Штрафы погнались за самокатами. Госдума возьмется за СПМ

Нижняя палата российского парламента подготовила законопроект, позволяющий штрафовать владельцев электросамокатов, велосипедов и других средств персональной мобильности (СПМ) за езду в нетрезвом виде, превышение скорости движения, оставление места аварии, езду на одном электросамокате двух человек, перевозку детей и иные нарушения ПДД. Правда, штрафные санкции получат легитимность только после доработки КоАП.

Правительство России определило, что штрафы для электросамокатчиков должны быть соразмерны степени опасности или вредности нарушения. Но для применения наказаний необходимы изменения главы 12 КоАП, где следует прописать ответственность владельцев СПМ за те или иные нарушения ПДД. К примеру, планируется штрафовать таких лиц на 20–30 тыс. рублей (примерно 1840 белорусских рублей по текущему курсу) за езду в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования.

Также парламентарии предусмотрели штраф в размере 4–5 тыс. рублей (около 170 белорусских) за оставление велосипедистом или водителем СПМ места ДТП (если само происшествие не содержит признаков уголовного преступления), 1000 рублей (примерно 37 белорусских) – за езду по автомагистрали, а также ответственность за превышение скорости или невыполнение требований автоинспектора об остановке.

При управлении СПМ или велосипедом законопроект предлагает штраф от 500 до 800 рублей (до 28 белорусских рублей), если превышение составило 5–10 км/ч, от 2 тыс. до 2,5 тыс. (83 белорусских) – 10–15 км/ч, от 3 тыс. до 3,5 тыс. (118 белорусских) – 15–20 км/ч, свыше 20 км/ч – от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Если на одном СПМ едут два человека, им придется заплатить от 2 тыс. до 3 тыс. рублей (до 102 белорусских), а за перевозку детей – 5 тысяч.

Причем, как заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, ответственность за нарушения ПДД должны нести компании, предоставляющие услуги проката электросамокатов. Поскольку они обязаны сделать все, чтобы пользователи СПМ соблюдали правила.

Заклеенные номера

В свою очередь, Мосгордума тоже просит федеральные власти побыстрее прищучить электросамокатчиков и велосипедистов на фоне первых ДТП с их участием в стартовавшем сезоне. Еще в прошлом году правительство РФ приняло дорожную карту по регулированию СПМ, дабы повлиять на растущий уровень аварийности. В ней – 27 мероприятий, самые главные – принятие поправок к КоАП, ужесточающие наказания для нарушителей, к ПДД и Закону «Об организации дорожного движения». Но ни один из этих документов из-за бюрократических проволочек так и не принят.

«Пока нет изменений в КоАП, ни о какой ответственности речи идти не может. В этом сезоне на улицах нашего города будет более 1 млн пользователей СПМ. Как частных, так и шеринговых», – цитирует «Коммерсант» спикера Мосгордумы Алексея Шапошникова, выступившего на заседании комиссии по транспорту. Он предложил обсудить поправки в конце апреля на Совете законодателей в Санкт-Петербурге, пригласив представителей правительства, сенаторов и депутатов Госдумы. Это, по его мнению, поможет принять их в весеннюю сессию (в России нормативные акты с обязательными требованиями, например поправки к ПДД, могут вступать в силу только с 1 марта или с 1 сентября и не ранее чем через 90 дней после публикации документа).

Между тем в ожидании изменений правил игры кикшеринговые компании пытаются самостоятельно сократить аварийность. Как сообщают российские СМИ, выступая в Госдуме, представитель сервиса «МТС Юрент» Максим Мухтабаров предложил ГИБДД передавать операторам данные о фактах выявления пьяного вождения на электросамокате. Сегодня административный штраф в РФ за это составляет 1,5 тыс. рублей, но оператор, по его словам, мог бы дополнительно наказывать пользователя 100 тыс. рублей в рамках договора аренды (его подписывают при установке мобильного приложения). В свою очередь директор ассоциации микромобильности Ксения Эрдман, заявив, что операторы разрабатывают совместный меморандум, в котором будут записаны новые меры по контролю пользователей, в том числе увеличение размера штрафов, посетовала, что в российских городах не хватает инфраструктуры для езды на СПМ, а средств на это регионам не выделяется. В ответ ей предложили подумать над идеей регистрационной пошлины или некоего налога для СПМ, за счет которого можно было бы покрыть потребности муниципалитетов в инфраструктуре и парковках для электросамокатов.

Среди других предложений депутатов – ограничение движения СПМ по тротуарам и в тех местах, где невозможно организовать одновременное безопасное соседство пешеходов и пользователей мобильного транспорта; введение запретов в небольших парках (площадью 6–10 га), которые не подходят для катания из-за скопления детей и матерей с колясками; введение моратория на прокатные СПМ до тех пор, пока город не создаст для этого транспорта соответствующую инфраструктуру.

Так или иначе, но пользователи кикшеринга в Москве уже стали заклеивать скотчем номерные знаки, которыми операторы оборудуют теперь прокатные электросамокаты, чтобы городские власти не могли с помощью камер контролировать нарушителей. Но в столичной мэрии заверили: это не позволит пользователям избежать ответственности – движение СПМ отслеживается и по навигационным трекам.

Матвей ПРОХОРОВ

Добавить комментарий