16 часов – мало!

О необходимости соблюдать Правила дорожного движения детям надо напоминать каждый день.

Заместитель директора по воспитательной работе Леснянской средней школы Барановичского района Брестской области Ирина Ланцман отмечает, что учебной программой предусмотрено только 16 часов на изучение ПДД. По мнению многих учителей, этого явно недостаточно для такой важной дисциплины, как обеспечение безопасного поведения детей на дорогах.

– Наши учителя данный факт учитывают и компенсируют недостаток времени на классных часах, во внеклассной работе, во время проведения месячника правовых знаний и недели здорового образа жизни и безопасности дорожного движения, – подчеркивает Ирина Леонидовна. – Дирекция школы настраивает педагогов на то, чтобы они на уроках химии, биологии, физкультуры и других находили возможность напомнить ребятам о необходимости строгого соблюдения ПДД. Как говорится, кашу маслом не испортишь. А предупреждать детей о главном никогда не будет лишним. Особенно когда школьники идут на занятия и возвращаются домой.

– Кто из учителей проводит занятия по основам безопасной жизнедеятельности?

– Младших школьников обучают безопасности дорожного движения педагоги, работающие в своих классах. А преподает ОБЖ Светлана Николаевна Кадыко.

Справка

По данным УГАИ Брестского облисполкома, в прошлом году на дорогах области зарегистрировано 561 ДТП, в которых погибли 79 и получили ранения 600 человек. Показатели снизились соответственно на 33 и 82 человека. Но ситуация с аварийностью остается напряженной. Задержано 4,2 тысячи водителей за управление в нетрезвом состоянии. За прошедший год в республике погибло 20 несовершеннолетних, из них 13 пешеходов, пять пассажиров и два велосипедиста. На территории нашего района случилось два ДТП, но с участием иногородних детей.

– С этой статистикой педколлектив школы ознакомил сотрудник районного отделения ГАИ Александр Новик, который курирует нас,- пояснила Ирина Ланцман. – По этому вопросу прошел единый родительский день «Безопасность в каждый дом». Мы анализировали состояние работы по БД, выработали рекомедации по безопасности движения для родителей. Надо сказать, что перечень этих советов длинный. Приведем только отдельные положения.

• Дорожно-транспортное происшествие – это огромная трагедия. Поэтому личный опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. На практике важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

• Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях папа и мама. Родители пытаются перебежать улицу – они могут оценить ситуацию на дороге. Но это – взрослые, а дети… Они подвижны, нетерпеливы, непредсказуемы.

• Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

– На родительском собрании в начале учебного года мы провели анкетирование, которое помогло составить план работы по ПДД, – уточняет заместитель директора.

Вот вопросы, включенные в анкету

1.Знакомите ли Вы своего ребенка с Правилами дорожного движения?

(да, нет, иногда)

2. С какого возраста Вы стали знакомить его с ПДД?

(3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет)

3. а) Показывали ли Вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в детский сад, школу и обратно?

(да, нет)

б) Ходите ли Вы с ними так как показывали?

(да, нет, иногда)

4. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься воспитанием безопасного поведения детей на дороге?

(семья, детский сад, школа, совместно)

5. Можете ли Вы считать себя образцом для подражания в соблюдении ПДД?

(да, нет)

6. Бывает ли так, что Ваш ребенок преподает Вам урок безопасного поведения на дороге?

(да, нет, иногда)

7. При перевозке ребенка в автомобиле пользуетесь ли креслом?

(да, нет, иногда)

Ирина Леонидовна добавляет, что школа поддерживает тесную связь с районным ОГАИ, сотрудники которого привезли в школу новые пособия для изучения ПДД. Это видеофильмы «Смешарики», «Дорога ошибок не прощает», «Добрые дороги детства», а также интересный иллюстративный материал для учащихся начальных классов.

Завуч сожалеет, что прошлой весной команда ЮИД не принимала участия в районном конкурсе. Просто не подобрали старшеклассников. Нынче команда готовится под руководством учителя допризывной подготовки и химии Сергея Васильевича Левчука. Теоретическую часть преподает Светлана Николаевна Кадыко. Кстати, Сергей Васильевич руководит кружком «Пешеходный туризм». Юные туристы в районных слетах занимали призовые места последние два года. А две девочки были приглашены в сборную команду области.

Отличились учащиеся Леснянской школы еще в одном массовом конкурсе под названием «На дороге нет каникул». Ребята писали на эту тему сочинения. По результатам областного конкурса школа заняла первое место, награждена дипломом и подарком. Награды вместе с видеороликами по БД доставил в школу старший госавтоинспектор Андрей Переход.

– Педагоги заботятся о массовости мероприятий, задействуют максимальное количество участников, – поясняет заместитель директора Ирина Ланцман. – В материалах по БД используется много стихов. Младшие школьники запоминают их надолго. Мы понимаем, что Правила дорожного движения должны стать законом жизни каждой семьи.

Константин Станкевич