На прошлой неделе в филиале «Городской электрический транспорт города Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» состоялся конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов. Профессиональные конкурсы на этом предприятии проводятся регулярно, но они имеют свои особенности. В прошлом году, к примеру, соревновались водители трамваев, в этом – водители троллейбусов.
Соревнования предваряла торжественная часть. В коротком вступительном слове директор филиала Сергей Медведев пожелал участникам конкурса честной борьбы, проявить свое мастерство в полной мере и, конечно же, удачи. При этом он подчеркнул, что троллейбусное депо в Витебске создано 1 сентября 1978 года. За первые 25 лет этим видом городского транспорта было перевезено более 590 миллионов пассажиров. Понятно, что сегодня, когда витебскому троллейбусу уже за 40, эта цифра значительно выросла. Как и мастерство водителей! Сегодня на предприятии трудится более 160 водителей троллейбусов. На линию в рабочий день выходит 71 единица подвижного состава. Обслуживаются 13 маршрутов. На двух из них используются троллейбусы с автономным ходом АКСМ-32100D производства «Белкоммунмаш». Такие машины ходят в новый густонаселенный микрорайон Билево и на улицу Титова, где в связи с закрытием на ремонт Полоцкого путепровода прекратилось трамвайное движение.
Сергей Викторович рассказал, что в этом году проведена большая работа по всем направлениям жизнедеятельности коллектива, что значительно поправило экономическое положение предприятия. А это прежде всего экономия материальных ресурсов, оптимизация, изучение пассажиропотока и многое другое. Удалось найти средства для приобретения двух новых троллейбусов производства «Белкоммунмаш».
– Это будут совершенно новые модели, таких нет даже в Минске, – сказал руководитель. – В октябре – декабре мы планируем получить две машины АКСМ-433. Это сочлененные троллебусы с автономным ходом. Их мы планируем пустить в микрорайон Билево, а освободившиеся – в микрорайон Тирасполь. Так в городе появится маршрут № 14.
Городские власти уже по достоинству оценили новую технику, которая имеет возможность передвигаться без контактной сети. Появление таких машин делает ее развитие неактуальным. А это огромная экономия материальных ресурсов и дополнительная возможность перевозить людей из новых спальных районов экологически чистым транспортом, не создавая контактную сеть.
Как рассказал начальник троллейбусного депо Николай Козкин, предварительно было вывешено объявление с условиями участия в конкурсе профессионального мастерства. Заявиться мог тот, кто в течение трех лет не имел нарушений транспортной и трудовой дисциплины. В конкурсе изъявили желание участвовать более трех десятков водителей троллейбусов. Специальная комиссия, учитывая дополнительные показатели, допустила к соревнованиям 15 человек. Если бы их было больше, то возникли бы организационные проблемы, проведение конкурса сильно затянулось бы по времени.
Желание участвовать в конкурсе и победить объяснялось не только честолюбием. Первая десятка водителей автоматически повышала классность, а значит, и тарифную ставку первого разряда. Победитель конкурса не только получал премию за победу, но и гарантировал себе повышенный оклад в будущем, а также возможность поучаствовать в республиканских соревнованиях. Словом, было за что бороться.
И водители готовились: самостоятельно изучали Правила дорожного движения, устройство машины, правила эксплуатации.
Первый конкурс – традиционный для таких соревнований. Десять вопросов по ПДД на компьютере. Как в ГАИ. Больше двух ошибок – и свободен! С заданием справились все. Но лучше других – Константин Бондаренко. В филиале он работает два года. До этого трудился в строительных организациях на погрузчике, самосвале. Планировал научиться водить трамвай, но набирали на курсы водителей троллейбуса. Решил попробовать, и понравилось! В его правах теперь, кроме категорий В, С и Е, появилась еще I. Вместе с коллегой Максимом Шкараденком в этом году Константин участвовал в международном конкурсе, который проходил в Гродно.
Константин Бондаренко победил и в теоретическом конкурсе, где проверялись знания по устройству машины. Каждому участнику необходимо было письменно ответить на десять вопросов по механическому, пневматическому и электрическому оборудованию, охране труда, правилам технической эксплуатации.
А после участники соревнования переместились на площадку. В их распоряжении были два троллейбуса АКСМ-32102. Управлять троллейбусом – дело ответственное и непростое. Десятитонная машина должна быть послушной, подвластной водителю, ведь он отвечает за жизни людей. К тому же в отличие от водителя автобуса водитель троллейбуса должен постоянно контролировать две дороги – проезжую часть с интенсивным городским движением и контактную сеть. Кроме того, есть нарекания к дорожной сети, где встречаются и выбоины в асфальте, и канализационные люки. Доставляют проблемы и любители остановиться на правой полосе, чтобы заскочить на минутку в магазин. В общем, нужно всегда быть внимательным и осторожным.
В конкурсе профессионального мастерства водители отрабатывали подъезд к остановке, заезд в бокс, объезд колодцев, проезд канавы, «змейку». За каждое нарушение начислялись штрафные баллы. Еще один практический конкурс – замена угольных вставок. В процессе эксплуатации они изнашиваются, и водители периодически проводят их осмотр и замену. В основном это происходит перед выездом на линию. Но иногда угольные вставки приходится менять и в процессе работы. Норматив – 4 минуты. В это время уложились все. Но лучший результат показал Александр Чуненко.
Он более двух лет трудится водителем троллейбуса в филиале «Городской электрический транспорт города Витебска». Освоил подвижной состав, не имеет нарушений трудовой и транспортной дисциплины, чаще его можно увидеть на маршруте № 4. На предприятие пришел по совету своего отца, который уже много лет трудится водителем троллейбуса.
А после состоялась торжественная церемония закрытия конкурса. Сергей Медведев поблагодарил всех участников и поздравил победителей. Водителям троллейбусов были вручены дипломы, подарки от профсоюзной организации, денежные призы. Первое место, как мы уже отметили – у Александра Чуненко. Второй результат показал Иван Фатьянов. Третье общее место – у Константина Бондаренко.
Отмечалось, что конкурс прошел на высоком уровне и в дружеской обстановке. Все показали высокие результаты.
Кстати, за 8 месяцев этого года с участием электротранспорта филиала произошло на 40 аварий меньше, чем за аналогичный период прошлого. Из них всего 4 учетных ДТП. Вины водителей троллейбусов и трамваев в этом нет. Причем причина всех учетных ДТП – падение пассажиров, которые смотрят в смартфоны и не держатся за поручни.
Приведенная статистика также красноречиво говорит о высоком уровне мастерства и профессионализме водителей горэлектротранспорта Витебска.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»