«Яндекс» убьет всех, а «Максим» добьет»

Рынок такси бурлит не по-детски

На белорусском рынке перевозок автомобилями-такси продолжается бурление. Как известно, Президентом страны подписан Указ № 32, который, по задумке его авторов, должен упорядочить деятельность всех субъектов хозяйствования, работающих в этой сфере. В указе говорится о создании реестра перевозчиков. Сейчас все участники рынка – в ожидании соответствующего постановления Совмина, который определит порядок его формирования. Предположительно, включение в реестр диспетчеров, перевозчиков и водителей с их автомобилями будет производиться с августа по ноябрь этого года.

«Тут шутят, что в булочную на такси ездят. Сейчас только мертвый с кладбища не поднимется и не поедет на такси. Но это же смешно. Про перевозчиков у нас забыли совсем»

Буду закрываться

– Чего ждете от предстоящих изменений? – поинтересовался я у руководителя одного из крупнейших перевозчиков Витебска и получил неожиданный ответ.

– Думаю, буду закрывать свою деятельность в этой сфере. Как часто у нас бывает, хотели, как лучше, получается, как всегда. Мы 20 лет работаем на рынке такси в Витебской области. У нас – свои автомобили, водители, своя диспетчерская, свои тарифы и программа лояльности. Есть имя, есть постоянные и благодарные клиенты. Но возможности развиваться и работать дальше нет.

Мы искренне надеялись, что указ действительно создаст равные условия для всех субъектов хозяйствования – увы, этого не произойдет. «Яндекс. Такси» уходить никуда не собирается. Меры борьбы с сервисом «Максим» тоже неэффективны. Давайте честно признаемся сами себе: «Яндекс. Такси» – это монополист, который диктует всем остальным условия для работы, а главное – тарифы. И с ним бороться невозможно. Этого не видит только слепой.

Теоретически такие крупные сервисы, как «Яндекс. Такси» и «Максим», может прикрыть только государство, но этого не происходит. Если оно запускает на свою территорию таких крупных агрегаторов, то это автоматически означает гибель остальных.

Когда «Яндекс» зашел в Витебск, то первым делом обратил свой взор на нашу компанию. Мы пытались этому противостоять. Нашим водителям запрещается работать с этим сервисом. «Яндекс» искал подходы к нам разными способами. Вначале его представители предлагали очень хорошие условия сотрудничества, потом угрожали. Уже тогда стало понятно: «Яндекс» убьет всех, а «Максим» добьет.

– Тем не менее вы продолжали работать…

– Жила надежда, что государству удастся выкурить этих чужаков из страны. Но сейчас вижу, что этого не произойдет. «Яндекс», как всегда, выйдет сухим из воды. Его юристы ищут и найдут приемлемый для них способ и дальше паразитировать на белорусском рынке. Поверьте, «Яндекс» никогда ни за что не отвечает: ни за пассажиров, ни за автомобили, ни за водителей, ни за перевозки. И отвечать не будет. Крайними всегда будут белорусские перевозчики.

Я не против конкуренции. Наоборот, за. Но в равных условиях. В той же тяжелой атлетике имеются весовые категории. Всем понятно, что спортсмен весом в 48 кг не может на равных состязаться с супертяжеловесом. Нам это сейчас предлагают делать.

Мы взяли кредиты, приобрели машины, чтобы ни от кого не зависеть. Наняли своих водителей – те, кто работал прежде на своих автомобилях, побежали в «Яндекс». Мы даже находили новые и успешные решения по расширению клиентской базы. Все вкупе это требует затрат, а деньги взять неоткуда – «Яндекс» диктует тарифы. Он своим демпингом полностью убил рынок такси в стране.

Тут шутят, что в булочную на такси ездят. Сейчас только мертвый с кладбища не поднимется и не поедет на такси. Но это же смешно. Про перевозчиков у нас забыли совсем. А машины требуют постоянного обслуживания. И мне уже надоело, честно говоря, на все на это смотреть.

Видеофиксация – необоснованные расходы

– Нужна ли в салоне автомобиля-такси видеофиксация? Повлечет ли ее установка дополнительные расходы перевозчика и повлияет ли на рост тарифов?

– Это тоже многогранный вопрос, который сводится ко всему сказанному выше. Тарифы на перевозки сейчас диктует «Яндекс». Как продиктует, такими и будут.

Если рассуждать вообще про необходимость установки видеорегистраторов в автомобиле-такси, то наша компания ранее в такой опции не нуждалась. В чем может помочь мне видеозапись поездки? Теоретически эту функцию можно использовать в случае всестороннего разрешения споров между водителем и пассажиром. Но, поверьте, серьезные конфликты, когда необходима видеозапись случившегося, происходят крайне редко.

У нас – железное правило: клиент всегда прав! Водитель обязан, несмотря на все сложности, и подъехать в нужное место и время, и багажник открыть для укладки вещей, быть вежливым и не нарушать ПДД. Не прав пассажир только тогда, когда отказывается платить за поездку по заранее оговоренному тарифу или угрожает жизни и здоровью водителю. В таких редких случаях важно не наличие камеры, а чтобы милиция оказалась рядом.

Приобретение и установка камер видеофиксации для каждого автомобиля повлечет дополнительные расходы. Кроме того, придется создавать сервер, где эти данные будут храниться. Чтобы все это грамотно обслуживать, наверное, придется брать на работу специалиста соответствующей квалификации. При этом Транспортная инспекция сама не знает, на каких носителях все будет сохраняться.

Логично было бы эти затраты включить в тариф. Но если он окажется выше, чем продиктованный «Яндексом», у нас не будет пассажиров. Результат закономерен: уходить с рынка или нести убытки.

Надо разделять работу и личную жизнь

– Среди водителей активно обсуждается тема, что автомобиль-такси должен использоваться по прямому назначению (смена заканчивается через 20 минут после прибытия на парковку), а не для личных поездок. В Транспортной инспекции убеждают, что это не так – снял боковые наклейки с машины и плафон и езжай, куда хочешь.

– Здесь все зависит от собственника автомобиля. Машины нашей компании водителям и так запрещено использовать в личных целях. Это – аксиома, которая работает независимо от каких-то распоряжений.

Что значит, поехать на нашем авто куда-то по своим делам? Это как вытачивать на заводском токарном станке детали для своей кухни. Да, бывают редкие случаи, когда водитель просит воспользоваться машиной компании для какой-то поездки… Например, забрать жену с ребенком из роддома. Каждый раз это рассматривается в индивидуальном порядке.

Что касается частных автомобилей граждан, которые они используют для работы в такси, на мой взгляд, нет смысла ограничивать людей в праве использовать личный транспорт в личных целях. Наверное, нужно выработать какой-то общий для всех алгоритм действий.

– Как скажутся нововведения на безопасности перевозок – увеличение порога входа на рынок отсечет непрофессионалов и недобросовестных перевозчиков?

– Эти нововведения никак на безопасности перевозок не скажутся. Более того, если «Яндекс» узаконит свою деятельность на территории нашей страны и продолжит свою грабительскую политику по отношению к перевозчикам, станет все еще хуже. Многие, посчитав свои финансовые вложения и прикинув выручку, закроются. Возможно, кто-то уйдет в тень. То есть теневой рынок никуда не денется и будет развиваться с новой силой. А он же является основной питательной средой для таких сервисов, как «Яндекс. Такси» и «Максим».

Желающим работать с тем же «Максимом» в Витебске при наличии собственного автомобиля никуда ходить не надо. Достаточно скачать приложение, согласиться с условиями и получать заказы по определенному тарифу за указанную плату. И мне не верится, что все автомобили, которые сейчас используются «Максимом», куда-то денутся после того, как заработает реестр Транспортной инспекции.

Беседовал Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий