Европейский заслон

Транспортный коллапс на границе, искусственно созданный таможенными и пограничными службами стран ЕС, по-прежнему сохраняется.

На границе Беларуси с государствами Евросоюза на протяжении многих месяцев наблюдаются многокилометровые очереди из большегрузов. Ставшие заложниками ситуации водители-международники вынуждены сутками ожидать перед автомобильными пунктами пропуска, несмотря на сложные погодные условия и растущие издержки компаний-перевозчиков.

Катастрофическая ситуация с фурами на границе вызывает серьезную обеспокоенность Госпогранкомитета республики. По информации белорусских пограничников, контрольные службы сопредельных государств не только не предпринимают действенных мер по ускорению пропуска международных фур, но и намеренно затягивают процедуры оформления.

В последней декаде декабря напряженная обстановка сохранялась на польском, литовском и латвийском направлениях. По сообщению польских СМИ, перед пунктом пропуска «Корощин» в очереди на выезд в Беларусь находилось более 1,2 тыс. грузовиков. Въезда в Польшу на этом же направлении ожидало порядка 600 фур, то есть вдвое меньше. Несмотря на очевидное ухудшение ситуации, польские власти продолжают замалчивать проблему очередей, не предоставляя разъяснений ни СМИ, ни дальнобойщикам, которые неделями живут в очередях, проинформировали в ГПК.

В очереди на въезд в Литву с белорусской стороны стояло более 2800 грузовиков. Напряженную обстановку среди дальнобойщиков смягчили созданные белорусскими пограничниками условия, которые они постарались сделать максимально комфортными. На самом сложном – вильнюсском – направлении в пункте пропуска «Каменный Лог» («Мядининкай») появилась площадка электронной очереди, что позволяет водителям отдохнуть во время длительного ожидания. Аналогичную площадку планируется создать и в ПП «Бенякони».

На границе с Латвией – на погранпереходах «Урбаны»  и «Григоровщина» – находились соответственно 550 и 340 большегрузов.

30 декабря скопление фур по-прежнему фиксировалось на всех направлениях в страны Евросоюза. За предновогоднюю неделю польские контрольные службы оформили всего 36% большегрузов от нормы, литовские и латвийские – около 59%.

Тягостное ожидание

Собственному корреспонденту «ТБ» по Витебскому региону удалось с помощью соцсетей связаться с застрявшими на границе дальнобойщиками.

На машинах с европейскими номерами нередко можно встретить уроженцев нашей страны. К примеру, Александр родом из Витебска, но уже больше года работает водителем в транспортной компании в Словакии:

Очереди на польской границе стали для меня таким же привычным делом, как руль автомобиля или педаль тормоза. Стоять здесь – часть моей работы. Причем практически неоплачиваемая. Однажды на целую неделю застрял.

О своих бытовых условиях он говорит так:

 – Сплю в машине, готовлю на плитке. В крайнем случае, если ждать своей очереди придется очень долго и продукты закончатся, можно сходить на заправку. Там даже готовую еду продают, но выходит дорого. Невыгодно покупать.

И все же в основном в очередях на границе стоят поляки, литовцы, латыши, чехи, венгры, словаки и немцы.

– Поляков в очереди значительно больше, чем белорусов. Не понимаю, почему польская сторона так медленно работает? Ведь в результате этих задержек на границе издержки несут прежде всего польские компании, – рассуждает еще один наш земляк, работающий в польской фирме.

Растянувшиеся на километры вереницы фур и длительное ожидание в машине – серьезное испытание, которое способны выдержать не все. Осложняют ситуацию непростые погодные условия: то снегопады, то дожди. При низких температурах приходится постоянно прогревать двигатель, чтобы не замерзнуть. К тому же срываются планы работы. Ведь к проблемам с колейкой прибавляются тонкости соблюдения режима труда и отдыха, которыми регламентируется работа водителей.

– Даже если я встал в колейку, через 15 часов все равно должен остановиться на отдых. Другие фуры, конечно же, будут обгонять, я потеряю еще больше времени в этой пробке, но таковы правила. За соблюдением режима труда и отдыха следят очень строго. Если нарушишь, потеряешь работу, – говорит водитель-белорус, сотрудник литовской компании.

Многие дальнобойщики не скрывают эмоций:

Стоим неподвижно.Иногда выходим из кабин пообщаться. Среди водителей есть и такие, которые готовы на крайние меры. Например, перекрыть дорогу. Терпения уже не хватает… Особенно тяжело приходится тем, у кого заканчиваются деньги и домашние продукты. Начальство наших проблем понимать не хочет.

Наши фуры едут на восток   

– Водителей, представляющих перевозчиков Витебской области, в очереди на границе с ЕС нет, – сообщил директор представительства Ассоциации «БАМАП» в Витебске Дмитрий Решатнев.– Недавно мы проводили опрос членов ассоциации, чтобы выявить наиболее острые вопросы. Впервые за многие годы никто из перевозчиков не обратил внимания на проблемы, связанные с пересечением границы в направлении Евросоюза. Потому что они ее не пересекают.  

– С конца апреля прошлого года наши машины в Евросоюз не ездят, – подтвердил информацию один из самых авторитетных перевозчиков Витебского региона директор ТУП «Белтехносервис» Анатолий Яцковский.

Как известно, в апреле прошлого года Евросоюз запретил белорусским перевозчикам въезд на свою территорию. В ответ Постановлением Совета Министров Беларуси от 22 апреля 2022 года № 247 «О перемещении транспортных средств» введен запрет на проезд по территории нашей страны грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в странах ЕС. Фуры с европейскими номерами могут пересечь границу только для того, чтобы в специально отведенных местах перецепить полуприцеп на белорусский тягач или выполнить перезагрузку.

В связи с данными обстоятельствами прошлый год для нас выдался непростым. Сохранение дохода бизнеса на стабильном уровне уже можно считать хорошим результатом. Однако для этого потребовалась кардинальная перестройка логистических процессов – главным образом, в направлении Центральной Азии и Закавказья. В выигрыше оказались те компании, которые смогли организовать новые схемы доставки грузов на этих маршрутах, – поясняет Анатолий Яцковский.

В 2022 году наблюдался рост спроса на перевозки в Казахстан, Турцию, Грузию, Армению.

– В то же время увеличению грузопотока в этих направлениях препятствуют некоторые локальные логистические сложности. К примеру, связанные с документооборотом, оплатой заказов. Однако данные страны заявляют о серьезных намерениях упрочить свое положение на арене мировой логистики и обещают оперативно решать возникшие проблемы, – отмечает директор белорусской автотранспортной компании.

Российский ответ

Кроме водителей, прибывших в Беларусь для перецепки или перегрузки, в очереди на выезд можно видеть машины с европейскими номерами, которые незаконно въезжают на территорию нашей страны со стороны России. РФ приняла ответные меры в отношении перевозчиков из «недружественных» стран на шесть месяцев позже Беларуси – в октябре 2022 года. Многие перевозчики ЕС, въезжая в Россию с других направлений, на обратном предпочитали ехать напрямик, через нашу республику.   

Так, по словам начальника управления контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по Витебской области Андрея Журова, за апрель – сентябрь прошлого года 525 водителей транспортных средств, зарегистрированных в ЕС, были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.36 КоАП за осуществление автоперевозки грузов по территории нашей страны без соответствующего разрешения. Общая сумма наложенных штрафов только по Витебскому региону превысила 336 тыс. рублей.

После уплаты всех штрафов водители европейских грузовиков от контрольных органов получали предписание следовать, как правило, в пункты пропуска «Урбаны», «Григоровщина» или «Видзы», где попадали в общую очередь на границе. С введением Россией контрсанкций количество штрафников снизилось, но не существенно. По оценке Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), 75% грузов иностранные перевозчики продолжают везти по территории РФ и после вступивших в силу ограничений. 

К слову, и сами российские перевозчики данное решение называют запоздалым и недостаточно жестким. Во-первых, согласно документу, иностранные машины могут свободно въезжать в Калининградскую область. Во-вторых, запрет не распространяется на широкий перечень товаров, в том числе продовольствие, алкогольные и безалкогольные напитки, фармацевтическую продукцию, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта (кроме железнодорожного) и ряд других.

Полная готовность   

Напряженная ситуация на границе Беларуси с Евросоюзом из-за очередей продолжает вызывать беспокойство. Контрольные службы белорусских пунктов пропуска на границе с ЕС заявляют, что работают в штатном режиме и готовы принимать транспорт даже сверх нормы.

В декабре председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Орловский лично проинспектировал работу пунктов таможенного оформления «Видзы» и «Урбаны».  

Пункт пропуска «Видзы» сегодня функционирует в статусе международного, в нем осуществляются таможенные операции в отношении порожних грузовых авто и товаров, перемещаемых через границу ЕАЭС. Пропускная способность – порядка 280 грузовых и легковых машин в сутки. Продолжается модернизация инфраструктуры пункта пропуска. Например, в 2022 году завершено строительство санитарно-технического модуля. Запланированная реконструкция позволит не только увеличить пропускную способность, но и сделает «Видзы» более комфортными для перевозчиков. 

Недавно проведенная реконструкция в АПП «Урбаны» позволила увеличить количество полос движения для транспортных средств и пропускную способность в среднем до почти 500 машин в сутки. В пункте пропуска функционирует система электронной очереди, организована площадка зоны ожидания. Сегодня рассматривается возможность усовершенствования ее работы и процедуры оформления документов при перецепке грузов. Это позволит облегчить логистику для грузоперевозчиков и разгрузить транспортный поток в населенном пункте Урбаны.

При этом и перевозчики, и граждане, оформляющие документы для пересечения границы, во время встречи с председателем ГТК Владимиром Орловским нареканий в адрес белорусской таможни не высказали. По их словам, работа пунктов пропуска и его сотрудников полностью устраивает. 

Сколько еще продлится транспортный коллапс на границе, не может сказать никто. Белорусская сторона продолжает оказывать помощь и создавать максимально комфортные условия застрявшим в очередях на нашей территории водителям международных фур.  

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий