Статистика свидетельствует, что ежегодно на дорогах Гомельской области появляется 10–12 тысяч единиц новых транспортных средств. Вместе с тем дисциплина участников дорожного движения явно ослабевает, о чем красноречиво говорят факты – большое количество совершаемых дорожно-транспортных происшествий. В этих условиях обеспечить безопасную перевозку пассажиров и грузов стало главной задачей руководителей и специалистов филиалов ОАО «Гомельоблавтотранс».
В гомельском филиале «Автобусный парк № 1» перевозка пассажиров осуществляется 222 автобусами различной вместимости, которые обслуживают 25 городских, 120 пригородных, 18 междугородных и 9 международных маршрутов. Общая протяженность маршрутной сети – 11 841 км. Транспортное предприятие ежегодно перевозит более 40 миллионов пассажиров. Автобусы отправляются из Гомеля в Москву, Санкт-Петербург, Киев, Чернигов, Ригу, Вильнюс и другие города ближнего и дальнего зарубежья. В летний сезон организовываются маршруты на черноморские курорты – Железный порт, Одессу… Еще одно направление работы – перевозка грузов автомобилями МАЗ-5440 с полуприцепом, МАЗ-5516 грузоподъемностью 20 тонн и МАЗ-6501 с прицепом грузоподъемностью 36 тонн. За 2017 год перевезено порядка 700 тысяч тонн грузов.
Интересуюсь у начальника отдела без-опасности движения и охраны труда автобусного парка № 1 Александра Кононенко, как строится работа по безопасности дорожного движения, чему уделяется первостепенное значение, каковы результаты, о которых в первую очередь красноречиво свидетельствует статистика дорожно-транспортных происшествий.
– За 2017 год с участием автотранспортных средств предприятия было зарегистрировано 39 ДТП. Из них по вине наших водителей – девять, что на два происшествия меньше, чем в предыдущем году. С начала 2018-го два водителя признаны виновными в совершении дорожно-транспортного происшествия, а участниками ДТП стали семь водителей предприятия. Сегодня обеспечивать безопасную перевозку пассажиров и грузов на оживленных, перегруженных автотранспортом дорогах становится все труднее, – говорит Александр Кононенко.
В свое время он окончил БелГУТ, более 25 лет работал в Госавтоинспекции Гомеля. Александр Владимирович хорошо понимает, насколько важны для безопасной перевозки пассажиров ежедневная профилактическая работа и повседневный контроль за водительскими кадрами.
– Все начинается с момента трудоустройства на наше предприятие. Тщательно изучаем все документы, которые должны быть у водителя: медицинскую справку, допуск. Также смотрим, соответствуют ли они требованиям, которые к нему предъявляются, – продолжает Александр Кононенко. – Садится соискатель за компьютер, сдает экзамен на знание Правил дорожного движения. Программа сама решает, готов человек к работе или нет. А мы, сотрудники отдела безопасности движения и охраны труда, регистрируем в журнале, какие ошибки он допустил. Сдал – честь ему и хвала. К сожалению, бывает, водитель получил удостоверение много лет назад и ездит по «наитию». Приходит на экзамен, заваливает его, и мы узнаем, что правила он читал последний раз лет пять назад…
Все водители, сдавшие экзамен по ПДД, проходят стажировку на транспортном средстве по тому маршруту, на котором будут трудиться. В парке обязанности по подготовке на конкретном маршруте возложены на водителя-наставника, который имеет большой стаж работы и хорошо знает все нюансы и особенности передвижения по данному маршруту. После 112 часов стажировки водитель сдает технический минимум, а комиссия по безопасности движения определяет качество подготовки и вносит предложение о целесообразности допуска к самостоятельной перевозке пассажиров или грузов. Тем самым работа наставников находится под контролем специалистов, что тоже улучшает качество подготовки водителей.
Однако полностью избежать аварий на дорогах удается не всем. И ни возраст, ни опыт, ни стаж, к сожалению, не являются панацеей от ДТП. В передряги на маршруте попадают и молодые, и опытные водители. Нельзя сказать, что виной тому их непрофессионализм. На самом деле дает знать о себе высокая интенсивность движения транспорта на городских улицах. Чаще всего происходят ДТП из-за несоблюдения водителем автобуса дистанции движения и столкновения с «подрезавшими» их транспортными средствами. А также из-за неудачного маневрирования, когда автобус задевает легковой автомобиль или маршрутное такси, перестраиваясь из одной полосы в другую. Случается, по невнимательности водитель закрывает дверь и начинает движение в то время, когда пассажир поставил ногу на ступеньку, чтобы войти в автобус…
– Каждое дорожно-транспортное происшествие мы разбираем самым серьезным образом, – рассказывает Александр Кононенко. – Детально анализируем, задаем вопросы, объясняем, как надо было в данном случае поступить. Нарушение ПДД заносится в личную карточку водителя, где зафиксированы все нарушения, которые он допускал. К каждому – подход индивидуальный. Если у водителя не было других нарушений, а начальник колонны и техническая служба характеризуют его как профессионала, ответственного, добросовестного работника, то и отношение к нему будет более лояльным. Если же он злостный нарушитель, то в соответствии с коллективным договором, действующим на предприятии, административное или дисциплинарное наказание будет более строгим: с лишением всех доплат в течение года, снижением классности. Водитель, виновный в совершении ДТП, обязательно возмещает ущерб, причиненный транспортному средству.
Сегодня все автобусы парка оборудованы системой «Азимут», которая позволяет контролировать движение в реальном времени, и отследить превышение скорости транспортным средством – дело техники. Недисциплинированным, пренебрегающим Правилами дорожного движения водителям назначаются дополнительное обучение и стажировка с последующей контрольной проверкой навыков вождения и знаний ПДД.
Кроме того, в парке регулярно проходят занятия и инструктажи по специальной программе. Не обходится и без проведения рейдов-проверок на маршрутах, по пути следования автобусов. Внимание обращается не только на соблюдение Правил дорожного движения водителями, но и на культуру обслуживания пассажиров, чистоту в салоне.
Строгую дисциплину, жесткий режим работы и высокие требования выдерживают не все. Некоторые увольняются, уходят туда, где работать проще и легче. Было время, когда водители массово уезжали в Москву, теперь едут в Польшу и Литву – там предлагают более интересные финансовые условия, хороший социальный пакет. Правда, есть и те, кто возвращается назад, в автобусный парк. Профессионалов здесь принимают, а вот тем, у кого были серьезные нарушения, отказывают.
Так сложилось годами, что специалисты филиала, отвечающие за безопасность движения, всю профилактическую работу ведут совместно с сотрудниками ГАИ. Без их участия в автобусном парке не обходится ни одно значимое мероприятие, включая государственный технический осмотр автотранспорта, подготовку и проведение месячников и недель безопасности дорожного движения, перевозку детей на оздоровление.
Предприятие хорошо укомплектовано инженерно-техническим персоналом для организации работы по обеспечению безопасной перевозки пассажиров, прошедшим подготовку по специальной программе.
Специалистов отдела безопасности движения редко найдешь в кабинете, чаще – на линии. Опыт показывает, что не только учебно-профилактическая деятельность, но и осуществление живого контроля за работой водителей на линии помогают улучшить безопасность перевозки пассажиров. Но, по мнению Александра Кононенко, даже если в одном отдельно взятом автобусном парке водители станут выполнять Правила дорожного движения на все 100 процентов, от этого меньше ДТП не станет. А вот если правила будет свято чтить и соблюдать каждый участник движения, появится возможность сохранить жизни и здоровье людей.
Людмила КОПАТЬ, «ТБ»