На Белорусской железной дороге создаются все необходимые условия для физически ослабленных лиц с целью повышения доступности и безопасности пассажирских перевозок.
За последние два года в рамках выполнения мероприятий подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021 – 2025 годы БелЖД приобретено десять единиц моторвагонного подвижного состава, обеспечивающего безопасные и комфортные условия в путешествии для физически ослабленных лиц. В рамках данного проекта на магистрали эксплуатируется 41 поезд городских, региональных и межрегиональных линий бизнес-класса, а также 27 специализированных пассажирских вагонов, адаптированных под потребности данной категории граждан.
Чтобы облегчить посадку и высадку пассажиров на платформы, современный моторвагонный подвижной состав оборудован специальными выдвижными ступеньками. В одном из вагонов каждого такого поезда выделена просторная многофункциональная зона, есть санузел для инвалидов-колясочников, имеется возможность установки пандусов на входе в вагон. Помимо речевого и визуального информирования о маршруте движения состава, номера мест дополнительно указаны шрифтом Брайля.
Мероприятия по созданию безбарьерной среды затрагивают и железнодорожную инфраструктуру. Например, на вокзале станции Минск-Пассажирский оборудована специальная (пониженная) билетная касса. Установлены тактильные мнемосхемы планов этажей вокзала и номеров в гостинице «Экспресс», информационные таблички с шрифтом Брайля, звуковые электронные речевые информаторы. Кроме того, в гостинице имеются два номера для людей с ограниченными возможностями.
Подобные изменения происходят и на других объектах магистрали. На станциях и в поездах с нумерованными местами железнодорожники оказывают инвалидам ситуационную помощь, при необходимости для перемещения на месте предоставляется инвалидное кресло. Заявки на включение вагона для инвалидов-колясочников в состав поезда и оказание помощи принимаются через контакт-центр или официальный сайт магистрали.
Работники дороги помогают людям с ограниченными возможностями подняться в вагон, разместить ручную кладь, оказывают содействие в перемещении и беспрепятственном доступе к санузлам. В поезде предусмотрено дублирование голосовой и зрительной информации, в том числе о маршруте движения, остановках в пути следования и услугах.
Являясь зоной повышенной опасности, Белорусская железная дорога первостепенное значение уделяет безопасности всех пассажиров. По ее инициативе разработан и проходит согласование проект технического кодекса установившейся практики «Пассажирские обустройства станций, вокзалов и остановочных пунктов на железнодорожном транспорте. Правила и нормы технологического проектирования, содержания». При его разработке большое внимание уделено особенностям устройства доступной среды на пассажирских объектах железнодорожного транспорта, находящихся в зонах повышенной опасности.
Как отмечают на БелЖД, дорога сегодня использует все имеющиеся возможности для предоставления физически ослабленным лицам доступной транспортной услуги. Дополнительным стимулом развития в данном направлении станет вступающий в силу в 2023 году Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции», принятый 30 июня этого года.
Ольга ОРЛОВА, «ТБ»
в тему
Беларусь комфортная
К концу 2025 года наша страна полностью перейдет на низкопольный общественный транспорт, оборудованный доступной средой для инвалидов.
На данный момент республика на 60 % обеспечена низкопольным транспортом, сообщила начальник управления по делам инвалидов Минтруда и соцзащиты Виктория Гречиха.
Но, к примеру, в Витебской области уже 80% запланированных объектов оборудованы доступной средой. Так, в регионе по программе «Доступная среда» было приобретено 40 низкопольных автобусов.