Агрессоры

Мы давно привыкли к такому виду транспорта, как маршрутное такси, которое часто очень облегчает нашу жизнь. Сегодня более 500 маршруток работает в Могилеве. Никто не станет отрицать, что это быстрое, комфортное и удобное транспортное средство может доставить пассажира в любую точку города. Однако среди ряда плюсов такого рода перевозок имеются и минусы.

Я часто пользуюсь услугами маршруток как в городском, так и междугородном сообщении. И всякий раз подмечаю практически одну и ту же картину: игнорирование Правил дорожного движения. Чаще всего водители делают слишком много всего одновременно: разговаривая по телефону, держат его левой рукой, а правой попеременно то рулят, то принимают оплату от пассажиров, то выдают сдачу. И это – в движении. Среди нарушений также проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости. Все это создает аварийную обстановку на дорогах. С момента появления маршрутных транспортных средств Госавтоинспекция держит под жестким контролем работу их водителей. И, надо отметить, нарушений становится меньше. В этом – заслуга профилактической работы, которую проводит ГАИ Могилевской области.

Рассказывает начальник межрайонного отдела ГАИ УВД Могилевского облисполкома подполковник милиции Марат ЧУМАКОВ:

– Предупреждение дорожно-транспортных происшествий на пассажирском транспорте является одной из приоритетных задач Государственной автомобильной инспекции. Ведь происшествия, которые происходят с участием маршрутных транспортных средств, сопровождаются немалыми людскими потерями, потому и имеют большой общественный резонанс.

Межрайонным отделом проводится большая работа с водителями маршруток по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма при перевозке пассажиров в регулярном городском сообщении.

В Могилеве – более 500 транспортных средств, которые обслуживают 28 маршрутов. Для проведения профилактической работы по предупреждению ДТП и укреплению транспортной дисциплины среди водителей за каждым закреплен сотрудник отделения технического надзора и профилактики межрайонного отдела ГАИ УВД.

При проведении рейдовых мероприятий наряду с гласным контролем осуществляется негласная проверка соблюдения Правил дорожного движения перевозчиками с использованием фото- и видеофиксации правонарушений. Сотрудник ГАИ в качестве пассажира в гражданской одежде движется в салоне маршрутки и фиксирует на видеокамеру мобильного телефона допущенные нарушения ПДД на протяжении всего маршрута. Разбирательство проводит на конечном остановочном пункте либо приглашает водителя в УГАИ УВД. При выявлении правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность в виде лишения права управления, проводится открытое рассмотрение дел на конечном остановочном пункте в присутствии других водителей.

Кроме того, для контроля применяется патрулирование при движении в потоке транспортных средств на служебном автомобиле без специальной цветографической окраски. Причина такого надзора понятна: при виде машины с проблесковыми маячками все участники движения ведут себя примерно.

– В чем, на Ваш взгляд, проблема нарушения ПДД среди водителей маршрутных транспортных средств?

– Часто это отсутствие надлежащего профессионализма. Есть и те, кто не обладает необходимыми морально-деловыми качествами, игнорируя правила взаимной вежливости. К тому же не каждый имеющий права на управление автотранспортными средствами по своим психофизиологическим данным способен работать водителем маршрутного такси. Все это надо учитывать нанимателям. Зачастую причиной нарушений Правил дорожного движения является агрессивная манера вождения, вызванная конкуренцией, борьбой за пассажира на дороге и стремлением совершить как можно больше поездок. Среди нарушений – несоблюдение скоростного режима. Случается, маршрутки не пропускают пешеходов на переходах. Гонясь за максимальной прибылью, водители допускают переполненность салона.

С целью усиления воздействия на перевозчиков и владельцев маршрутных транспортных средств несколько лет назад Управление ГАИ области вышло на Могилевский горисполком, а именно на первого заместителя председателя Александра Потемкина, с инициативой о приостановлении действия карточек маршрутов автомобильных перевозок пассажиров в регулярном городском сообщении за грубые нарушения правил дорожного движения и перевозки пассажиров согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Инновацию поддержали. Совместная работа комиссии и ГАИ дала хорошие результаты и оказалась действенной мерой наказания для водителей и руководителей. Теперь не только штрафными санкциями можно влиять на безопасность движения, но и приостановлением работы транспортного средства, что куда серьезнее. Маршрутка в течение дня может отработать штраф, а вот потеря прибыли от простоя машины на период от пяти дней до двух месяцев – немалый убыток. Только с начала года за грубые нарушения было приостановлено 102 карточки маршрутов.

Приведу пример. 14 апреля около 06.35 в областном центре 25-летний местный житель двигался на микроавтобусе «Форд-Транзит» по маршруту № 2 Райагропромтехника – Завод «Могилевтрансмаш». На улице Крупской не заметил девушку, которая переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, и совершил наезд. Пешехода с травмами доставили в больницу. А произошло это из-за невнимательности и неопытности водителя.

– Не все же водители маршрутных транспортных средств – закоренелые нарушители?

– Безусловно, есть немало законопослушных перевозчиков. Среди них ежегодно проводим конкурс на лучшего водителя маршрутного транспортного средства. Главными его целями являются предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутного транспорта, пропаганда соблюдения водителями ПДД, а также повышение культуры вождения и безопасная перевозка пассажиров. Лучших определяют после проверки теоретических знаний, практических навыков управления микроавтобусом и оказания первой помощи пострадавшим. Победителям вручаются дипломы и памятные подарки.

Упор делаем на профилактические мероприятия, в которых водители принимают активное участие. Наиболее яркий пример – участие водителей маршрутных такси в профилактической акции «Вместе – за безопасность дорожного движения!», которая проводилась под эгидой УГАИ области на площади Славы в Могилеве. Безопасное поведение на дорогах пропагандируется и посредством размещения на кузовах транспортных средствах лозунгов: «Возьми ребенка за руку!», «Не спеши обгонять!», «Влево, вправо погляди, а потом переходи!» и других.

При проведении единых дней безопасности дорожного движения в актовом зале УГАИ УВД проводятся кинолектории с перевозчиками. Наряду с доведением нужной информации и сведений о состоянии аварийности на территории г. Могилева и области, приведения примеров резонансных ДТП и показа видеофильма осуществляется открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях, допущенных водителями маршрутных такси.

Все проводимые мероприятия позволяют улучшить транспортную дисциплину среди перевозчиков пассажиров. Так, в 2016 году не допущено учетных ДТП по вине водителей маршрутных такси на территории областного центра.

P.S.

О водителях маршрутных такси шутят: он одной рукой отсчитывает пассажирам сдачу, другой – держит мобильный телефон, третьей – пирожок, четвертой – рулит. Конечно, такова специфика профессии: целый день за баранкой. Однако, занимаясь извозом людей, водитель отвечает и за их безопасность. Нет объективных причин нарушать ПДД. Надо научиться ездить по правилам. И желательно всегда…

Вера ОБРАЗЦОВА, «ТБ»