В прошлом году в УП «Белтехосмотр» была проведена экспериментальная структурная трансформация: все областные филиалы предприятия стали техническими центрами и вошли в подчинение филиала в Минске. В чем преимущество такого подхода и как он влияет на развитие предприятия – в материале собственного корреспондента «ТБ» по Могилевской области Марии Ласточкиной.
– Сегодня одним из важнейших направлений развития мы видим цифровизацию процесса проведения административной процедуры по выдаче разрешения на участие в дорожном движении. В настоящее время на предприятии создана и успешно функционирует автоматизированная информационная система (АИС). Согласно действующему законодательству, диагностические станции всех форм собственности передают в систему данные о результатах проведенных контрольно-диагностических работ. В соответствии с заключенными соглашениями доступ к базе мы предоставляем всем заинтересованным структурам, в том числе Государственному таможенному комитету, министерствам внутренних дел и юстиции, Транспортной инспекции Минтранса, СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», – говорит директор предприятия Юрий Ленчевский.
С недавнего времени в работе «Белтехосмотра» появилось еще одно новшество: на принадлежащих предприятию диагностических станциях результаты контрольно-диагностических работ и выдаваемых разрешений подписываются электронной цифровой подписью.
Кроме того, в прошлом году все областные филиалы предприятия стали техническими центрами. Здесь уверены: за ними – будущее. Ведь это не просто сокращение расходов, но и расширение спектра оказываемых услуг, а следовательно, новый шаг в перспективном развитии.
Подробно о новшествах в работе УП «Белтехосмотр» рассказал начальник филиала УП «Белтехосмотр» в городе Минске Михаил Ващило.
– Михаил Евгеньевич, почему было принято такое решение и что означает технический центр?
– «Технический центр» – понятие гораздо более широкое, чем диагностическая станция. Станция подразумевает комплекс зданий, сооружений, диагностируемого оборудования для проведения государственного технического осмотра, который не предусматривает регулировочных, сборочных и иных видов работ. То есть владелец представляет свой автомобиль, мы его осматриваем и выносим вердикт: соответствует или не соответствует. Технический центр предполагает расширение нашей сферы деятельности – это параллельно оказание таких услуг, как шиномонтаж, регулировка света фар, заправка автокондиционеров, автомойка и заправка для электромобилей.
Ярким примером является город Крупки. Здесь нет ни одной организации, которая бы занималась регулировкой света фар. Владельцы транспортных средств, у которых выявлялось какое-либо несоответствие в этом направлении, были вынуждены ездить либо в Смолевичи, либо в Борисов, а то и в Минск, чтобы исправить этот недостаток. Сейчас на местной диагностической станции оказывается данная услуга – есть весь необходимый инструмент и оборудование. И местное население активно ей пользуется.
– Спектр оказываемых услуг постепенно расширяется.
– Да. Два года назад в Гродно на диагностической станции № 235 была введена новая услуга – поверка, калибровка, ремонт цифровых тахографов. Не побоялись конкуренции (на Гродненщине на тот момент четыре организации занимались этим видом деятельности), обучили людей, закупили оборудование. И сегодня мы являемся единственными в регионе, кто предоставляет данный сервис. Клиенты к нам приезжают даже из Витебска.
В современных реалиях невозможно продолжать работать так, как прежде. Поэтому мы идем в ногу со временем, подстраиваемся под его требования – стараемся расширить спектр оказываемых услуг для автовладельцев и наших заказчиков, минимизировать их временные затраты.
Кто знает, может, на диагностических станциях начнут появляться и торговые объекты, где можно будет купить необходимые вещи для авто – скажем, огнетушители, аптечки, лампочки, наклейки. Кстати, на ДС № 210 автолюбители в книге предложений писали о том, что неплохо, если бы здесь появился торговый объект, где можно купить воды жарким летом.
– В прошлом году в Могилеве открылась базовая диагностическая станция. Как можно оценить ее работу сегодня?
– Наша станция в этом областном центре самая современная, построенная с учетом всех требований. В ее составе – две универсальные линии, оснащенные новым оборудованием и средствами измерений, например, комплексом тормозных стендов МАНА (Германия). Стартовая пропускная способность одной линии – 40–60 транспортных средств за 8-часовую смену.
Здесь осуществляются гостехосмотр автомобилей всех типов и отдельные виды контрольно-диагностических работ, оформляются разрешения на допуск и международные сертификаты технического осмотра, проводится технический контроль транспорта международной перевозки в рамках ЕКМТ и проверки транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Если говорить о сертификатах ЕКМТ, то раньше в Могилеве их можно было получить лишь на одной ДС, что приводило к образованию очередей и вызывало нарекания. Диагностическая станция № 252 позволила решить эту проблему. С марта прошлого года новым нормативным правовым актом была предписана выдача европейского сертификата только в аккредитованных инспекционных лабораториях. Их в Беларуси всего девять, в том числе одна – в Могилеве.
Потенциал у станции большой: место ее постройки – промышленная зона, где расположено много предприятий, в том числе имеющих собственный автопарк. Неподалеку возводится большой жилой микрорайон, что также скажется на востребованности предоставляемых услуг. Сейчас здесь работают четыре человека, но штат будет расти. Как и продолжительность рабочего дня: нынче он составляет 8 часов, а в перспективе увеличится до 12.
– Сегодня в хозяйственном ведении УП «Белтехосмотр» находятся 22 станции. Намечено ли открытие новых ДС?
– В скором времени планируем приступить к строительству своей базовой диагностической станции в Гомеле. Она будет возведена по тому же проекту, что и могилевская: двухлинейная, каркасная, из сэндвич-панелей, с заправкой для электромобилей. Символично, что новая ДС разместится на улице Могилевской.
В целом перед нашими диагностическими станциями поставлена общая задача – повышать качество проведения техосмотра. Водитель должен быть уверен, что его автомобиль соответствует требованиям дорожного движения. Недостатков, пусть даже самых незначительных, здесь быть не должно. Ведь в вопросах дорожной безопасности мелочей не бывает. Поэтому все транспортные средства обязаны быть исправными и регулярно проходить техосмотр.