира на инвалидном кресле-коляске только по станционным лестничным маршам, принадлежащим государственному предприятию «Минский метрополитен».

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что руководство государственного предприятия «Минский метрополитен» делает все возможное для комфортного проезда в подземке людей с ограниченными возможностями. Об этом говорит и значительное количество благодарных отзывов инвалидов в адрес внимательных и добросовестных работников столичного метро.

Нужно отметить, что в вопросах создания безбарьерной среды для пассажиров Минский метрополитен является флагманом на просторах постсоветского пространства среди аналогичных предприятий, что не единожды отмечали эксперты различных международных организаций.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.