Практика вразрез с учебой

Пока новополоцкие школяры постигают дорожную азбуку, свято веруя, что взрослые ее исполняют безукоризненно, старшее поколение превращает дороги в бесконечное поле брани.

Буквально в конце января сотрудники отдела ГАИ Новополоцкого ГОВД (частые гости в учреждениях образования) с помощью отряда юных инспекторов дорожного движения «Девяточка» провели масштабную акцию, направленную на предупреждение ДТП с участием пешеходов. Они побывали в гимназии № 2 и уже на входе вручали учащимся тематические памятки с рекомендациями по безопасному поведению на дороге. После встречи с гимназистами правоохранители отправились в гости к ученикам начальных классов и проверили у них знания ПДД.

– Надеемся, что информация, которую получили ребята, будет для них полезной, ведь, находясь на улице, каждый из нас становится полноправным участником дорожного движения. Предотвратить ДТП с участием пешехода – задача каждого: ребенка, родителя, педагога… – отметил старший госавтоинспектор ОГАИ Новополоцкого ГОВД Дмитрий Кулак.

Увы, только дети, похоже, и внимают правоохранителям. По крайней мере, такое впечатление складывается от сводки происшествий на Полотчине. Водители спешат, не хотят уступать дорогу пешеходам, в погоне за временем вылетают на встречные полосы… Так, утром 27 января на улице Комсомольской 30-летний таксист, видимо, превысив скорость, не справился с управлением Lada Granta и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с Volkswagen Polo. Молодого человека с телесными повреждениями доставили в Новополоцкую центральную городскую больницу. Требует «лечения» и разбитая машина.

Дорожно-транспортные происшествия в регионе множатся с пугающей скоростью. В течение первой февральской недели пешеходы стали участниками нескольких ДТП. В одном из них погиб на месте происшествия мужчина, нарушивший правила, в другом – пострадала женщина…

– 1 февраля в 8 часов утра на улице Юбилейной на нерегулируемом пешеходном переходе 57-летний житель Новополоцка, управляя автомобилем Daewoo Matiz, совершил наезд на пешехода 1945 года рождения. В результате ДТП 73-летняя женщина получила телесные повреждения и была госпитализирована в центральную городскую больницу № 2 города Полоцка. По факту ДТП проводится проверка. Вечером 3 февраля 29-летний водитель, двигаясь на микроавтобусе «Мерседес-Бенц» по автодороге Лепель – Полоцк – граница РФ, совершил наезд на ехавшего в попутном направлении по правому краю проезжей части 57-летнего велосипедиста. В результате тот угодил в реанимационное отделение Полоцкой больницы, – перечисляет факты госавтоинспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Василий Чепик. – В реанимации Новополоцкой горбольницы находится 33-летний пешеход, получивший травмы головы и позвоночника ранним утром 5 февраля на нерегулируемом пешеходном переходе по улице Комсомольской в городе нефтяников. Его сбил 30-летний земляк на Mitsubishi Carisma…

Сотрудники отделения обращают внимание участников движения и на новые знаки, вошедшие в практику с 1 января согласно изменениям в СТБ 1300-2014 «Технические средства дорожного движения. Правила применения». Один из знаков – «мама с дочкой» (или «шотландец с сыном»). При пересечении улицы или дороги такая табличка может приветствовать пешеходов на переходах вблизи школ, детских дошкольных учреждений и учреждений здравоохранения. На нее следует обращать особое внимание.

Наверное, учитывая возникающие споры между велосипедистами и пешеходами, внесли изменения в установку соответствующих знаков. Допускается по согласованию с ГАИ использование существующих тротуаров для велосипедного движения путем выделения на них пешеходной и велосипедной дорожек с использованием разметки 1.1. При этом должна обеспечиваться минимальная ширина проезжей части: для пешеходного движения – не менее 1,5 метра, для велодорожки – не менее 1,75 метра, в двух направлениях – не менее 2,5 метра. У граждан при этом возникают вопросы: имеют ли пешеходы преимущество перед велосипедистами или наоборот; законно ли детям передвигаться на двух- (до определенного возраста) и трехколесных детских велосипедах по тротуару?

Водителей, несомненно, заинтересовало важное дополнение к стандарту – урегулирование использования знака RADAR, который должен устанавливаться вне населенного пункта на расстоянии 150–300 метров до места установки специальных технических средств, а в населенных пунктах – на расстоянии 50–100 метров. Отсутствие его дублирования на крупных автомагистралях ставило участников движения в неравное положение. Теперь ситуация исправлена.

Безбарьерная среда – быль или мечта?

Для многих людей она жизненно необходима, но так и остается несбыточной грезой, не вписывающейся в этот суетный, рассчитанный на здоровое население мир.

В Витебске, где проживает 378 457 человек, на начало текущего года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 17 070 инвалидов, из которых 3048 – инвалиды I группы и 1097 – дети-инвалиды. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые горисполкомом меры по созданию безбарьерной среды, задача по обеспечению доступности для инвалидов и людей с ограниченными возможностями объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры по-прежнему остается весьма актуальной. А ведь люди с ограниченными возможностями и инвалиды – наиболее уязвимая категория граждан, рассчитывающих на полноправное участие в жизни общества. Без помощи государства это немыслимо осуществить даже на простейшем, казалось бы, уровне – пользования автотранспортом.

Как обеспечено право инвалидов на удобную парковку в городе над Двиной, насколько комфортно они чувствуют себя в родном городе, проверила прокуратура Витебска. И обнаружила, что у торговых объектов (гипермаркеты «Евроопт» по Московскому проспекту и на улице Лазо, ТЦ «Гиппо» по улице Генерала Белобородова, ОАО «Веста» по проспекту Строителей и др.) размещенные в зонах парковок для транспортных средств инвалидов дорожные знаки и таблички установлены с нарушением требований законодательства. Места для инвалидов надлежащим образом не очищены от снежно-ледяных образований, что вводит в заблуждение водителей. Впрочем, многие из них и без того игнорируют требования Правил дорожного движения, неправомерно используя парковочные площадки для машин инвалидов, препятствуя свободному доступу этих лиц к торговым и социальным объектам. Очевидные и системные нарушения ПДД происходят на фоне попустительства нарушениям со стороны владельцев гостевых парковок. Между тем в компетенцию администрации таких социальных объектов входит принятие мер по пресечению совершения правонарушений, в том числе создающих угрозу безопасности и влекущих ущемление законных прав лиц с ограниченными возможностями.

– Актуальной остается и проблема пешеходных переходов с высокими бордюрами без спусков, которые не позволяют инвалидам-колясочникам без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрестки. Они вынуждены порой передвигаться по проезжей части, где рискуют попасть под автомобиль, – констатирует старший помощник прокурора г. Витебска Татьяна Опалева. – Непреодолимым препятствием для инвалидов-колясочников остаются подземные переходы, которые самостоятельно им не пересечь. Так же трудно этим людям преодолеть подъем с тротуара на крыльцо аптеки или магазина, под которые были переоборудованы квартиры на первых этажах зданий. Бизнесмены забывают о нуждах инвалидов или не учитывают при строительстве пандуса размеров инвалидной коляски, как это наблюдается у магазина «Копеечка», расположенного рядом с домом-интернатом для престарелых и инвалидов в Витебске. Увы, конструкция поэтому остается невостребованной. Недостаточная забота об инвалидах проявляется уже на бытовом уровне. Акты-приемки жилых домов и объектов принимаются комиссиями, в том числе и с участием представителей Витебского горисполкома, без учета интересов инвалидов. Зачастую имеющимися пандусами инвалидам пользоваться неудобно и (или) без посторонней помощи невозможно. А ведь именно отсюда начинается путь человека с ограниченными возможностями, и очень важно сделать его безопасным.

Вот и получается, что власти принимают далеко не все возможные меры, дабы обеспечить данной категории граждан возможность вести независимый образ жизни на городских магистралях, которые для обделенных здоровьем людей зачастую остаются недоступными. В Витебский горисполком внесено представление, требующее принять организационно-практические меры, направленные на создание безбарьерной среды по всему маршруту передвижения граждан с ограниченными возможностями и инвалидов (в том числе пешком, на колясках, личном и общественном транспорте), а также обеспечение их свободного доступа ко всем объектам социальной инфраструктуры. Рассмотрение данного представления находится на контроле у прокуратуры города Витебска.

Подготовила Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий