БЕЗ СУБСИДИЙ НЕ КАТИТ?

Спрос на электромобили сокращается из-за сворачивания господдержки

Примерно с декабря по март мировые СМИ традиционно подводят итоги развития различных отраслей за предыдущий год. Для электротранспорта они противоречивы. Под влиянием экономической конъюнктуры Западная Европа и США сворачивают или сокращают субсидирование покупок легковых электромобилей (EV). В связи с этим спрос тоже уменьшается, вынуждая производителей пересматривать планы.

Глава Mercedes-Benz Ола Келлениус на фоне кризиса спроса на электромобили внезапно вспомнил, что у его концерна есть автомобили с ДВС Источник: bloomberg.com
Американским автогигантам, не успевшим создать собственные зарядные сети, приходится идти на поклон в Tesla Supercharger network Источник: medium.com
Новенькое и технологически привлекательное электромобильное производство Polestar автоконцерн Volvo намерен снять с финансирования в порядке оптимизации издержек

Да, спрос на EV падает, но он по-прежнему выше, чем на обычные машины. Однако сворачивание льгот правительствами западных стран ударило по их же планам развития электротранспорта: автоконцерны уже инвестировали в производственные мощности и технологии миллиарды, но в итоге их предложение превысило фактический спрос, обескровленный отменой субсидий и льгот.

Справка «ТБ»

По данным Reuters, в период до 2030 года автопроизводители намеревались инвестировать 1,2 трлн долларов США в перевод электромобилей из нишевых продуктов в продукт массового рынка.

Но этим проблемы отрасли не исчерпываются. Давайте загибать пальцы:  1) высокие кредитные ставки – за последние два года ужесточилась кредитно-денежная политика большинства центробанков; 2) отсутствие инфраструктуры зарядки – в Европе эта проблема была осознана в 2020–2021 годах, в Америке – лишь сейчас; 3) кризис цепочки поставок – несмотря на все усилия, многих компонентов (особенно полупроводниковых) по-прежнему не хватает.

Ведущее деловое издание The Wall Street Journal (WSJ) прямо пишет о череде сокращений в автопроме и «настроениях, направленных против электромобилей». Reuters усматривает разницу в реакции на падение спроса со стороны старых и новых автопроизводителей. Новые компании типа Tesla просто сокращают инвестиции и пересматривают продуктовые стратегии. Традиционные автоконцерны-гиганты обращаются к государству за дополнительной помощью – умоляют либо не отменять старые субсидии, либо ввести новые.

Mercedes-Benz: отложим на 5 лет?

Чтобы понять логику автоконцернов, рассмотрим пример всенародно известного бренда Mercedes-Benz. 22 февраля он, как сообщает Reuters, отодвинул свои собственные планы по электрификации на 5 лет, однако «заверил инвесторов, что продолжит совершенствовать свои модели с ДВС». Не получилось у Mercedes – получится у кого-нибудь другого? Не получится – Mercedes-Benz оказался последним из автоконцернов, признавших, что спрос на EV ниже ожиданий и прогнозов.

Справка «ТБ»

Утвержденный ранее прогноз Mercedes-Benz предполагал достижение 50% доли EV в продукции компании к 2025 году. Скорректированный исходит из того, что показателя 50% электромобилям Mercedes удастся достигнуть лишь к 2030 году.

Гендиректор Mercedes-Benz Ола Келлениус на исходе 2023 года сделал громкое заявление: в Европе продажи автомобилей не станут, по его выражению, «полностью электрическими» и к 2030 году. Доводы Келлениуса вполне логичны: сейчас на EV приходится лишь 11% продаж, вместе с гибридными моделями – 19%. В связи с чем Mercedes-Benz очень-очень хочет, «чтобы клиенты и инвесторы знали, что у него хорошие возможности для продолжения производства автомобилей с ДВС и он готов обновлять технологию в течение следующего десятилетия».

В нынешнем году продажи концерна в I квартале прогнозируются ниже прошлогодних из-за нехватки комплектующих, в частности, 48-вольтовых систем Bosch. В связи с этим автогигант считает, что на EV и гибриды суммарно придется порядка 19–21% сбыта. Кроме того, Mercedes скорректировал рентабельность реализации авто за минувший год до 12,6% и пожаловался на инфляцию и кризис цепочки поставок, урезающие прибыль.

