Несчастливый билет

Впереди – предпраздничная новогодняя суета. Как показывает практика, в это время заметно возрастает пассажиропоток. Одни хотят успеть завершить свои дела, чтобы не оставлять их на следующий год, другие – приобрести подарки для родных и близких, третьи – повидаться с теми, кто дорог сердцу. На остановках общественного транспорта – оживление.

Чтобы поездки в нем были комфортными и безопасными, с 3 по 7 декабря сотрудники Госавтоинспекции Витебской области совместно со специалистами ГП «Оператор перевозок» проводили рейдовые мероприятия по контролю за соблюдением Правил дорожного движения водителями автобусов (микроавтобусов), принадлежащих предприятиям частной формы собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие перевозки пассажиров. В том числе в виде негласных проверок конкретных перевозчиков и использования приборов фото- и видеофиксации. В одном из таких рейдов принял участие и наш корреспондент.

Мы выехали в рейд в субботу в 8 часов утра. За рулем гаишной «Джили» – госавтоинспектор Игорь Плутов, рядом – старший контролер отдела контрольно-ревизорской службы государственного предприятия «Оператор перевозок» Константин Явич. На улице было еще темно, моросил мелкий дождик, температура воздуха колебалась около нуля. Все подсказывало, что людей в общественном транспорте будет немного. Мы ошибались. Остановив первую же маршрутку, которая направлялась в сторону Речного порта, обнаружили полный салон людей. Водитель, всем своим видом показывая неудовлетворение от незапланированной встречи с госавтоинспектором, протянул документы на проверку. Константин Явич в это время быстро проверил билеты у пассажиров. Вся операция заняла не более двух минут. Каких-либо нарушений обнаружено не было.

Буквально пару месяцев назад в топе новостей в интернете я с удивлением обнаружил информацию о том, что в Витебске у пассажиров маршруток стали проверять билеты. Их проверяли всегда. Правда, раньше в основном этим занимались работники Транспортной инспекции. Теперь эти функции взяли на себя и сотрудники ГП «Оператор перевозок», в составе которого заработала контрольно-ревизорская служба.

…Взмах жезлом – и еще один микроавтобус с желтыми номерами останавливается у патрульной машины. С документами у водителя маршрутки все в порядке, а вот одна из девушек предъявила на проверку билет, выданный три дня назад.

– Да выдавал я ей билет! Люди видели. Я всем и всегда билеты выдаю. Мне нет смысла что-то «химичить», – сразу начал оправдываться водитель.

– Я сама этой девушке билет передавала, – сразу подтвердила женщина, сидящая в салоне за водителем.

Девушка лихорадочно рылась в карманах и сумочке. Так она нашла еще около десятка билетов, среди которых оказался и выданный водителем.

Этот инцидент слегка задержал движение маршрутного такси, что вызвало бурю негодований у мужчины на заднем сиденье.

– В ходе наших проверок не выявлено ни одного пассажира, который бы ехал в маршрутке, не заплатив за проезд, – говорит Константин Явич. – Вместе с тем сплошь и рядом мы наблюдаем невыдачу билетов водителями. Некоторые идут на хитрости: понимая, что редкие пассажиры будут изучать, что написано в билете, выдают им старые, забытые пассажирами в салоне после поездки предыдущего рейса. Иногда выдаются так называемые тестовые билеты, которые не являются платежным документом и предназначены исключительно для проверки работоспособности кассового аппарата. Случается, что выдается половинка билета – водитель рвет его на две части. После того как наша служба активизировала работу по проверке маршруток, владельцы маршрутов – руководители частных предприятий и индивидуальные предприниматели – часто благодарили нас за эту работу: у них неожиданно увеличилась выручка.

А мы перемещаемся на другую сторону улицы Карла Маркса. На часах – 8.50. В салоне микроавтобуса, следующего по маршруту № 59, несколько человек. Константин Явич просматривает билеты и опять находит несоответствие. Время на них стоит разное: один выдан кассовым аппаратам в 7.03, два – в 7.48, два – в 8.02. Включаем логику. От Речного порта, места отправления микроавтобуса, до остановки, где мы дежурили, не более 20 минут езды. Неужели эти люди все утро по кругу катаются в машине?

– Вы что? На предыдущей остановке села, – удивляется женщина.

Мы понимаем, что разбираться в этой ситуации придется долго, а потому все билеты фотографируются, показания очевидцев фиксируются на камеру, а объяснения у водителя мы будем брать уже на конечной остановке – в микрорайоне Билево.

Патрульный автомобиль едет гораздо быстрее маршрутки, потому приезжает туда задолго до появления микроавтобуса.

– Мы не можем более трех минут задерживать маршрутное транспортное средство в ходе проверки, – комментирует в пути ситуацию Константин Александрович. – Вы же понимаете, если люди выбрали в качестве средства передвижения маршрутное такси, то они готовы платить за скорость и комфорт. Возможно, кто-то действительно очень торопится. К тому же все маршрутки у нас ходят по расписанию, которое нами согласовано и контролируется. Остановка для проверки машины на одну-три минуты некритична. А если продержать машину дольше, то может быть сбой в расписании. Тем более мы не можем что-то выяснять у водителя в ходе его движения по маршруту. Ведь отвечая на вопросы, он наверняка будет нервничать, что чревато потерей внимания и созданием аварийных ситуаций.

На конечную остановку маршрутка № 59 прибывает строго по расписанию.

Водитель открывает нам дверь и предупреждает: «У вас всего пять минут. График жесткий».

Константин Явич выписывает ему приглашение для разбора ситуации в службу предприятия. До этого момента пройдет несколько дней. Но это не имеет никакого значения. Новое оборудование диспетчерской службы предприятия позволяет увидеть весь маршрут движения любого рейса поминутно, когда бы он не осуществлялся. Кстати, с помощью этой системы многие пассажиры находили забытые в салонах маршруток зонты, сумочки, телефоны и даже кошельки с деньгами.

За это время водитель успел рассказать, что первый день работает на этом маршруте, приехал в Витебск недавно и не знает здешних порядков. По его утверждению, кассовый аппарат слишком медленно выдает билеты, а когда много людей, это задерживает рейс. Поэтому он стал на конечных остановках выбивать целую ленту, чтобы в ходе движения микроавтобуса по маршруту только отрывать их. Все это, естественно, можно будет проверить.

Мы проверяем еще несколько машин в Билево. Водитель одной из них утверждает, что полностью согласен с тем, что маршрутные такси надо контролировать: и выдачу билетов пассажирам, и санитарное состояние транспортных средств, и документы водителя, где должна быть отметка о прохождении предрейсового технического осмотра автомобиля и медицинского обследования водителя, и другие вопросы, касающиеся безопасности. Не знает он только одного: как бороться с перегрузом.

– Судите сами, – говорит водитель. – Я подъехал к остановке. Двое человек вышли из салона, а входят пять. Свободных сидячих мест нет. Я заявляю, чтобы трое покинули салон. Они ни в какую, начинают умолять, говорят, что замерзли и опаздывают. Другие пассажиры тоже за них заступаются. Если я буду долго стоять на остановке, настаивая на своем, то выбьюсь из графика. Поеду с лишними людьми – вы же меня остановите и оштрафуете. Мне даже, чтобы заставить людей выйти из салона, нужно самому выйти через водительскую дверь, что на остановке делать нельзя.

– Такая проблема существует, – соглашается Константин Явич. – Надо как-то научиться быть более убедительным в своих требованиях.

Пока мы общаемся с одними водителями в Билево, другие пишут об этом в Viber. Делать в этом месте в ближайшие полчаса будет нечего. Мы перемещаемся в сторону поселка Тулово. Но после проверки нескольких маршруток никаких нарушений не обнаруживаем.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий