В мировой практике есть интересное понятие – пассажирский этикет. К сожалению, я ни разу не видел каких-либо рейтингов подобного рода, но уверен, что Минский метрополитен в плане такого этикета выглядит очень достойно. У нас дисциплинированные и культурные пассажиры. Они практически не нарушают общественный порядок, с пониманием относятся к чистоте, которую сотни сотрудников подземки круглые сутки поддерживают на станциях. Абсолютное большинство пассажиров – доброжелательны, понимают и принимают правила перевозок, лояльно относятся к действиям сотрудников службы безопасности метро, даже при досмотровых и других мероприятиях. Поэтому значительная часть требований белорусского метрополитена по отношению к пассажирам носит рекомендательный характер, отличается демократичностью.
Сегодня мне хотелось бы рассказать о самых распространенных вопросах, связанных с правилами поведения в метро, которые задают в основном молодые люди – подписчики нашей официальной странички @minskoemetro в Твиттере.
КОМУ МЕШАЮТ НАУШНИКИ?
Довольно часто меня спрашивают, почему в метро запрещено перемещаться, слушая музыку в наушниках. Объясняю причину.
Во-первых, это не строгий запрет, а настоятельная рекомендация, за нарушение которой вас никто не оштрафует и не накажет. Главное, донести до каждого смысл, почему нежелательно это делать.
Во-вторых, мы не советуем одевать наушники пассажирам, когда они находятся на платформе. (Скажем, в салоне вагона это делать не возбраняется.) Человек может увлечься прослушиванием музыкального произведения и не услышать прибытия поезда на станцию. А если при этом пассажир стоит близко к краю платформы да еще спиной к составу, может запросто получить травму. Например, удар по затылку зеркалом поезда может привести к нежелательным последствиям. И такие случаи, к сожалению, уже были. Ведь зеркало немного выступает за габариты кабины машиниста. В том числе и поэтому пассажирам запрещено заходить за желтую линию на краю платформы.(Кстати, у новых поездов производства завода ЗАО «Штадлер Минск», которые уже курсируют по Автозаводской линии, традиционных наружных зеркал нет. Они электронные, изображение подается машинисту с камер видеонаблюдения.)
В-третьих, в наушниках пассажир может не услышать оперативные сообщения дежурного по станции. Например, просьбу покинуть метро и воспользоваться наземным транспортом. Так бывает, когда в связи с обнаружением подозрительного бесхозного предмета приходится срочно эвакуировать людей для их же безопасности. Ведь только саперно-пиротехническая группа, которую вызывают в таких случаях, может определить степень угрозы такой вещи.
Поэтому при эвакуации важна каждая секунда.
НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ!
Спрашивают нередко и о том, почему нельзя прислоняться к дверям вагона. Дескать, неужели возможно, что двери откроются на ходу?
Отвечаю: волноваться не стоит – за время работы Минского метрополитена подобный случай даже старожилы не припомнят. В вагоне есть несколько степеней защиты от такого несанкционированного случая. И тем не менее техника есть техника, поэтому лучше перестраховаться.
К тому же в нашем метро есть станция «Первомайская», где выход пассажиров из вагона осуществляется не с привычной всем стороны, а с противоположной. Приведу простой пример. Представьте, что в часы пик в достаточно плотно заполненном поезде метро едет мечтательный молодой человек, который не знает особенностей данной «правосторонней» станции. Он вожделенно слушает громкую музыку в наушниках (что не запрещено в вагоне), прислонившись к противоположным дверям, которые, по его убеждению, никогда не должны открываться.
Конечно же, он не слышит заблаговременного объявления в поезде, что на станции «Первомайская» выход производится на правую сторону. В момент когда двери открываются, меломан может запросто упасть на бетонный пол платформы и получить травму. Такая поездка радости никому не принесет. Вот поэтому лучше к дверям поезда не прислоняться. На всякий случай, ради вашей же безопасности и сохранения здоровья.
Кстати, позволю себе несколько слов о необычной истории строительства станции «Первомайская». Оно было начато в первой очереди возведения Автозаводской линии. Однако соседство с рекой Свислочь стало краеугольным камнем для проектировщиков и архитекторов. Было принято решение на время изменить ход реки, установив в ее русле специальные щиты. Котлован дополнительно укрепили вновь построенной бетонной стеной. В итоге станцию смогли запустить лишь через несколько месяцев после официального открытия красной ветки в 1991 году.
Изначально планировалось, что «Первомайская», как и ряд других станций, будет оформлена по типовому проекту: сборная железобетонная конструкция с двумя рядами колонн на платформе. Однако в местоположении будущей станции сыграло решающую роль соседство с водной системой. Это не позволяло воплотить типовой проект. «Первомайская» стала единственной в Минске двухуровневой конструкцией, где на верхнем этаже располагаются вестибюли, кассы и вход в метро, а на нижнем – непосредственно линия движения поездов. Как раз именно поэтому «Первомайская» – станция с выходом из поездов «не в ту сторону».
ЭСКАЛАТОР НЕ ПРОСПЕКТ
Иногда спрашивают, почему нельзя ходить по эскалатору во время его движения. Дескать, некоторые же пренебрегают этим правилом, и с ними ничего не случается.
Так может рассуждать человек, которому неведома упрямая статистика. Именно падение на эскалаторе – одно из самых распространенных происшествий с участием пассажиров. Причем травмы бывают очень серьезные, даже связанные с угрозой жизни.
Особенно опасно, когда человек спускается по движущемуся эскалатору, не придерживаясь за поручень. Стоит только «спринтеру» оступиться, и на его тело действует сразу две составляющие ускорения. Полет – недолгий, а травма – обеспечена. Вплоть до госпитализации. А если бегун в падении заденет кого-то из пожилых пассажиров, может травмировать и их. Поверьте, такое иногда случается.
Еще один важный момент: минское метро неглубокого залегания (в отличии, скажем, от Петербургского, глубина которого одна из самых больших в мире). Поэтому у нас – небольшие эскалаторы (самый длинный – в вестибюле номер 1 станции «Октябрьская»). Даже самый прыткий пассажир сэкономит не более восьми секунд во время такого «забега». (Проверено специалистами электромеханической службы при подъеме вверх.) Это не те цифры, ради которых стоит торопиться, подвергать риску себя и других пассажиров.
ПОЖИЛЫМ ВСЕГДА У НАС ПОЧЕТ
Вы, наверное, уже заметили, что в вагонах минского метро на некоторых сиденьях появились наклейки, обозначающие места для инвалидов или пожилых людей. Некоторые подписчики нашей официальной странички
@minskoemetro в Твиттере спрашивают, можно ли молодым людям садиться на такие места, если в этот момент в салоне вагона нет стариков или инвалидов.
Здесь ответ достаточно простой – сесть на данное сиденье может любой человек. При этом нужно понимать, что если в вагон вошел пассажир преклонного возраста или человек с ограниченными возможностями, ему нужно уступить место. Это мера больше социальная, чем запретительная. При этом лично я ни разу не видел, чтобы кто-то игнорировал данное правило. Почтительное отношение к пожилым у нас воспитывается с младых ногтей. Да и в целом наши пассажиры достаточно уважительно относятся друг к другу, а уровень их культуры поведения – весьма высокий.
За последнее время пассажиропоток в подземке заметно снизился в связи с предупредительными санитарно-эпидемиологическими мерами. В метро сегодня намного меньше пассажиров преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.
А как у них?
В мире много стран с самобытной культурой и традициями. Зачастую они вкупе с менталитетом влияют и на этикет пассажиров в различных видах общественного транспорта. И в ряде государств к этому относятся очень серьезно. Я бы сказал, порой даже жестко. За пренебрежение культурой поведения можно «попасть» на достаточно крупный денежный штраф.
Возьмем, к примеру, Испанию. Некоторое время назад в Мадриде муниципальная транспортная компания решила наглядно продемонстрировать, как правильно сидеть в вагоне метро. Красный крест на знаке со схематическим изображением человечка, слишком широко расставившего нижние конечности, оповещает пассажиров о недопустимости подобных поз в общественном транспорте. Напоминание о гражданской ответственности и необходимости уважать персональное пространство других пассажиров относится прежде всего к мужчинам, поскольку дамы редко позволяют себе подобные вольности.
Ранее кампания против так называемого менспрединга (английское мanspreading, состоит из двух слов – «мужчина» и «раскидывать») была развернута в Нью-Йорке. В некоторых городах США в метро могут оштрафовать за поедание гамбургера или распитие кока-колы. Зато там можно провозить велосипеды, но только строго в определенные дни и часы.
Есть свои «дорогие нельзя» и в Австрии. Для поглотителей пахучего фастфуда и любителей прослушивания музыки без наушников в венском метро предусмотрен штраф в 50 евро. Такую же сумму придется заплатить и тем, кто не в силах сдерживать свои чувства под землей: целоваться в метро Вены строго воспрещено.
А вот в Таиланде в общественном транспорте обычно ведут себя весьма цивилизованно. Так, несмотря на перегруженность метрополитена, к примеру, в Бангкоке, пассажиры неизменно выстраиваются в очереди к вагонам. Приоритетное право на сидячие места есть у пожилых людей, детей и… монахов. Для духовных лиц в салонах часто отведены специальные места, оснащенные табличками «Пожалуйста, оставьте это место свободным для монахов».
Пассажиры метро в крупных китайских городах Пекине и Шанхае подвержены жесткому контролю на входе. Сумки и рюкзаки, как и в аэропорту, проходят через сканер багажа, а на некоторых станциях возможен дополнительный контроль. Запрещено провозить любые аэрозоли, даже обычные дезодоранты. Для бутылок с напитками установлены специальные устройства, с помощью которых можно проверить состав жидкости. Однако каждый раз в часы пик система безопасности держит серьезный экзамен на собственную эффективность. В это время очень трудно соблюсти все правила, так как лавина людей железным потоком устремляется в метро.
Вооруженная охрана обеспечивает безопасность метро в Дели. О действующих правилах и штрафах оповещают большие плакаты на станциях. Дороже всего нарушителю в метрополитене Индии может обойтись блокировка дверей – 5000 рупий (почти 70 евро). А вот поездка на крыше поезда наказуема всего 50 рупиями.
Также пассажиров просят не сидеть на полу на станциях и в вагонах. Тем не менее многие это делают, особенно молодые люди. К счастью, в делийское метро не пускают священных коров, хотя обычно они ходят чуть ли не везде, где им вздумается. Интересно, что первый вагон поезда обычно предназначен только для женщин.
Отдельные вагоны для дам, не желающих иметь никаких контактов с представителями мужского пола, есть и в японской подземке. А про перегруженность метро в Японии известно всему миру: еще совсем недавно в штатном расписании метрополитена Токио даже существовала такая должность, как «трамбовщик», в обязанности которого входит запихивание пассажиров в вагоны.
Одним словом, культура и обычаи многих народов зачастую проецируются и на транспортную сферу. Нужно отметить, что белорусы привносят сюда свою лепту, казалось бы, простыми, но очень позитивными моментами. Наши пассажиры – дисциплинированные, аккуратные, вежливые и культурные. Поэтому и правила перевозок в Минском метрополитене – одни из самых демократичных. Они напрямую не связаны с каким-либо наказанием и в первую очередь нацелены на сознательность граждан.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена