Беда не приходит одна, или Что делать, если на трассе вы вынуждены остановиться

Темным ноябрьским вечером на автодороге М1 в Толочинском районе произошла беда: погибла женщина. Несколькими минутами ранее в автомобиль, на котором она ехала, попало колесо, оторвавшееся от другой машины. Случаи, когда на дорогах гибнут или получают травмы водители и пассажиры автомобилей, попавших в ДТП, не редкость. Разобраться в этой ситуации мы попросили заместителя директора УП «Витебская областная автомобильная школа ОО «БОАМЛ» Олега КОСОВА.

Беда не приходит одна, или Что делать, если на трассе вы вынуждены остановиться

Два в одном

Начать стоит с подробного рассказа о случившемся.

Как следует из сводки ГАИ, 11 ноября около 19.30 автомобиль Peugeot 405 двигался в сторону столицы по автомагистрали М1 Брест – Минск – граница Российской Федерации. Во встречном направлении ехал Citroen Xsara под управлением 27-летнего водителя. В салоне находилось четверо пассажиров. Дорога широкая, по две полосы движения в каждом направлении, разделенные зеленой зоной. В районе деревни Муравничи Толочинского района от Peugeot 405 отлетело колесо, которое перекатилось на встречную полосу движения и повредило Citroen Xsara. Оба автомобиля остановились, водители включили аварийную сигнализацию.

45-летняя жительница Орши, ехавшая в качестве пассажира в Сitroen Xsara, вызвала сотрудников ГАИ на место происшествия. Затем она вышла из машины и стала переходить проезжую часть в направлении Peugeot. В это время по дороге двигался Hyundai Lantra под управлением 46-летнего жителя Минска. На 510-м километре трассы автомобиль наехал на переходившую проезжую часть слева направо женщину, которая от полученных телесных повреждений скончалась на месте дорожно-транспортного происшествия. Световозвращающими элементами она обозначена не была.

Как заявила официальный представитель УСК по Витебской области Светлана Сахарова, в отношении водителя Hyundai Lantra возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь (нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека). Подозреваемый допрошен. К нему применена мера процессуального принуждения – обязательство о явке.

Естественно, пока рано делать какие-то конкретные выводы по данному ДТП. Следователи выясняют обстоятельства наезда на женщину, допрашивают свидетелей. По уголовному делу проведен осмотр места аварии с участием специалистов ГКСЭ по Витебской области, назначены экспертные исследования. Тем не менее понять общую картину можно.

Часть первая.Колесо

– Это дорожно-транспортное происшествие следует разделить на две части, – комментирует ситуацию Олег Косов. – Первая – техническая неисправность. Вряд ли водитель автомобиля Peugeot 405, отправляясь в дальнюю дорогу, не проверил визуально состояние колес. И, скорее всего, оно не вызвало у него опасений. Не исключено, что в дороге произошла поломка, которую он не мог предусмотреть. Причины могут быть разные. Я лишь высказываю предположения.

Возможно, при замене летней резины на зимнюю не докрутили гайки. К сожалению, такое встречается часто. Иногда сотрудники шиномонтажа сами предупреждают клиента, чтобы он подтянул гайки через 30 километров пробега. Но если они откручиваются, то водитель может это почувствовать. Лично я слышу, когда появляется характерный посторонний стук. Тогда обычно останавливаюсь и поджимаю гайки. Возможно, на скорости 100 километров в час они ослабились и открутились. Могла вместе с колесом вылететь и ступица.

Не исключен и заводской брак каких-то деталей. Допустим, перекалили металл, и он сломался. В общем, ответить однозначно, почему отлетело колесо, смогут только эксперты, которые будут внимательно изучать машину. Но вряд ли такая экспертиза понадобится. К гибели женщины это происшествие имеет лишь косвенный характер. Я вообще удивляюсь, что машину, от которой отлетело колесо, не выбросило за пределы проезжей части и водитель смог ее припарковать у края дороги.

Мой совет: всегда следите за состоянием колес. Если услышали в районе колес посторонние звуки, лучше сразу съехать на обочину, остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки на должном расстоянии и, соблюдая требования безопасности, устранить неисправность или вызвать помощь.

Часть вторая. Колесо прилетело

– Водителю, а тем более пассажиру автомобиля Сitroen Xsara, в который прилетело чужое колесо, ни в коем случае не следовало паниковать. Это типичный страховой случай, – разбирает эту историю Олег Косов. – Да, неприятно, но, коль это уже произошло, изменить что-либо невозможно. Водитель правильно поступил, остановив автомобиль на обочине и включив аварийную сигнализацию. Лично я не думаю, что колесо причинило серьезный ущерб транспортному средству.

Пассажиры Сitroen Xsara должны были оставаться на месте, разбираться в конфликтной ситуации обязан водитель. На такой случай человек, заботящийся о собственной безопасности, возит с собой светоотражающий жилет. Лично у меня он всегда лежит в автомобиле. Он много места не занимает, практически ничего не весит, зато может выручить в случае вынужденной остановки на дороге в темное время суток. Да, Правила дорожного движения не обязывают водителей возить с собой светоотражающий жилет. Но, помимо ПДД, люди должны еще руководствоваться и собственным разумом, думать о своей безопасности.

Вы посмотрите на водителей Витебского трамвайно-троллейбусного управления. Когда им приходится поправлять штанги или перевести стрелки, они всегда выходят из салона в жилетах со световозвращающими вставками. Если у водителя Сitroen Xsara не было в машине жилета, он мог перейти дорогу, только убедившись в отсутствии транспортных средств. Бежать к виновнику ДТП, не глядя по сторонам, не имело смысла. Куда бы он делся без колеса…

Часть третья. Женщина на дороге

– Пассажирка Сitroen Xsara вообще не должна была куда-то идти. Она могла вызвать сотрудников Госавтоинспекции, если ей это было сделать удобнее, но бежать через дорогу не следовало, – рассуждает Олег Косов. – Однозначно, она пренебрегла Правилами дорожного движения, выйдя в темное время суток без фликера на проезжую часть, не убедившись в отсутствии транспортного средства. Кроме того, произошло это в месте, не обозначенном для перехода дороги. С точки зрения ПДД женщина нарушила правила перехода проезжей части дороги. Да, следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении водителя Hyundai Lantra, который совершил на нее наезд. И это правильно. Однако при объективном подходе к рассмотрению дела надо учитывать, мог ли он видеть пешехода. Лично мне всегда жалко, когда гибнут люди. Но, как показывает опыт, пешеход в темное время суток, если не обозначен световозвращающими элементами, сливается с серым асфальтом.

И еще одна типичная ошибка водителей: на многих участках М1 разрешено двигаться со скоростью 120 километров в час. При этом некоторые забывают, что это при нормальных условиях. Однако было темно, а согласно ПДД водитель обязан выбирать скорость движения с учетом введенных ограничений, погодных и природных условий.

Часть четвертая. Остановка смерти подобна

– Я достаточно долго работал в Госавтоинспекции и могу утверждать: случаи, когда при разборе дорожно-транспортного происшествия гибнут или получают травмы люди, попадая под колеса других автомобилей, были всегда, – говорит Олег Косов. – Однажды в том же Толочинском районе при разборе ДТП под колеса проезжавшего мимо автомобиля попал сотрудник ГАИ. Более того, уже многое сделано для искоренения подобных ДТП. В частности, на автотрассах запрещена стоянка и остановка вне специально отведенных для этого мест. Как известно, раньше прямо на обочинах дорог останавливались фуры, и водители в машинах устраивали себе отдых. Теперь такое исключено. Остановка на трассе вне специальных мест может быть только вынужденной.

Если это вынужденная остановка – ДТП и поломку никто не планирует, не суетитесь. Сразу включите аварийную сигнализацию, безопасно покиньте автомобиль, установите знак аварийной остановки. Кстати, в Витебской областной автошколе ОО «БОАМЛ» в первую очередь уделяют внимание качеству подготовки водителей. Конечно, их количество позволяет улучшить финансовые результаты, но от качества обучения зависит наша безопасность на дороге. Это – главная задача.

Как известно, главным показателем качества подготовки водителей является процент сдачи нашими выпускниками экзаменов в ГАИ с первого раза. Многие автошколы этим показателем вообще не интересуются. Мы же с гордостью можем сообщить: за 9 месяцев этого года с первого раза экзамен в ГАИ сдал 61 процент наших выпускников. Это – один из лучших показателей в Витебске…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий