Резонансные преступления прошлых лет, совершенные в Витебске, удалось раскрыть благодаря новейшим технологиям, применяемым в отечественной криминалистике. Об этом сообщил на брифинге в УСК по Витебской области начальник четвертого следственного отделения Витебского ГОСК Тофик Ятсуниский.
Еще 3 февраля 2010 года с несовершеннолетним на тот момент парнишкой из пригородной деревни случилась беда. Он уже собирался к отъезду и выяснял на вокзале время ближайшего отправления нужного автобуса, как неожиданно к нему подошел мужчина и завел разговор. И подросток поверил, что незнакомец подарит ему возможность легкого заработка на раскопках монет.
Преступник заманил парня в укромное место за торговым центром «Беларусь». В зарослях у развалин снесенных сооружений он заставил доверчивого «копателя» раздеться и совершил мужеложство. Едва вырвавшись из лап насильника, 17-летний паренек бросился в милицию. Увы, «повязать» обидчика по горячим следам не удалось, однако взятые с тела и одежды потерпевшего биологические следы сыграли решающую роль в его поимке через 8 лет. Установленный еще тогда генотип предполагаемого преступника совпал с генотипом конкретного, неоднократно судимого человека, биологические данные которого внесены в автоматизированную идентификационную систему ДНК, созданную у нас в стране.
– Это совпадение выявили лишь в начале текущего года. Оказалось, генотип принадлежал 54-летнему гражданину, на совести которого были аналогичные преступления. Сразу после задержания подозреваемый категорически отрицал свою причастность к криминальному происшествию, надеясь, что доказательств случившегося у право-
охранителей нет. Он не ожидал, что криминалистика настолько прогрессирует. Пострадавший опознал обидчика сразу. Следствие продолжается, и фигуранту уголовного дела грозит за особо тяжкое преступление лишение свободы сроком до 13 лет, – подытожил Тофик Тофикович.
А вот минчанину, изнасиловавшему в Витебске осенью 2004 года женщину, предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы. Он поймал витеблянку поздно вечером на улице Смоленской. Сейчас выясняются нюансы нападения, по всей видимости, связанные еще и с ограблением жертвы. Впрочем, не раз попадавшемуся на кражах и разбое 45-летнему уголовнику не привыкать. Как знать, не с попытки ли ограбления все началось? Детали выяснят следователи. Важно, что подозреваемому в изнасиловании избежать возмездия не удастся. И снова таки благодаря генотипу, установленному по взятым 13 лет назад биологическим следам предполагаемого преступника. Он совпал с имеющимся у криминалистов в базе ДНК.
– Долго пришлось ждать нам этого момента – до нынешнего марта, – говорит начальник отдела управления уголовного розыска УВД Витебского облисполкома Сергей Болдышев. – Слишком запутанными были следы подозреваемого, обосновавшегося в 2004 году в Витебске у своего товарища по колонии после возвращения из мест лишения свободы. Год спустя он совершил разбойное нападение и снова сел. Но зато его ДНК попала в республиканскую базу данных. Обнаружили предполагаемого насильника в столице и задержали на железнодорожном перроне с помощью коллег из главного управления уголовного розыска и спец-
подразделения «Алмаз».
Фигуранты обоих уголовных дел, попавших в свое время в разряд «глухарей», на время следствия и в ожидании вердикта Фемиды находятся в ИВС. Они не единственные, кого удалось выудить из пропасти небытия и привлечь за содеянное к ответу благодаря техническому совершенствованию базы криминалистов. Только в 2017 году в Витебской области было раскрыто 195 преступлений прошлых лет, 15 из которых – тяжкие, семь – особо тяжкие. Преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы не так уж много, но они резонансные, а потому их раскрытие особенно важно.
Существенную роль в этом сегодня играет автоматизированная идентификационная система ДНК, созданная в Беларуси в 2008 году. По словам начальника отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз управления ГКСЭ по Витебской области Анастасии Забабухи, в АИС ДНК заносятся данные о неопознанных трупах, их родственниках и ДНК-следов, принадлежность которых не установлена, а также генотипы подозреваемых, обвиняемых, осужденных. База работает в автоматическом режиме. Справка о совпадении генетических признаков в образце подозреваемого и следах, изъятых с места преступления, направляется инициатору исследования – в следственный комитет и милицию. Случайное совпадение генотипов практически невозможно, а посему результат генетической экспертизы дает неопровержимые доказательства для расследования преступлений. Не чаяли наследившие в Витебске в прошлом десятилетии насильники дождаться расплаты, а их жертвы верили: возмездие обязательно придет. И оказались правы.
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»