За 30 лет самолеты ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» приземлялись в более 270 аэропортах в 130 государствах мира.
На протяжении трех последних десятилетий ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» является крупнейшим в Беларуси грузовым перевозчиком. Его воздушные суда летали на все континенты мира – всего выполнили более 16 тыс. рейсов. Провели в небе свыше 110 тыс. часов и перевезли порядка 500 тыс. тонн груза (грузооборот достиг 1,2 млрд т-км).
Сегодня международная гражданская авиация продолжает работать в условиях пандемии с соблюдением карантинных мер в аэропортах и при выполнении полетов. Распространение коронавирусной инфекции стало причиной высокого спроса на доставку воздушным транспортом медицинских гуманитарных грузов под эгидой Всемирной организации здравоохранения. Востребованным участником гуманитарных акций выступает белорусская грузовая авиакомпания.
![](https://tbgazeta.by/wp-content/uploads/2023/01/vozdushnaya-transportirovka1_13012023.jpg)
![](https://tbgazeta.by/wp-content/uploads/2023/01/vozdushnaya-transportirovka2_13012023.jpg)
Идеальный «грузовик» Ил-76
В настоящее время парк авиакомпании «Трансавиаэкспорт» состоит из самолетов Ил-76ТД и грузового варианта воздушного судна «Боинг 747-300».
Тяжелый рамповый Ил-76ТД на протяжении более двух десятилетий остается одним из самых эффективных и востребованных на международном рынке авиационных грузоперевозок. Располагающий всем необходимым погрузочно-разгрузочным оборудованием, он абсолютно неприхотлив в обслуживании.
Способность этого самолета работать в условиях аэропортов с неразвитой инфраструктурой позволяет решать потребности целых регионов по воздушной транспортировке грузов. Кроме того, его использование дает возможность существенно расширить клиентскую базу грузовой авиации, привлекая в том числе те категории отправителей, которые раньше задействовалы другие виды транспорта.
Отличительной особенностью авиакомпании является активное участие в выполнении полетов по гуманитарным грузоперевозкам, рассказал заместитель директора по персоналу ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» Игорь Сикорский:
– Самолеты Ил-76ТД выполняют полеты по доставке гуманитарной помощи в регионы государств, в которых проводятся мероприятия под эгидой Всемирной продовольственной программы ООН. Это крупнейшая в мире гуманитарная организация, спасающая жизни людей в чрезвычайных ситуациях и оказывающая продовольственную помощь, пострадавшим в результате конфликтов, бедствий, последствий изменения климата.
Безопасность – наша профессия
Самолеты «Трансавиаэкспорта» осуществляют полеты в строгом соответствии с правилами и стандартами, регламентирующими деятельность международной гражданской авиации. Все перевозки носят разрешительный статус и выполняются при условии согласования маршрута над территорией стран по маршруту полета по дипломатическим запросам, представляемым уполномоченными органами.
При этом роль менеджмента качества в компании как системы, осуществляющей внутренний контроль соответствия требованиям, постоянно возрастает. Лидирующие позиции на международном рынке завоевывают перевозчики, предоставляющие сертифицированные услуги. Соответствие системы менеджмента качества требованиям ISO 9001:2015 является одним из важнейших условий конкурентоспособности.
– Система менеджмента качества включает в себя все направления деятельности авиакомпании. Созданная на ее основе система управления безопасностью полетов отражает современные подходы в области управления рисками при осуществлении авиационной деятельности, способствует предотвращению авиапроисшествий и инцидентов, – проинформировал начальник инспекции по безопасности полетов ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» Игорь Гуцу.
Основным гарантом безопасности и надежности грузоперевозок на протяжении многих лет служат летный и технический составы, показывающие высочайшее мастерство и способность принимать оптимальные решения в сложных ситуациях.
Экипажи Ил-76 ТД имеют специальную подготовку на выполнение полетов по доставке грузов гуманитарного характера методом беспарашютного десантирования с малых высот.
– Профессиональная подготовка персонала регламентирована авиационными правилами. Она включает в себя теоретическую – курсы повышения квалификации, а также тренажерную, которая предусматривает отработку практических навыков по действиям экипажей в особых случаях, например, при отказе двигателя. Для безопасности перевозок в одной связке должна работать команда профессионалов – летного и технического персонала, специалистов по организации, обеспечению и подготовке полетов, – отметил Игорь Гуцу.
Говоря о специфике выполнения перевозок различных видов грузов, он обратил внимание на следующие аспекты:
– Во время подготовки к рейсу обязательно просчитываются все возможные варианты транспортировки. Если это вещи, продукты либо защитные средства, то они, как правило, не требуют особых условий перевозки. При необходимости в документах прописывается температурный режим, при котором она должна осуществляться. Обо всем экипажи информируются заранее и в процессе грузоперевозки придерживаются необходимых требований.
С началом пандемии коронавируса ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» выполнила немало рейсов по доставке вакцины. В этом случае действует жесткий температурный режим – не более плюс 8 градусов. При выборе промежуточных и запасных аэродромов также принимается в учет характер перевозимого груза с целью обеспечения на земле при временной стоянке самолета всех условий и ограничений, связанных с его перевозкой.
Без верблюдов не обошлось
В авиакомпании рассказали и о самых необычных грузах, которые доводилось доставлять пилотам.
– Однажды мы получили заказ на доставку верблюдов. Безусловно, такая перевозка требовала соблюдения многих аспектов, включающих в том числе повышенные требования безопасности. Например, на борту воздушного судна необходимо было поддерживать определенный уровень влажности, оборудовать его специальными защитными покрытиями. Надо сказать, наша команда отлично справилась, – поведал начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании Игорь Гуцу.
Напомним, в декабре прошлого года «Трансавиаэкспорт» выполнил один из своих крайних гуманитарных рейсов. Груз был доставлен самолетом в Исламскую Республику Пакистан для борьбы с последствиями наводнений. По поручению главы государства и во исполнение Постановления Совета Министров Беларуси МЧС совместно с Минтрансом в кратчайшие сроки был организован комплекс мероприятий по оказанию такой помощи. В состав груза массой около 27,5 тонны вошли бензиновые насосные установки, дизель-генератор, палатки, постельные принадлежности, медикаменты.
В ноябре 2022 года грузовой самолет перевозчика доставил гуманитарную помощь в Судан. Для преодоления последствий стихийного бедствия белорусские спасатели передали суданцам продукты питания, медицинские препараты и материально-технические средства.
Константин БАКУН, «ТБ»