Ежедневно в Минске выходит на линию почти 1660 единиц подвижного состава: 989 автобусов, 579 троллейбусов и 89 трамваев. Каждое транспортное средство следует по своему маршруту, которых сегодня в столице насчитывается 433.
Уследить за этим огромным разновекторным мобильным потоком непросто. Но все же возможно, если на помощь человеку приходят современные технологии.
С 2010 года в государственном предприятии «Минсктранс» функционирует Центр управления движением. По сути, это централизованная диспетчерская служба, которая круглосуточно в режиме реального времени осуществляет дистанционный мониторинг и контроль работы транспорта на обслуживаемых предприятием маршрутах.
Располагается центр на Партизанском проспекте, в здании службы энергохозяйства – одного из филиалов предприятия. Для работы диспетчеров здесь созданы весьма комфортные условия: просторный светлый зал, современный дизайн, первоклассное техническое оснащение. В основе деятельности – автоматизированная система спутниковой навигации, которая предполагает оснащение всего подвижного состава навигационными комплексами.
Уникальное в своем роде подразделение являет собой пример эффективного внедрения инновационных транспортных технологий. Не случайно делегациям, посещающим «Минсктранс», предоставляется возможность побывать в центре и ознакомиться с его работой. Не стали исключением и участники расширенного заседания президиума БелПрофТранса, которые изучали на базе предприятия организацию системы охраны труда и были приглашены на экскурсию.
Обычно для таких посещений выбирается время, когда на улицах города снижается транспортный поток, а потому нештатные ситуации случаются реже. Но это вовсе не означает, что контроль за дорожным движением становится менее пристальным.
– Круглосуточно к нам стекается вся оперативная информация, касающаяся деятельности нашего предприятия, – рассказала начальник центра Анастасия Бабич. – ДТП с участием стороннего транспорта, повлекшее за собой остановку или задержку движения автобусов, троллейбусов, трамваев, чрезвычайные происшествия в салонах, информация о повреждениях контактной сети… При возникновении аварийных либо сбойных ситуаций диспетчерский состав применяет все возможные методы диспетчерского регулирования для восстановления нарушенных интервалов движения и доставки пассажиров к пунктам назначения. Когда поступают сообщения о неработающих светофорах, гололеде на отдельных участках улиц, ДТП, которые мешают проезду, диспетчеры, если требуется, оперативно изменяют схему движения транспорта, предупреждают водителей о необходимости проявления повышенного внимания при следовании по указанным участкам улиц. Кроме того, они передают поступившую информацию для оперативного реагирования в соответствующие организации города, с которыми «Минсктранс» плотно взаимодействует. Если из-за ДТП стороннего транспорта произошла длительная остановка в движении трамваев, то в соответствии с действующей технологией наш центр организует временный автобусный или троллейбусный маршрут.
Сердце центра – интерактивный монитор, отражающий движение наземного общественного транспорта на маршрутах в реальном времени. Автобусы, троллейбусы, электробусы и трамваи на нем отмечены разным цветом: зеленым – те из них, что следуют по расписанию, желтым – опережающие график, красным – имеющие опоздание более трех минут. Понятно, что при движении без сбоев преобладает зеленый.
Система управления движением позволяет диспетчеру оперативно получать информацию по любому транспортному средству, находящемуся на маршруте: о его марке, расписании движения, участке, по которому оно следует в данный момент, фамилии, имени водителя и даже его табельном номере.
Из Центра управления движением осуществляется также оперативное информирование пассажиров посредством различных мессенджеров. Прежде всего, это официальный сайт «Минсктранса» (Раздел «Новости» – «Оперативная информация»), Telegram-канал (Minsktrans_official), а также бегущая строка информационных табло на остановочных пунктах. Поэтому в случае задержки транспорта за точной информацией лучше всего обращаться к указанным официальным источникам.
Звонки на горячую телефонную линию «Минсктранса» также принимаются Центром управления движением. По словам Анастасии Анатольевны, обращения бывают самого разного характера. Например, что делать, если поломалась бесконтактная смарт-карта или почему оплату необходимо производить до начала поездки? Кому-то в общественном транспорте холодно, кому-то, наоборот, жарко. Есть также достаточно много обращений по поводу потерянных вещей, которые благодаря прямой связи центра с водителями часто находятся. Однако пассажиры должны понимать: осмотр салона транспортного средства производится только на конечных остановочных пунктах.
Транспортники, представлявшие делегацию БелПрофТранса, поинтересовались, какой вид общественного наземного транспорта самый пунктуальный в столице.
– Меньше всего нарушений расписания движения у трамваев, – ответила Анастасия Анатольевна. – Но надо принимать во внимание специфику их работы. У трамваев – отдельный путь для движения. Заблокировать их может только ДТП на путях или обрыв контактной сети. За трамваями следуют автобусы и троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Они обладают наибольшей маневренностью, а себестоимость пассажирских перевозок – на порядок ниже, чем у трамваев. Троллейбусы модели АКСМ по критериям маневренности, конечно, отстают от них. Однако парк подвижного состава предприятия постоянно обновляется, и из имеющихся 742 троллейбусов, эксплуатируемых в столице, 220 имеют увеличенный автономный ход. Наращивание количества таких транспортных средств благоприятно отражается на работе общественного транспорта столицы.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»