ЗИМА – ПРОВЕРКА ДЛЯ ХАРАКТЕРА

Зима 2017-го диктует свои условия сполна: сначала намело много снега, а в начале января пришел циклон Axel. Он принес порывистый ветер, арктические холода и  обильные снегопады, которые 13–15 января обрушились на Могилевскую область. Такие погодные «сюрпризы» добавили немало хлопот дорожникам области. 

ЗИМА – ПРОВЕРКА ДЛЯ ХАРАКТЕРА ЗИМА – ПРОВЕРКА ДЛЯ ХАРАКТЕРА ЗИМА – ПРОВЕРКА ДЛЯ ХАРАКТЕРА ЗИМА – ПРОВЕРКА ДЛЯ ХАРАКТЕРА

В выполнении круглосуточных работ по содержанию автомобильных дорог зимой проявляются характер дорожника, его умение правильно организовать работу. Ведь ее нельзя выполнить в авральном режиме, невозможно сдать досрочно или просрочить. Это – то, что необходимо делать строго по графику. И от того, насколько хорошо сработают дорожные службы, зависит, насколько удачно сложится зима у пользователей дорог.

О том, как организована работа на дорогах области, рассказывает начальник отдела содержания автодорог и сооружений РУП «Могилевавтодор» Алексей ГАРБУЗОВ:

– На обслуживании предприятия находится 2534, 898 км дорог и 360 мостовых сооружений общей протяженностью 18,865 км.

Содержание дорог – это широкий спектр работ: от расчистки дороги от снега зимой до скоса травы с обочин в летний период, нанесение дорожной разметки, замена барьерных ограждений, подсыпка песчано-соляной смесью от гололеда и многое другое.

Работа по содержанию дорог в зимний период начинается еще осенью. И направлена она на обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспорта зимой по автомагистралям и республиканским дорогам.

С 1 ноября по 1 мая организовано круглосуточное дежурство для сбора информации о состоянии трасс. Оперативно реагировать на изменения погодных и прочих условий помогают дорожно-измерительные станции и видеокамеры, работающие в режиме реального времени. Собранная информация аккумулируется в оперативно-диспетчерской службе РУП «Могилевавтодор».

На сегодняшний день на автомагистралях, обслуживаемых предприятием, функционирует 10 ДИС, в режиме реального времени работает 15 видеокамер. Четыре камеры передают фотографии участка дороги дискретно, что позволяет увеличить сбор информации и более оперативно реагировать на ситуацию.

– Зима, как принято говорить, всегда приходит неожиданно…

– Но только не для РУП «Могилевавтодор», – продолжает Алексей Владимирович. – Погода может быть непредсказуема: сегодня – оттепель, завтра – большие морозы. Могу лишь отметить четкую и слаженную работу филиалов предприятия.

Возьмем, к примеру, 13–16 января. В эти дни резко снизилась температура воздуха, усилился ветер, начались сильные метели. Снег шел с периодической интенсивностью. Максимальная высота снежного покрова только за одни сутки составила 25 см.

На предприятии объявили вторую степень сложности выполнения работ по зимнему содержанию. Это значит, что на расчистку дорог были максимально привлечены людские и технические ресурсы. Для снегоочистки и обработки противогололедными материалами задействовали всю имеющуюся в наличии технику: пескораспределительную и очистительную – автомобили МАЗ, тракторы МТЗ, погрузчики, автогрейдеры.

Ежедневно на дороги выходили до 100 МАЗов, 70 тракторов, 12 автогрейдеров, роторы по сбросу снежного вала, которые работали в труднодоступных местах – вдоль барьерного ограждения и тротуаров, а также 30 погрузчиков. Только за четверо суток расход ПСС составил порядка 7,5 тысячи тонн, чистой соли – 700 тонн. Это достаточно много.

Ежедневно по три-четыре раза производили посыпку и расчистку дорог. Больше всего приходилось потрудиться дорожникам из ДЭУ-71 г. Могилева и ДЭУ-74 г. Белыничи на автодороге М4 Минск – Могилев.

Когда справились с последствиями обильного снегопада, пришлось бороться со снежными заносами (переметами). Из-за сильного, постоянно меняющего направление ветра на дорогах возникли заносы там, где их не было более 10 лет. На отдельных участках проезжей части образовались накат и гололедица, снег спрессовался в наледь. Сегодня дороги все раскрыты, работа продолжается в штатном режиме.

– У большинства пользователей дорог прочно закрепился миф, что автомобильная дорога должна быть посыпана противогололедными материалами на всем своем протяжении. А если уж пошел сильный снег, то дорожные службы должны появиться в одну секунду и убрать его, обработать покрытие песчано-соляной смесью…

– Согласно СТБ 1291-2007 «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» у нас есть четкие директивные сроки обработки покрытия ПГМ и выполнения работ по очистке покрытия и обочин от снега. Так, автомагистрали, соединяющие столицу с областными центрами, должны быть полностью обработаны противогололедными материалами в течение трех часов, а проезжая часть очищена в срок не позднее 4 часов с момента окончания снегопада или метели. Важно помнить, что одномоментно все обработать невозможно. В первую очередь уделяется внимание опасным участкам, спускам и подъемам.

Это только на первый взгляд зимнее содержание дорог – простой вопрос. Между тем водители, которые работают на расчистке и посыпке автомобильных дорог, должны быть специалистами высокого класса, знать технологию обработки, в условиях движения расчищать дорогу и тут же ее посыпать, не создавая при этом аварийных ситуаций, а еще и ночью.

Невозможно уравнять качество покрытия зимой и летом. Ответственность за свою безопасность на автодорогах в зимний период лежит в том числе и на пользователях. Водителям необходимо учитывать сложные погодные условия. При движении надлежит соблюдать скоростной режим, управлять транспортным средством осторожно, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. А значит, на дорожников надейся, а сам не плошай. Нередко так происходит: при сложныех погодных условиях, все сразу куда-то торопятся.

– Помимо расчистки и посыпки автомобильных дорог, чем еще заняты филиалы?

– Несмотря на подготовительные работы в осенне-зимний период, когда была произведена заливка трещин и устранена ямочность, сегодня филиалы РУП «Могилевавтодор» принимают уже оперативные меры по устранению ямочности. Даже при отрицательных температурах ремонт осуществляется органо-минеральными смесями. Причина возникновения ямочности – частые перепады температуры, приведшие к увеличению количества циклов замерзания-таяния воды на проезжей части.

Коллектив РУП «Могилевавтодор» и впредь будет обеспечивать безопасные и комфортные условия для участников дорожного движения по вверенным ему дорогам. 

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»