«Белдортяжтранс»: перевозки с душой

Есть категории грузов, которые обычным способом и обычным транспортом перевезти невозможно. Они или чрезмерно тяжелые, или слишком длинные, широкие, высокие – иными словами, тяжеловесные либо крупногабаритные. Такие перевозки требуют определенных навыков и профессионализма, а потому осуществляются специализированными предприятиями.

На белорусском рынке пионером в этой сфере является ООО «Белдортяжтранс». Компания была создана в 2004 году. За 18 лет присутствия на рынке выполнено более 3,5 тыс. автоперевозок различных нестандартных грузов: турбин и транспортеров, самолетов и теплоходов, тепловозов и железнодорожных вагонов, комбайнов, иной сельскохозяйственной техники, мостовых кранов, металлоконструкций, уникального производственного оборудования.

На вопрос, в чем особенность таких перевозок, генеральный директор ООО «Белдортяжтранс» Анатолий Семенович отвечает:

 – В первую очередь это огромнейшая ответственность, поскольку стоимость перевозимых грузов иногда достигает миллиона и более долларов.

Каждой такой перевозке предшествует огромная подготовительная работа. Прежде всего выбирается наиболее приемлемый маршрут, который надо обстоятельно обследовать от точки загрузки до точки выгрузки, осмотреть встречающиеся на пути мосты, путепроводы, иные препятствия, сделать замеры, пройти необходимые согласования.Например, проезд через железнодорожные переезды в обязательном порядке согласовывается с Белорусской железной дорогой, вопросы по электрике – с энергосетями, службой энергохозяйства ГП «Минсктранс». В ГП «БелдорНИИ» при необходимости заказывается проект перевозки.

Затем начинается подготовка подъездных путей к точке как погрузки, так и выгрузки с таким расчетом, чтобы спецтехника подъехала к месту проведения работ максимально близко. Словом, подготовительный период может длиться достаточно долго.

В качестве примера Анатолий Иванович приводит подробности перевозки, которая вошла в историю «Белдортяжтранса» как одна из самых сложных и ответственных за весь период существования организации:

– Когда мы доставляли по мультимодальной схеме из морского порта Херсон на Минскую ТЭЦ-5 газовую турбину массой 385 тонн (общая масса с автопоездом составляла 569 тонн), нам пришлось построить причал на реке Березине, укрепить автомобильный мост через реку Свислочь. Был разработан проект его укрепления, к строительным работам привлекались железнодорожные войска.

Сложнее всего из нестандартных грузов перевозить те, которые имеют большую ширину. Однажды «Белдортяжтранс» осуществлял перевозку оснащения, которое занимало практически всю проезжую часть. Это были части коксовых камер для ОАО «Нафтан», которые доставлялись специальным автотранспортом из Клайпедского порта. Их ширина составляла 9,2 метра. В соответствии с Инструкцией о порядке участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (в редакции постановления Минтранса от 10.07.2012 № 33) впереди шла машина ГАИ с включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета. Водители встречного транспорта обязаны были остановиться и дождаться, когда проследует вся колонна. Однако отдельные участники дорожного движения пренебрегали требованиями законодательства и сразу начинали движение.

– Многие даже не задумываются над последствиями такого поведения на дороге, – сетует Анатолий Иванович. – Между тем, у водителя большегруза нет возможности ни принять вправо или влево, ни резко затормозить, потому что это чревато качением, смещением груза или его опрокидыванием, что может привести к тяжелейшим последствиям.

В «Белдортяжтрансе» к вопросам безопасности дорожного движения относятся чрезвычайно ответственно и во всем следуют букве закона.

Одним из требований законодательства, к слову, является запрет на перевозки крупногабаритных грузов в ночное время. Исключение составляют перевозки по городу Минску, поскольку они не должны создавать неудобств для граждан и движения общественного транспорта днем.

Давние партнерские отношения сложились у ООО «Белдортяжтранс» с тоннельным отрядом УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ». Неоднократно организация перевозила с места строительства одной ветки метро на другую тоннелепроходческий механизированный комплекс «Алеся». Это инженерное сооружение даже в разобранном виде имеет весьма внушительные размеры. Самая широкая часть его составляет 6,5 метра, высота от уровня проезжей части (с учетом платформы транспортного средства) – 7,5 метра, вес – 93 тонны. Еще в котловане комплекс разбирается до приемлемых габаритов и частями поднимается наверх с помощью крана.

– Последний раз мы перевозили «Алесю» в позапрошлом году, – рассказал коммерческий директор компании Дмитрий Киселев. – Маршрут движения по протяженности был небольшим, всего несколько километров: с улицы Воронянского на Московскую, потом на станцию метро «Вокзальная». Но эти несколько километров мы ехали буквально целую ночь. Это была очень ответственная перевозка. Начинали движение после полного отключения подачи электроэнергии к троллейбусной контактной сети. Большую роль играл временной фактор, поскольку общественный транспорт должен был поехать в пять утра. Поэтому десять бригад службы энергохозяйства ГП «Минсктранс» работали всю ночь, обеспечивая восстановление контактной сети к началу работы общественного транспорта. Остановись мы по какой-то причине по дороге, в городе случился бы транспортный коллапс.

В свое время «Белдортяжтранс» начинал деятельность с приобретения бэушных прицепов и тягачей. Сегодня на вооружении предприятия – парк современной спецтехники: четыре автомобиля для перевозки тяжелых грузов (четырех-, трех- и двухосные); семь прицепов, в том числе с поворотными столами, на которых можно перевозить очень длинные грузы; три собственных автомобиля сопровождения с проблесковыми маячками. Имеются инструменты для измерения высоты путепроводов, электролиний, ширины проезжей части, а также такелажное оборудование.

Помимо перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов, организация также оказывает услуги по перегрузке и выгрузке тяжелых грузов такелажным способом. Такелажное оборудование, конечно, не такое мощное, как подъемный кран. Зато более компактное, не занимает при установке много места и создает меньше проблем при транспортировке. С его помощью можно поднять и переместить груз весом 300 и более тонн.

В позапрошлом году из Словении в Брест на европейском железнодорожном транспортере прибыл трансформатор для одной из могилевских подстанций. Известно, что ширина колеи в Европе и Беларуси разнится. Поэтому достаточно высокий и длинный груз сначала необходимо было перегрузить с европейского транспортера на белорусский, затем по железной дороге доставить в Могилев, где перегрузить на автомобиль, чтобы транспортировать к месту назначения. Поскольку ни на станции погрузки в Бресте, ни на станции выгрузки в Могилеве не было места для установки подъемного крана, все погрузочно-разгрузочные работы осуществлялись такелажным способом.

– Это долгий и сложный процесс, требующий серьезной подготовки, – поясняет Анатолий Семенович. – Автомобиль должен максимально близко подъехать к транспортеру. Между ними выкладывается клеть из деревянных шпал. Затем начинается постепенный и очень медленный подъем груза домкратами сначала с одной стороны, затем с другой, но не более чем на 3–4 см, чтобы не произошло опрокидывания или смещения в сторону. После этого груз фиксируется на специальных подставках. Когда таким же ювелирным способом он будет поднят на высоту около 15 см, закладываются титановые балки, по которым и осуществляется очень медленное передвижение к прицепу. При перегрузке на прицеп, а также на месте выгрузки процедура повторяется. Если расстояние от автомобиля до места монтажа составляет 15–20 метров, на это в лучшем случае уходит целый день.Такая работа требует колоссального напряжения. Потому что перевозятся, как правило, очень дорогие грузы. И люди несут ответственность за их сохранность.

В прошлом году «Белдортяжтранс» успешно взаимодействовал с белорусскими энергетиками в рамках реализации программы по строительству пиково-­резервных источников на крупнейших энергетических объектах страны. Перевозчик принял участие в доставке к строительным площадкам предприятий 18 трансформаторов массой от 55,7 до 128 тонн.

Перевозились они на железнодорожных транспортерах. Поэтому необходимо было найти такую железнодорожную станцию, где бы автомобиль мог максимально близко подъехать к транспортеру. Много усилий тогда потратили на подготовкуподъездных путей, перегрузку и выгрузку.

Как и многие современные успешные организации, «Белдортяжтранс» ежегодно выпускает свой корпоративный календарь. В нем обязательно находят отражение самые значимые перевозки, реализованные на протяжении года. Собрание таких календарей – своеобразная летопись компании, бережно хранимая коллективом.

Примечательно, что за всю историю предприятия не было случая повреждения перевозимых грузов, какой бы сложной ни была организация их доставки. И здесь надо отдать должное высокому профессионализму персонала, действующего строго в соответствии с законодательством, регламентирующим транспортировку тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Контроль за перевозочным процессом организован от момента погрузки до момента выгрузки. Как правило, самые ответственные заказы выполняются при личном участии генерального или коммерческого директора компании.

Следует заметить, что такие глобальные перевозки, когда груз имеет сверхнормативные массу, ширину, длину или высоту, в практике «Белдортяжтранса» случаются далеко не каждый день. Зачастую организация выполняет вполне обычные заказы. Уже много лет она взаимодействует с ЗАО «Штадлер Минск» – на раздвижных прицепах перевозит по территории завода или из цеха в цех вагоны заказчика.

Когда создавался новый музей Великой Отечественной войны, «Белдортяжтранс» как организация, имеющая репутацию надежного перевозчика, была приглашена для транспортировки техники военных лет из старого здания на проспекте Независимости сначала в деревню Станьково, а затем и в новый музейный комплекс. По словам моих собеседников, воодушевлял сам факт соприкосновения с историей и осознание огромной ответственности за доставку ценных экспонатов в полной сохранности. Когда обновленный музей открыл двери для посетителей, сочли своим долгом организовать экскурсию для персонала, чтобы увидеть уже знакомые образцы военной техники в музейных экспозициях.

Несколько раз организация доставляла гражданские и военные самолеты из разных городов Беларуси в музей авиационной техники на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ на Боровой.

На предприятии гордятся проектами, которые были реализованы для Минска и страны. Речь идет о перевозках оборудования для БелАЭС, топливно-энергетического комплекса, УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ», экспонатов для музея Великой Отечественной войны, скульптурных изображений, установленных перед Белорусским государственным цирком и Большим театром Беларуси, гранитного барельефа для реконструкции площади Победы и многом другом.

– В каждую перевозку мы вкладываем душу, – говорят в «Белдортяжтрансе». И понимаешь, что это не просто слова…

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий