Беду легче предупредить

Потому что часто она бьет больно, а порой и непоправимо, делая инвалидами молодых еще людей, вдовами – жен, сиротами – детей…

Лучший способ избежать беды – четко соблюдать все нормы и правила на производстве. Следить за этим призваны технические инспекторы труда. И не только выявлять нарушения, предупреждать о них руководство организаций и предприятий, но и добиваться их исправления. Об этом, а также о том, каково быть техническим инспектором труда, как на предприятиях относятся к ним и их работе, – разговор нашего собственного корреспондента Людмилы КОПАТЬ с техническим инспектором труда БелПрофТранса по Гомельской области Валентиной Пугачевой.

Валентина Викторовна уверена: производство и охрана труда между собой тесно связаны, а любое дело надо начинать с наведения элементарного порядка на рабочем месте. Она – частый гость на транспортных и дорожных предприятиях Гомельщины, первичные профсоюзные организации которых (а их – 57) входят в Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций (БелПрофТранс). Ни одна производственная база, ни один строительный объект не обходятся без ее пристального внимания. Валентина Пугачева в курсе дел всех предприятий отрасли и их особенностей.

– Валентина Викторовна, как обстоят дела с производственным травматизмом на отраслевых предприятиях Гомельской области и что главное в работе технического инспектора труда профсоюза?

– Производственных тяжелых травм и смертельных случаев у нас не было с августа 2016 года. Это большой плюс. Считаю, главное в работе технического инспектора труда БелПрофТранса – не только выявить нарушения в области охраны труда, но и добиться их устранения. Осуществляя общественный контроль, с начала текущего года самостоятельно и в составе мобильных групп я побывала на отраслевых предприятиях. Среди них – филиалы КПРСУП «Гомельоблдорстрой»: ДЭУ № 115, ДРСУ № 150, 184, 185 и 149; филиалы РУП «Гомельавтодор»: линейные дорожные дистанции ДЭУ № 46, 41, 45; филиалы ОАО «Гомельоблавтотранс»: «Автобусный парк № 6» – производственный участок в г. Ветке и «Автобусный парк № 1» – производственный участок в г. Чечерске; Мозырский АРЗ, филиалы ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель»: ДСУ № 44 и 17; речной порт Речица РТУП «Белорусское речное пароходство» и другие.

По результатам выданных руководителям представлений и рекомендаций уже получены письменные ответы об устранении нарушений.

Из своих проверок тайны не делаю, все недоработки в области охраны труда обсуждаю с председателями профсоюзных организаций, специалистами по ОТ. Главное в нашей работе – донести результаты проверок до руководства и коллектива предприятия, открыть глаза на имеющие место нарушения безопасных условий труда, общими усилиями исправить положение дел, чтобы не допустить несчастных случаев на производстве.

– Техническим инспектором труда БелПрофТранса вы работаете третий год. С чего начинали? Как проходят проверки?

– Я уже имела за плечами определенный опыт работы в области охраны труда – была инженером по ОТ на предприятии водного транспорта. Так сложилось, что оно было узлом, в котором пересекались водный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Мне приходилось участвовать в проверках РК БПРТиДХ по состоянию охраны труда в отраслевых дорожных и транспортных предприятиях.

Сказать, что технического инспектора профсоюза принимают радушно, я не могу. Да и какому руководителю нравятся проверки и связанные с ними неприятности? Приходится объяснять, что пришла помочь, что проверка не несет за собой экономических санкций, а выявленные нарушения нужно устранить в установленные сроки, чтобы предотвратить несчастные случаи и чтобы все работники вернулись к своим семьям живыми и здоровыми. Сомневаются, но на большинстве предприятий работать не мешают. Чего, к сожалению, не скажешь, например, о дорожно-строительном управлении № 44 ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель», где к техническому инспектору по-прежнему отношение недоброжелательное…

На сегодняшний день я посетила все организации отрасли. На многих предприятиях, где приходится бывать повторно, руководители и специалисты чаще задают вопросы, обращаются за консультациями. Хотя основной принцип инспекции труда ФПБ: пришел – увидел – подсказал. Но если руководитель старается найти десятки причин для невыполнения предписания инспектора, то у нас достаточно возможностей, дабы привлечь его к ответственности. Но все-таки, исходя из своего опыта, могу сказать: более действенное средство – это когда фотографии нарушений в области охраны труда на конкретном предприятии демонстрируют на каком-либо мероприятии. Руководители почему-то меньше боятся ответственности перед контролирующими органами, чем огласки перед своими коллегами.

Считаю, что в охране труда, как и во всех других сферах деятельности, чтобы создавать безопасные условия на каждом рабочем месте, избегая при этом ошибок, надо держать руку на пульсе, действовать сообща с техническим инспектором труда, со своим коллективом, ведь профессиональный союз – это в первую очередь коллектив работников. Иначе ошибки могут привести к тяжелым последствиям – увечью, потере жизни человека. А сколько убытков получает организация при несчастном случае, а еще эмоциональное потрясение работников… Один руководитель как-то сказал мне, что не может и не хочет смотреть в глаза родственникам погибшего, даже если вина работника 100%-ная. Лучше уволить человека за неоднократные нарушения охраны труда, но чтобы он остался живой и здоровый. А здоровый всегда найдет, как заработать.

