За все надо платить

Жуткое дорожно-транспортное происшествие на проспекте Победителей в Минске, когда грузовик наехал на пешеходов, переходивших дорогу у ТЦ «Замок» на зеленый свет, заставляет еще раз обратиться к проблемам, послужившим первопричиной ЧП. Установлено: 11-летняя девочка погибла и еще четверо человек пострадали из-за того, что у грузовика отказали тормоза. По данным следователей, автомобиль два года не проходил государственный технический осмотр (ГТО).

О том, как часто выявляются на наших дорогах машины, задействованные на коммерческой перевозке грузов, с непройденным гостехосмотром и какие меры применяются к нарушителям, мы попросили рассказать начальника отдела контрольной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константина РОЯ.

Более 350 грузовиков

– Основная наша задача – обеспечить контроль за безопасностью при перевозке грузов и пассажиров, – сразу подчеркнул Константин Владимирович. – Нас интересует исключительно коммерческий транспорт. И мы давно наладили тесное взаимодействие с филиалом УП «Белтехосмотр» по Витебской области. В конце ноября в области в течение десяти дней проводились совместные рейды по данной тематике. В ходе только этой декады выявлено 24 факта эксплуатации транспортных средств без прохождения ГТО. Речь идет исключительно о коммерческом транспорте. В основном это грузовики и грузовые микроавтобусы, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и частным предприятиям. А всего за 11 месяцев этого года сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области установлено свыше 350 фактов эксплуатации транспортных средств без прохождения гостехосмотра. За такой же отрезок 2016 года, для сравнения, мы выявили 319 случаев. Справедливости ради надо отметить, что это не только перевозчики Витебской области – некоторые автомобили зарегистрированы в других регионах страны.

– Что говорят в свое оправдание водители?

– Их ответы не отличаются разнообразием. Если автомобиль предприятия, то водитель заявляет: «Мне сказали ехать, я и поехал!» Если за рулем – индивидуальный предприниматель, то сразу вспоминает о необходимости уплаты госпошлины, на что у него нет денег. Многие утверждают, что автомобиль подменный и используется всего несколько раз в году, когда основной находится на ремонте. Некоторые говорят, что едут на СТО.

В ходе одного из рейдов я лично дежурил на дороге с сотрудниками Транспортной инспекции. Мы выехали на окраину Витебска. Припарковавшись на улице Транспортной, которая соединяет оживленные Ленинградскую и Титова, специалисты принялись за работу. И через несколько минут в поле нашего зрения попал неприглядного вида грузовик.

– Да я из своего района никуда не выезжаю! – оправдывался водитель. – Мои клиенты – соседи. Кому-то надо мебель перевезти, кому-то – дрова. Доход небольшой. Я ж с них по-божески беру за услуги. Денег на уплату пошлины еще не заработал. За машиной сам слежу.

Следующим нарушителем стал водитель грузового микроавтобуса с индивидуальным предпринимателем за рулем.

– Для меня машина – кормилица. У меня жена и трое детей. Где взять деньги на гос-
техосмотр и пошлину? – жаловался он на жизнь. – Я же из своего кармана и за топливо плачу, и за обслуживание автомобиля. Вы посмотрите: заменил к зиме четыре колеса. Это для собственной безопасности. Тормозная система в порядке. Двигатель работает как часы. А для гостехосмотра еще надо подкрасить кузов. Лично меня и такой вид машины устраивает. На выставку ж я ее везти не собираюсь. Как покраска влияет на безопасность? И по поводу дорожного сбора мне есть что сказать: зачем мне красивые дороги под Минском, куда я не выезжаю. Для меня важно, в каком состоянии находятся дороги в деревнях Витебского района, куда приходится постоянно ездить. Даже в крупных населенных пунктах – яма на яме.

Машина на выезд

Если вы подумали, что сотрудники Транспортной инспекции «ловят» только частников, то ошибаетесь. Они останавливали без пройденного гостехосмотра автомобили и организаций лесной отрасли, и крупных витебских предприятий. К примеру, выяснилось, что без пройденного техосмотра выезжало на линию несколько автомобилей витебской спецавтобазы. Это крупное предприятие, в распоряжении которого – около сотни транспортных средств. Особенно тревожно за транспорт предприятий агропромышленного комплекса.

– Мы мониторили ситуацию в ходе вывозки зерна урожая 2017 года на хлебоприемные пункты. И в поле зрения наших специалистов попало 20 автомобилей с непройденным гос-техосмотром, – продолжает Константин Рой. – Рядом с Витебском располагаются земли СПК «Ольговское» – достаточно крупного и передового сельхозпредприятия, которое кормит город свежими овощами. Но даже там не весь автотранспорт проходит гостех-осмотр. Только в этом году мы три раза привлекали работников СПК, ответственных за выпуск машин на линию. В марте и июне в Витебском районе останавливали МАЗы сельхозпредприятия, выезжавшие на дороги общего пользования с непройденным гостех-осмотром. В декабре остановили САЗ-3507. Штраф в размере четырех базовых величин за выпуск автомобилей на линию без ГТО уплатил даже руководитель сельхозпредприятия. Привлекались также механики, допустившие машины к участию в дорожном движении. Причины – на поверхности. Руководство заявляет, что хозяйство испытывает финансовые трудности. Уплата госпошлины и технический осмотр транспортных средств – там далеко не первоочередные платежи.

СПК «Ольговское» – всегда на виду. Мне по роду своей деятельности доводилось бывать и в отдаленных от областного центра сельхозпредприятиях. Руководители в частной беседе говорили, что проблема техосмотра и уплаты госпошлины их мало волнует. Существует негласное правило: процедуру проходит только несколько автомобилей, которые потом постоянно выезжают в райцентр, Витебск, Минск и по другим дальним направлениям. Те же машины, что постоянно используются на территории хозяйства, гос-техосмотр не проходят вообще. Некоторые из них из-за своего технического состояния не пройдут его, даже если у хозяйства появятся деньги на уплату госпошлины. А если возникнет необходимость отправить именно такую машину в райцентр? Да и в крупных агрогородках может случиться всякое. Там тоже люди живут. Разве не рискуют жизнью водители, эксплуатирующие такую технику?

– Меня поражает безответственное отношение руководителей этих предприятий, – говорит Константин Рой. – Это, прежде всего, неуважение к закону. Никогда не выезжала без техосмотра на линию техника автобусного парка № 1, Витебского отделения Белорусской железной дороги, «Витебскэнерго» или «Витебскоблгаза». Сказать, что эти предприятия купаются в роскоши, нельзя. Просто там руководители ответственно подходят к вопросам безопасности дорожного движения.

Раз попался – за десять раз заплати

Сегодня многие автовладельцы считают, что проще ездить без прохождения гостех-осмотра, а в случае установления данного факта сотрудниками Госавтоинспекции – заплатить штраф. Особенно это актуально для тех, кто редко использует свой автомобиль, а значит, уменьшается вероятность проверки документов. В последнее время так начали поступать и те, для кого автомобиль стал источником получения денег.

– Чтобы на корню пресечь такую практику, начали действовать масштабно, – поясняет Константин Владимирович. – К примеру, мы остановили на дороге автомобиль с непройденным гостехосмотром. Это отдельное правонарушение. А дальше смотрим, когда у него закончился срок действия ГТО, и выясняем, сколько рейсов этот автомобиль выполнил с того времени. Такая информация не является секретом за семью печатями. Определенные сведения можно получить исходя из данных о прохождении конкретным транспортным средством рамок на платных дорогах. Есть возможность получить информацию от грузоотправителей и грузополучателей. В общем, проводим камеральные проверки без истребования у перевозчика дополнительных документов. Занимаемся получением нужной информации из различных баз данных, их сравнением и анализом. В этом году уже установлено более 10 случаев, когда перевозчик, попавшись на одном нарушении, получил потом десяток административных протоколов по аналогичной статье. Иногда выявляется по 30–50 случаев выпуска одного и того же автомобиля на линию без гостехосмотра. Каждый случай – отдельный штраф.