Все автобренды в одной лодке

«Мерс» не одинок. В 2023 году Ford, столкнувшись с повышенным спросом на EV-пикап Lightning, ввел на своем историческом сборочном комплексе Rouge в США третью смену, чтобы довести объем производства до 150 тыс. машин в год. Однако уже к октябрю трехсменку пришлось отменять и увольнять около 700 рабочих: спроса не хватило.

Справка «ТБ»

По прогнозу AutoForecast Solutions (AFS), к 2030 году в Северной Америке производство EV может увеличиться в шесть раз и составить почти 7 млн машин, что эквивалентно примерно 40% прогнозируемой емкости рынка США, но значительно меньше планов администрации Байдена.

В первых числах февраля WSJ сообщила, что Volvo, один из первых автоконцернов, замахнувшихся на EV, отказал в дальнейшем финансировании Polestar – своему электромобильному подразделению, созданному совместно с Geely, китайским владельцем концерна.

Истории про пересмотр планов производства EV можно продолжить, хотя они довольно однообразны. В Америке топ-менеджеры автопрома просто постучались в администрацию президента Джо Байдена, потребовавшую, чтобы к 2032 году на электромобили приходилось две трети продаж новых машин в США. Постучались и слезно попросили: отмените ваши шапкозакидательские планы.

Крайне вялые темпы развития зарядной инфраструктуры вынудили крупных автопроизводителей пойти на поклон в Tesla, чтобы Илон Маск разрешил владельцам их EV пользоваться зарядной сетью Tesla Supercharger network. Не обошлось и без вынужденного снижения цен как традиционными автоконцернами, так и Tesla на фоне не соответствующего ожиданиям спроса при вроде бы вполне позитивной статистике продаж.

Из трех крупнейших рынков EV (США, КНР и ЕС) наибольшее падение демонстрирует Европа. В двух ключевых экономиках ЕС – Германии и Франции – январские продажи рухнули примерно на 50% к уровню декабря. Почему? Франция ужесточила требования к субсидированию покупок электролегковушек, а Германия совсем отменила субсидии. У европейских автоконцернов, впрочем, существует надежда на новые нормативы по выбросам углекислого газа, вступающие в силу в 2025 году: с более жесткими экостандартами потребитель волей-неволей будет вынужден тряхнуть мошной.

Кто выиграл?

Среди выигравших от очередного крутого поворота рыночной конъюнктуры следует в первую очередь назвать гибридные автомобили: их продажи в США растут, поскольку цены на гибриды ниже, чем на аккумуляторные EV (BEV), особенно в США и Канаде. Американский автогигант General Motors (GM), ранее собиравшийся отказаться от гибридных моделей, в начале этого года заявил, что вместо отказа стоит ожидать наращивания производства.

Еще один победитель – китайский автопром. Да, снижение спроса наблюдается и в КНР, однако тамошняя продукция дешевле, чем у конкурентов. У всех на устах Tesla, но лидером мирового рынка электромобилей остается китайская BYD, обогнать которую детищу Маска пока не по силам.

Пробуксовка спроса на EV имеет и положительные стороны. Например, у автопроизводителей появляется стимул устранить конструктивные и технологические недостатки своих электромобилей, сделав их безопасность безусловным конкурентным преимуществом. Однако выбор такого пути развития тоже во многом зависит от экономической конъюнктуры.

Справка «ТБ»

По данным Rho Motion, мировые продажи электромобилей в январе 2024 года подскочили на 69% по сравнению с январем 2023-го и составили 1,1 млн машин против 660 тыс. год назад, однако снизились на 26% по сравнению с декабрем минувшего года. В США и Канаде январские продажи выросли на 41% по сравнению с прошлым годом, в Китае – почти удвоились. Продажи в ЕС и Великобритании выросли на 29%. По сравнению с прошлым декабрем продажи в Китае упали на 26%, в ЕС – на 32%, в США и Канаде – на 14%.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий