На территории Национального парка «Нарочанский» реализуется уникальный проект по сохранению биологического разнообразия. РУП «Минскавтодор-Центр» оказалось вовлеченным в экологический эксперимент.
Все началось в 2015 году, когда национальный парк совместно с представителями НАН Беларуси посетила делегация американских ученых.
– Был июнь, пик цветения луговых трав, – вспоминает Татьяна Станкевич, заведующая дендрологическим садом ГПУ «Национальный парк «Нарочанский». – Обочины некоторых участков дорог цвели всеми цветами радуги. Наши американские коллеги, когда это увидели, были в полном восторге. По правде говоря, они так и не поверили, что это естественная экосистема и растения росли здесь всегда. И решили, что все это – результат усилий экологов, работающих в направлении восстановления биологического разнообразия. Потому что и в Америке, и в Европе естественные луга почти не сохранились. Природа там испытывает сильное негативное воздействие последствий научно-технического прогресса и антропогенного влияния. В США, например, уже несколько десятилетий затрачиваются немалые средства на восстановление вдоль магистралей природоподобных, экологически устойчивых луговых систем.
Восторги американских ученых, в свою очередь, заставили наших ботаников, биологов и экологов другими глазами посмотреть на природное богатство страны. Известно, что площади лугов сокращаются и у нас. А большинство растений, занесенных в Красную книгу Беларуси, – это как раз исчезающие луговые виды.
К обеднению видового разнообразия приводят в том числе частые обкосы придорожной полосы, в результате которых из лугового сообщества постепенно исчезают красивоцветущие виды. Они просто не успевают дать семена. Вдоль дорог начинают произрастать преимущественно злаковые да осоковые травы.
– Таким образом, мы увидели, что сохранение исчезающих видов на придорожной территории – очень хороший, подсказанный самой природой вариант восстановления лугового разнообразия, – продолжает Татьяна Владимировна. – Это еще и очень эстетично, поскольку в Беларуси очень много декоративных, красивоцветущих видов.
Старт совместному экопроекту на территории Национального парка «Нарочанский» был дан в 2016 году. Институт экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича и Центральный ботанический сад НАН Беларуси в рамках отраслевой научно-технической программы «Интродукция, озеленение, экобезопасность» поставили задачу разработать концепцию формирования устойчивых придорожных растительных сообществ высокой эстетической и ботанической ценности.
Чтобы донести суть проекта, Татьяна Станкевич вынуждена перейти на профессиональный сленг:
– Одна из целей программы – содействие естественному возобновлению луговой флоры, а также создание флористических ландшафтов вдоль дорог на основе использования методов реинтродукции. В существующие экосистемы необходимо было внедрить сходные по условиям произрастания красивоцветущие растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь. На Нарочи произрастает достаточно много таких аборигенных травянистых видов. Тем не менее на отдельных участках хотелось сделать декоративный акцент, чтобы цветущих особей, таких как, например, колокольчик скученный, примула весенняя, нивянник иркутский, стало больше.
Участки для проведения эксперимента определили во время совместного экспедиционного выезда, участие в котором приняли все заинтересованные стороны, в том числе руководство национального парка и РУП «Минскавтодор-Центр».
Дорожная организация исследования белорусских ученых и экологов поддержала безоговорочно и во всем шла навстречу. Заметим, что начальник расположенного в Мяделе филиала «ДЭУ № 66» Виктор Буйко – уроженец здешних мест и очень трепетно относится к сохранению их природной уникальности.
Вдоль дороги Р28 между Мяделем и курортным поселком Нарочь были выделены три пилотных участка с наиболее интересной экспозицией луговых экосистем, в том числе с редко встречающимися или исчезающими цветущими видами.
– Мы разрабатывали методики восстановления популяций, наиболее эффективные в условиях придорожной полосы. Есть виды луговых растений, которые очень легко воспроизводятся семенным способом. А есть более привередливые, которые лучше подсаживать предварительно выращенной рассадой. Пришли к выводу, что наиболее эффективный способ увеличения популяции – работа с готовым посадочным материалом. Следует добавить, что все виды цветущих луговых растений, которые участвовали в нашем проекте, многолетние. Они не нуждаются в ежегодном подсевании семян. Им достаточно укорениться, и тогда они сами будут возобновляться и рассеиваться, ежегодно радуя своим цветением.
Один из экспериментальных участков представляет собой низинное болото. Для дорожных служб он был весьма проблемным в работе, для ботаников же оказался просто находкой. На этом переувлажненном месте высаживались дикорастущие растения из местных генетических резерватов, созданных для сохранения видов. Когда прошлым летом здесь синюха голубая распустила свои роскошные синие цветы, придорожная полоса, по словам Татьяны Станкевич, обрела шикарный вид.
По договоренности с местным ДЭУ обкос всех экспериментальных участков проводился один-единственный раз за весь сезон – ближе к концу вегетационного периода, когда растения уже отцвели и завязали семена. Это конец августа или начало сентября (в зависимости от погодных условий).
Программа исследований была рассчитана на три года. За это время все участники проекта смогли убедиться в перспективности создания вдоль дорог луговых экосистем.
В жаркое время обкошенные обочины так выгорали под палящими лучами солнца, что напоминали по цвету выжженную пустыню. В то же время цветущие экспериментальные участки, несмотря на жару, сохраняли свежесть и смотрелись весьма привлекательно. Они оказались более устойчивыми не только к неблагоприятным погодным условиям, но и к химическим реагентам, которыми обрабатывается дорожное полотно в зимний период.
Нельзя не сказать и про экономическую составляющую. Многократный в течение года обкос придорожной полосы выливается для дорожного хозяйства в копеечку. Цветущие зеленые обочины вдоль дорог, наоборот, позволяют существенно экономить не только материальные, но и человеческие ресурсы.
Полученные в процессе исследований научно обоснованные факты доказывают, что режим кошения некоторых участков дорожных обочин необходимо изменить и, возможно, даже придать им иной статус. И это является лишь началом создания современной экологически ориентированной придорожной инфраструктуры. А значит, точка в проекте не ставится.
– Программа очень перспективная, – считает Виктор Буйко. – Ее смысл – в том, что обочины, откосы, выемки могут находиться в удовлетворительном состоянии без ежемесячных обкосов и при этом радовать глаз своим цветением от весны до поздней осени. Поэтому я двумя руками за этот проект.
Татьяна Станкевич отмечает и еще один важный плюс создания луговых экосистем вдоль дорог – безопасность дорожного движения:
– Прилегающая к дороге территория все-таки должна хорошо просматриваться. Из лесных массивов, примыкающих к автомагистралям, в том числе в таких заповедных местах, как Национальный парк «Нарочанский», очень часто на дорогу выбегают копытные животные – косули, лоси. Ограниченная видимость чревата дорожно-транспортными происшествиями. Если же обочина хорошо просматривается, водитель имеет возможность своевременно отреагировать на то, что представляет угрозу или опасность.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»