Например, осенью на автомобильной дороге общего пользования в Витебском районе наши сотрудники остановили для проверки документов автомобиль «Мерседес-Спринтер».

Как выяснилось, машина эксплуатировалась индивидуальным предпринимателем без прохождения гостехосмотра при перевозке грузов. Причем перевозчик даже не пытался его проходить с момента регистрации авто в начале этого года. Мы занялись сравнением баз данных и документально установили, что за это время им выполнено более 40 рейсов, причем 12 из них – за последние два месяца. За данное нарушение в отношении индивидуального предпринимателя составлено 12 административных протоколов. Каждый конкретный случай – отдельное нарушение. В общей сложности он привлечен к административной ответственности в размере 48 базовых величин. По четыре базовые величины – за каждое нарушение. Да, перевозчик был удивлен такому развитию ситуации. Люди думают, что если сегодня их не остановили, то все хорошо, пронесло. Но каждое действие в наше время оставляет свой след. Думаю, теперь этот индивидуальный предприниматель без гостехосмотра ездить не будет. Тем более что явных неисправностей, при наличии которых движение запрещено, при осмотре его автомобиля обнаружено не было.

В рейс – с техническими неисправностями

В ходе ежедневных проверок на наших дорогах сотрудниками Транспортной инспекции регулярно выявляются и факты эксплуатации автомобилей с неисправностями, с которыми эксплуатация запрещена. И беспокоит, что число их продолжает расти. Так, за 11 месяцев прошлого года было остановлено 270 таких автомобилей, за аналогичный отрезок 2017-го – чуть более 300.

– Что касается технических неисправностей, с которыми эксплуатация транспортного средства запрещена, то наиболее часто на линии выявляются трещина ветрового стекла в зоне действия стеклоочистителя со стороны водителя, установка шин с разным типом протектора, шины, имеющие сверхдопустимый износ, нерабочий спидометр. Можем констатировать: наметился рост таких нарушений. Мы понимаем, что поменять лобовое стекло, в которое прилетел камень, на большой машине накладно. Но закон есть закон, – рассуждает Константин Рой. – Что касается ежедневной эксплуатации, то водитель сам обязан следить за состоянием транспортного средства. Конечно, камень теоретически мог прилететь в стекло и после выпуска авто на линию, лампочка тоже может перегореть во время движения. Колесо иногда на запаску приходится менять в пути. Тормоза мгновенно редко отказывают – можно почувствовать, остановиться и принять меры. Но это единичные случаи. Чаще на такие неисправности закрывают глаза механики, ответственные за выпуск автомобиля на линию. Сколько раз наши сотрудники наблюдали, когда машина выходит после предрейсового контроля с лысой резиной. Протектор шин стерся – надо их заменить. Лампочка перегорела – меняй. Мы же на линии видим транспорт с неработающими внешними световыми приборами.

Владельцы транспортных средств не только не проходят гостехосмотр, но и меньше внимания стали уделять их техническому состоянию. А зачем следить за машиной, если на техосмотр ее гнать не будут? Хотя есть и позитивные сдвиги. Еще недавно самым распространенным нарушением было отсутствие аптечек и огнетушителей. Теперь такое встречается крайне редко. Практически не возникает вопросов к автотранспорту, который задействован на перевозке пассажиров. Нет больших претензий и к предприятиям, транспорт которых занят на международных перевозках грузов.

По всем выявленным случаям эксплуатации коммерческого автотранспорта без прохождения гостехосмотра перевозчики и должностные лица привлечены к административной ответственности. Ряду перевозчиков выдано предписание о запрете эксплуатации транспортных средств с непройденным ГТО. Невыполнение предписания также влечет административную ответственность.

Гостехосмотр – это профилактика

Гостехосмотр – важнейший фактор обеспечения безопасности дорожного движения. По закону все транспортные средства, находящиеся на территории Республики Беларусь, подлежат государственному техническому осмотру на специализированных диагностических станциях. Контрольно-разрешительная процедура выявляет соответствие материальной части транспортных средств нормативно-правовым требованиям и техническим нормам, пресекает правонарушения, дает добро на допуск авто к участию в дорожном движении.

И эта отлаженная система в нашей стране не давала серьезных сбоев, пока к прохождению гостехосмотра не приурочили уплату государственной пошлины. Спору нет, что размер ее достаточно велик для людей с небольшими заработками или пенсиями, которые используют свой личный автомобиль от случая к случаю. Большую часть времени такие машины стоят в гаражах или во дворах. Но эта сумма оказалась и слишком затратной для предприятий. Особенно если на балансе – сотни автомобилей. В последнее время в обществе начались дискуссии о необходимости отвязать уплату госпошлины от процедуры прохождения гостехосмотра.

– Полностью поддерживаю такую идею. Более того, я изначально не понимал, зачем оплату пошлины «привязывать» к прохождению гостехосмотра. Нельзя безопасность ставить в зависимость от уплаты налога, – уверен Константин Владимирович. – Да, надо строить дороги, их ремонтировать, но для таких сборов нужно выработать иной механизм. Иногда приходится слышать, что гостехосмотр не гарантирует того, что после успешного его прохождения с машиной ничего не случится. Это техника. Случиться может всякое. Но гостехосмотр – это проверка, к которой готовится каждый авто-владелец. И носит такая процедура, прежде всего, профилактический характер. Если требуется поменять стекло – владелец его к ГТО поменяет. Тормоза лишний раз проверит, рулевое. Посмотрит на срок действия огнетушителя и состояние аптечки. Кузов в порядок приведет, машину помоет. Такие профилактические меры без системы
гостехосмотра невозможны.

Безопасность не зависит от уплаты госпошлины

По данным УП «Белтехосмотр», за 11 месяцев 2017 года на техосмотр прибыли 1 253 118 автомобилей – треть всех зарегистрированных в Беларуси, включая коммерческий и личный автотранспорт. Причем 215 тысяч из них не прошли техосмотр с первого раза. Велика также доля тех, кто не проходит диагностику и не получает допуск к движению с первого раза. И половина из них – по причине неисправностей тормозной системы.

Год от года количество автомобилистов, намеренно не проходящих техосмотр, растет. Например, в 2013-м, когда дорожного налога еще не существовало, гостех-
осмотр проходило около 60 процентов от всех автомобилей, зарегистрированных в Беларуси.

В следующие два года количество автомобилистов, исправно посещающих диагностические станции и уплачивающих пошлину, уменьшилось. Но половина все так же исправно приезжала на станции техосмотра. В 2016-м желающих уплатить пошлину и пройти техосмотр стало еще меньше. 56% авто в прошлом году не приехали на техосмотр.

Госпошлина, напомним, рассчитывается исходя из массы автомобиля и не зависит от года выпуска или марки авто и уплачивается до прохождения техосмотра в полном объеме. К примеру, для автомобиля с максимально разрешенной массой от 1,5 до 2 тонн она составляет 6 базовых величин, или 138 рублей в год, поэтому многие автомобилисты стали игнорировать техосмотр.

Недавно депутаты высказались за изменение механизма взимания госпошлины на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Пока же факт остается фактом: многие игнорируют техосмотр именно из-за высокой пошлины.

После смертельной аварии на проспекте Победителей с участием грузовика Госавтоинспекция с 10 по 30 декабря проводит дополнительные мероприятия по профилактике ДТП с участием транспорта организаций и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги в сфере перевозки пассажиров и грузов. Усилен надзор за соблюдением водителями ПДД, а также правил безопасной перевозки пассажиров и грузов. Инспекторы изучат организацию предрейсового контроля водителей, контроля технического состояния транспорта перед выездом на линию, своевременность и полноту прохождения гостехосмотра. Не исключаю, что оштрафованных будет много, ведь ежегодно армия автомобилистов, сознательно игнорирующих техосмотр и уплату госпошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движение, растет.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий