В нашей жизни иногда происходят страшные вещи, в реальность которых просто не хочется верить. Вроде уже все сказано, доказано, но мозг упорно отказывается воспринимать факты как данность. Этого не может быть, потому что не может быть никогда! И где-то в потаенных уголках сознания крепнет мысль: «Это сон. Сейчас проснусь, и кошмар останется в прошлом».
Увы, жизнь бывает жестокой. 17 декабря на автодороге М1, у деревни с благозвучным названием Ромашково Толочинского района, произошло страшное дорожно-транспортное происшествие, в котором погибли трое: вратарь футбольного клуба «Витебск» Андрей Щербаков, его жена Анна и шестилетний сын Артем. Трехлетний Глеб, к счастью, остался жив.
В это невозможно поверить!
19 декабря к Центральному спортивному комплексу «Витебский» непрерывным потоком шли люди, обычные болельщики, чтобы навсегда проститься со своим вратарем. Несли цветы и лампадки. Многие с трудом сдерживали слезы. В толпе слышалось: «Не верю…» А еще: «Помнишь, как он вытащил мяч, который уже должен был оказаться в воротах?» Андрей Щербаков в прошедшем сезоне творил в воротах чудеса, спасая команду в, казалось бы, безнадежных ситуациях. Когда он защищал ворота, партнерам было спокойнее: если что, Андрюха выручит. У него были отличная реакция и понимание игры.
Вся наша жизнь – игра! И, как показал этот случай, самая отменная реакция не способна предотвратить беды, если это предначертано судьбой.
Организацией похорон занимался футбольный клуб «Витебск».
– Это большое горе. К таким ситуациям в жизни никто не может быть готов… Из жизни ушла целая семья: молодые люди и ребенок. Жизнь никогда не баловала Андрея и Анну, они всего добивались сами. У Андрея есть только мать, Анна – сирота, – говорил директор ФК «Витебск» Николай Вайтюховский. – Можно сказать, молодая семья только-только начала жить, на ноги встала: в этом году супруги купили квартиру, старший сын Артем занялся футболом. И тут такое. Сейчас проблема, с кем останется Глеб. Решается вопрос о его опекунстве. Понятно, наш футбольный клуб не останется в стороне. Будем помогать семье, чем сможем. Знаю также, что капитану команды люди передавали деньги, собрали приличную сумму. Звонят из разных футбольных клубов страны, все выражают соболезнования. Это горе еще крепче сплотило команду. Ребята были в отпуске, но многие порывались приехать в Витебск. Если бы стоял вопрос, что некому хоронить нашего товарища и коллегу, тогда другое дело. А так все организационные вопросы решили, поэтому я не рекомендовал лететь им с Кубы или из Египта. Те, кто не смог приехать на похороны, обязательно соберутся и почтят память Андрея.
После окончания футбольного чемпионата-2018, в котором ФК «Витебск» до последнего тура боролся за медали в соперничестве с минским «Динамо» и солигорским «Шахтером» и практически обеспечил себе участие в Лиге Европы УЕФА, главный тренер «Витебска» Сергей Ясинский отмечал, что одна из первостепенных задач на межсезонье – сохранить для команды вратарей и линию обороны. Контракт подписали, но судьба распорядилась иначе…
На траурной церемонии, кроме членов команды, футбольной общественности страны и болельщиков, присутствовали представители местной власти.
– Мы будем отслеживать ситуацию с ребенком Андрея Щербакова. Вроде бы со здоровьем у него все, слава богу, нормально. Органы опеки вскоре примут решение по судьбе мальчика, – говорил заместитель председателя Витебского горисполкома Виктор Глушин. – Я сам испытал шок, узнав о трагедии с семьей молодого футболиста. Никто не мог поверить. Команда нашего города в этом году стала действительно народной, начала собирать стадион. В том числе и усилиями Андрея заняла четвертое место в чемпионате страны. Это очень высокое достижение для клуба. И вот на пике популярности, когда футболист закрепился в основе, произошла трагедия. Трудно осознать, почему так случилось: погибла семья, в том числе ребенок. Все это очень сложно пропускать через себя. Городские власти выражают соболезнование всем близким семьи.
Запомните их счастливыми
– Он спокойный такой, мы еще часто посмеивались с ребятами: Андрюхи вроде в раздевалке нет, а он рядышком сидит, – вспоминает Артем Скитов, защитник ФК «Витебск» и капитан команды.
Об Андрее Щербакове никто из друзей и знакомых еще не может сказать «был».
Его семья 17 декабря возвращалась домой в Витебск из минского аэропорта – они прилетели из Египта, где замечательно отдохнули. В социальных сетях до сих пор фото с лицами Андрея, Анны и их детей, на которых они буквально светятся от счастья. Запомните их такими!
– Андрей до последнего думал: ехать в Египет или нет, сомневался, – рассказывает друг Щербакова Игорь Холодков. – Но все же решил свозить семью на отдых. У него этот год был очень хорошим и в плане карьеры, и жильем они с Аней обзавелись. А закончился вот так…
Андрею Щербакову было 27 лет, Анне – 25. Он родился и вырос в Витебске. Футболом занимался с десяти лет. В детстве болел за «Ювентус», а кумиром его был Джанлуиджи Буффон. В СДЮШОР мальчика привела бабушка. Поначалу тренеры не заметили у него никаких особых талантов, только фантастическое упорство и трудоспособность. Как рассказывают друзья Андрея, он буквально жил футболом. Постоянно тренировался, словно пытался что-то доказать самому себе.
Верил ли Андрей в судьбу? Кто теперь скажет? Но то, что есть в этом мире какие-то сверхъестественные силы, он понимал. Перед началом каждого матча проводил специальный вратарский ритуал – хлопал по штангам и перекладине ворот. А еще у него был медальон-талисман в виде вратарской перчатки, который приносил удачу на поле.
Свой первый профессиональный контракт Андрей подписал с ФК «Витебск» в 2008 году, потом играл в БАТЭ, «Слуцке», «Белшине», брестском «Динамо», выступал за молодежную сборную Беларуси. В 2012-м вошел в заявку олимпийской сборной Беларуси. В «Витебск» вернулся в 2016 году, а в 2018-м стал основным голкипером клуба. Год назад футболом начал заниматься сын Андрея. Мальчик очень хотел быть, как отец, у него даже футболка была с таким же номером – 16.
Самостоятельный
Андрей был очень самостоятельным ребенком. Вот что он рассказал о себе в рубрике «Дело было так» в группе клуба в соцсети «ВКонтакте»:
– В детстве, когда мне было лет 5–6, мы с мамой жили на улице Чкалова, возле 31-й школы. Утром маме нужно было идти на работу, но она должна была отвести меня в сад. Но однажды мы потеряли ключи от квартиры. И понятно, что не могли уйти из дома, оставив квартиру открытой. А что делать? Мама сказала мне ждать дома бабушку. Она работала как раз в моем садике, который находится возле Ледового дворца. Мама ушла на работу, а я остался дома. И вдруг… нашел ключи. Долго не думая, собрался, закрыл квартиру и пошел в сад сам. Телефонов тогда ведь не было, чтобы позвонить кому-нибудь. Когда я добрался до сада, бабушка еще не успела выйти за мной. Много работы тогда было… Она, конечно, оченьудивилась, увидев меня. После этого случая я и стал самостоятельным.
Семья – это все
Именно футбол помог Андрею познакомиться с Анной. Как рассказали друзья семьи, Аня в детстве занималась легкой атлетикой, а когда оставила спорт, ходила с подругами на футбольные матчи. Так они друг друга и заметили. А когда стали встречаться, сразу поняли: это судьба. Поженились в 2012 году.
– Жена и дети были за ним как за каменной стеной. Он только о них и говорил все время, – говорит одноклубник Андрея Михаил Козлов. – Не могу представить, чтобы Андрей превысил скорость, когда в машине были Аня и дети. Да он и так никогда не лихачил.
Под эвакуатор
Что произошло в тот вечер на М1, еще не установлено следствием.
По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть трех лиц). В управлении Следственного комитета по Витебской области лишь подчеркивают, что в рамках неотложных следственных действий проведен осмотр места происшествия, зафиксирована следовая картина. Назначено проведение экспертных исследований специалистами управления ГКСЭ по Витебской области, направленных на установление всех обстоятельств ДТП. Кроме того, следователи утверждают: будет дана правовая оценка действиям должностных лиц, ответственных за поддержание дорожного покрытия в надлежащем состоянии.
Пока доподлинно известно лишь то, что Андрей с семьей двигался в сторону Витебска на личном Кia. По словам знакомых, автомобиль всегда содержался в порядке и находился в технически исправном состоянии. Судя по тому, что зафиксировано «по горячим следам», машину, которой управлял Андрей, занесло, и она вылетела на встречную полосу, где столкнулась с эвакуатором на базе автомобиля Mercedes Sprinter под управлением 59-летнего мужчины. Водитель эвакуатора не пострадал. Каким-то чудом спасся и трехлетний сын Андрея Щербакова Глеб, который в момент трагедии находился в детском кресле.
Чудо
– Ребенок адекватен. Отвечает на вопросы правильно. Судя по всему, потери сознания не было. Он был обследован в Толочинской больнице сразу же. Состояние его можно оценить как удовлетворительное, – рассказал журналистам вскоре после трагедии заведующий травматолого-ортопедическим отделением Витебского областного детского клинического центра Евгений Лопатнев.
То, что в той страшной аварии оказался совершенно невредимым второй сын погибшей пары, медики тоже называют чудом. Изначально были подозрения на перелом лодыжки – в Толочине даже лонгет наложили. Но в Витебске диагноз не подтвердили.
Очевидцы
Пока Следственный комитет не дает подробных комментариев. А вот очевидцы трагедии свои мысли по этому поводу излагают охотно.
– Мы ехали со стороны Минска. Дорога в целом была чистая и сухая, но в районе 542–543-го километра образовалась наледь на дорожном покрытии. Мою машину резко повело влево. Перелетел зеленую зону и вылетел в кювет, автомобиль опрокинулся на бок. Было примерно 18.05, – рассказал порталу «Онлайнер» очевидец трагедии. – Я стал звонить в милицию, чтобы сообщить об аварии. Спустя минут пять мимо ехала машина Департамента охраны: сотрудники остановились, спросили, все ли в порядке, потом уехали. Следом за ними – машина ГАИ, тоже со стороны Минска. Увидев нас, инспекторы стали тормозить на этом льду. Их автомобиль пошел юзом. Но они все же подъехали, стали общаться. А буквально через две-три минуты на том же месте со встречной полосы Kia выбросило под встречный эвакуатор. Сотрудник ГАИ побежал туда, я и мой пассажир – следом. Что было дальше – не хочется вспоминать. О последствиях уже сказано.
Он добавил, что и после этого на дороге происходили опасные ситуации:
– Легковушку начало крутить, ее чуть фуры не подмяли. Автопоезд стало кидать из стороны в стороны, но водитель смог его удержать, еще одну фуру по дороге носило. Нас по поводу ДТП с Kia никто не опрашивал, убрали до приезда кого-то важного. Еще я знаю, что часа за полтора до того, как все это случилось, на этом месте микроавтобус носило: водитель, который ехал из Орши, остановился, оставил свои данные сотруднику ГАИ.
Снега и наледи не было
В РУП «Витебскавтодор» утверждают, что дорога была подсыпана вовремя. Такого же мнения придерживался и заместитель начальника УГАИ УВД Витебского облисполкома Иван Иванов, который лично выезжал на место аварии.
– Дорожное полотно М1 было обработано песчано-соляной смесью. Асфальт был сухой, обочины не заснежены, то есть снежные переметы и ледяные наслоения на асфальтном покрытии отсутствовали. Скорее всего, как один из вариантов – нарушение скоростного режима со стороны водителя, – озвучил он свою версию в эфире местного телеканала на следующий день после случившегося.
Слова Иванова подтверждают и фото с места аварии – снега действительно нет. Но опытные водители утверждают, что так бывает: снега нет, наледи тоже не видно, но в какой-то момент на определенных участках внешне черный асфальт вдруг становится скользким. Стоит в этот момент притормозить или крутануть рулем, машину унесет с дороги. Никакая реакция не спасет.
– Я думаю, Андрей не мог превысить скорость на дороге. Тем более что ехал с семьей. Вряд ли он торопился. Всегда был спокойным, очень скромным парнем… Такие моменты нас всех чему-то учат. Хочется посоветовать молодым да и вообще всем, чтобы ценили жизнь, берегли своих родителей, близких, были более терпимыми друг к другу, – высказал свое мнение бывший футболист, а ныне тренер ФК «Витебск» Андрей Баранок.
– Он водитель был аккуратный, каждую ямку объезжал, – согласился с этим утверждением и брат Андрея Щербакова Егор Богатенко.
Цените жизнь!
Болельщики предлагают почтить память Андрея, навсегда оставив за ним номер 16, под которым он выходил на поле. На первый матч в чемпионате страны в этом году футболисты «Витебска» намерены выйти с траурными повязками – в память о своем друге и коллеге Андрее Щербакове.
– Голкипер ушел с поля непобежденным, – уверены они.
Похоронили семью Щербаковых на кладбище Никрополье в Витебске.
Одним из первых соболезнования близким Андрея Щербакова выразил в инстаграме бывший полузащитник «Витебска» бразилец Рафаэл Ледесма, который сейчас проживает на Мальте: «Со слезами на глазах я соболезную родственникам своего бывшего товарища по команде и друга. Покойтесь с миром! Люди, наслаждайтесь каждым днем своей жизни, потому что мы никогда не знаем, что может случиться завтра. Цените даже самые маленькие и самые простые вещи».
Футбольный клуб «Витебск» выражает свою глубочайшую признательность всем, кто не остался безучастным к случившейся 17 декабря аварии на 543-м километре трассы М1, унесшей жизни Андрея, Анны и Артема Щербаковых.
Кстати, ФК «Витебск» всегда поддерживал тесные отношения со многими предприятиями Минтранса в Витебской области. А прошлым летом команда посещала детский оздоровительный лагерь «Лесная поляна» ОАО «Витебскоблавтотранс».
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»