– Кому, как не вам, знать все «узкие» места, в организации работы по охране труда…

– Статистика свидетельствует: одна из самых травмоопасных отраслей республики – дорожная. Большинство работ осуществляется при движущемся транспорте, что создает дополнительные трудности и увеличивает опасность травмирования. Неоднозначно обстоят дела и с культурой производства. Руководители нередко пренебрегают элементарными правилами безопасной работы. Например, плохо ограждают и обустраивают места производства дорожных работ, в результате люди неожиданно выходят за ограждения и попадают под колеса автомобиля. Не проводят инструктаж на рабочем месте не только со своими, но и с работниками других организаций, участвующими в производственном процессе, не ознакамливают их с проектом производства работ, в котором должны быть прописаны мероприятия по обеспечению безопасности производства. Травмы во многом связаны с так называемым человеческим фактором и являются следствием неисполнения руководителями и работниками своих прямых обязанностей по обеспечению охраны труда в соответствии с требованиями законодательства.

К сожалению, нельзя быть уверенным, что случаи травматизма, причем как в дорожных, так и в организациях автомобильного и водного транспорта, изжиты. Иногда причиной становится изношенность эксплуатируемого оборудования и машин, но чаще всего работник пренебрегает инструкцией и применяет неправильные приемы работы.

В процессе осуществления общественного контроля обращаю внимание на то, что в журналах ежемесячного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, кроме записи инженера по ОТ филиала или головной организации, записи других должностных лиц часто отсутствуют. Все еще имеют место низкий уровень подготовки и проведения инструктажей по охране труда – формальный и некачественный, невыполнение специалистами своих прямых обязанностей, низкая требовательность должностных лиц к обеспечению безопасных условий труда, нарушение потерпевшими локальных нормативно-правовых актов, трудовой и производственной дисциплины, а также неудовлетворительная организация производства работ, как это было на строительстве автодороги М5 Гомель – Минск, когда несколько лет назад погиб прораб ДСУ № 17 ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель».

– Сейчас большое внимание уделяется созданию на предприятиях хороших санитарно-бытовых условий. Чей опыт можно было бы рекомендовать другим организациям?

– Сегодня важно, чтобы функции контроля не только отождествлялись с инженерами по охране труда, но и стали повседневной обязанностью общественных инспекторов, рабочих, всех специалистов и руководителей. Каждый должен быть заинтересован навести порядок на производстве. Как пример можно привести создание достойных социально-бытовых условий для работников в филиалах ОАО «Гомельоблавтотранс» – «Автобусный парк № 6» и «Автобусный парк № 1», «Жлобинавтотранс»; КУП «Гомельобл-дорстройкомплект» КПРСУП «Гомельобл-дорстрой»; дорожно-строительном управлении № 10 ОАО «ДСТ-2, г. Гомель», ДРСУ № 184 КПРСУП «Гомельоблдорстрой», ДЭУ № 41, 46 РУП «Гомельавтодор». Здесь повсюду порядок, оборудованы прекрасные комнаты для приема пищи, сушки одежды и обуви. Решены вопросы обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Вместе с тем более пристального внимания со стороны профкома и руководства ОАО «Гомельоблавтотранс» требуют производственные участки в Корме и Брагине, где после реорганизации санитарно-бытовые условия оставляют желать лучшего.

Конечно, охраной труда необходимо заниматься каждый день. Это должно стать повседневной обязанностью. Только тогда будет положительный результат и степень риска получения травмы или профессионального заболевания значительно уменьшится.

– В отрасли создана целая армия общественных инспекторов по охране труда. Некоторые считают, что эффективность их работы очень низкая…

– Что бы ни говорили, я считаю: общественный контроль – это сила. В большинстве случаев общественные инспекторы – опытные, неравнодушные люди. Хорошо бы, руководители предприятий и председатели профкомов стимулировали работу общественных инспекторов по охране труда – морально, материально. Ведь те льготы, которые предусмотрены коллективными договорами, не всегда им предоставляются.

К тому же часто реакция нарушителей на требования общественных инспекторов выполнять правила по охране труда резко отрицательная. На замечания можно услышать: «Это мое здоровье, что хочу, то и делаю!» Но если что-то случается, потерпевший предъявляет претензии: почему не предупредили, не наказали? Наверное, пора вводить коллективную ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Тогда эффективность работы общественных инспекторов увеличится.

– Валентина Викторовна, какие проблемы в соблюдении законодательства о труде вы видите?

– Их еще много. Начнем с простого. Что может быть проще проведения инструктажа по охране труда? Тем не менее случается, он ведется формально или не проводится вовсе. Периодический контроль по ОТ часто проходит без привлечения общественных инспекторов организаций, которые могли бы помочь предотвратить нарушения требований охраны труда работником, а возможно, и его травмирование.

Основную работу по ОТ в организации должен вести мастер, а руководитель участка – обеспечивать контроль за соблюдением законодательства своими подчиненными. Надо обучать вопросам охраны труда специалистов среднего звена. И не один раз в три года, а ежегодно, проверяя при этом полученные знания. Решение этих вопросов не требует вложения огромных денежных средств, но эффективность будет большая.

Но главное все-таки – дойти до каждого, донести до сознания работника, что его жизнь и здоровье куда важнее прибыли и других финансовых показателей предприятия.