Три новые станции третьей ветки планируют открыть до 2025 года
Под руководством заместителя председателя Мингорисполкома Александра Черникова в начале августа состоялось рабочее совещание по строительству второго участка третьей линии столичной подземки в сторону микрорайона Зеленый Луг.
В нем приняли участие директор государственного предприятия «Минский метрополитен» Владимир Сотников и его заместитель по строительству Михаил Глушаков, директор Дирекции по строительству Минского метрополитена Павел Царун, генеральный директор унитарного предприятия «Минскметрострой» Василий Косовец.
«Алеся» в полной боевой
Сейчас на объекте идут проектные подготовительные работы для запуска механизированного проходческого комплекса. Стройплощадка для новых станций – территория города, насыщенная большим количеством сетей. Ливневая и бытовая канализации, электроснабжение, газопроводы, линии связи, тепловые сети – все это предстоит аккуратно перенести. Грунтовые воды залегают на глубине порядка 2–3 м, поэтому на некоторых объектах придется произвести строительное водопонижение. С этой целью появится более 50 скважин.
– Кроме того, необходимо обеспечить энергоснабжение будущей стройплощадки. Тоннелепроходческий комплекс будет введен в эксплуатацию после подготовки территории и строительного котлована, – подчеркивает заместитель генерального директора – главный инженер «Минскметростроя» Аркадий Арутюнян.
В марте метростроители приступили к работам на втором участке третьей линии протяженностью более 4,2 км. Зампред Мингорисполкома Александр Черников недавно посетил место подготовительных работ по строительству станции «Парк Дружбы народов» (на пересечении улиц М. Богдановича и Орловской). Также на Зеленолужской ветке предполагается возвести «Профсоюзную» (на пересечении Мельникайте и проспекта Победителей), «Переспа» (на пересечении проспекта Машерова и улицы Кропоткина), «Комаровскую» (на пересечении М. Богдановича и В. Хоружей).
– Сегодня на объекте ведутся проектные и подготовительные работы для запуска механизированного проходческого комплекса «Алеся». С этой целью необходимо вынести инженерные сети, обустроить объездные пути, снести несколько зданий и обустроить котлован для погрузки тоннелепроходческого комплекса, – отмечает Александр Черников.
Словом, подземную машину, которая носит красивое женское имя Алеся, придется запускать в довольно стесненных условиях. По словам Аркадия Арутюняна, для выполнения работ по графику необходимо порядка 450 человек. Пока на объекте трудится лишь треть специалистов. Но силы будут наращивать: подключатся другие строительные организации. Четыре станции третьей линии планируется возвести через 66 месяцев после начала строительства. Что касается продления первого участка, то сейчас там идут работы по возведению трех станций, а также электродепо «Слуцкое».
Александр Черников рассказывает:
– В настоящее время на строительных объектах третьей ветки – довольно высокая степень готовности. Практически выполнены монолитные работы. Метростроевцы приступили к монтажу оборудования. Продолжается устройство верхнего строения пути. Первые три станции зеленой линии планируют ввести в строй к концу 2024 года.
По последним данным, самый высокий процент готовности – у «Аэродромной». Здесь необходимо завершить отделку вестибюлей, платформы и входных зон, выполнить монтаж оборудования и приступить к пусконаладочным работам. «Неморшанский сад» по готовности – на втором месте, «Слуцкий гостинец» – на третьем. Более половины работ выполнено по строительству электродепо «Слуцкое».
По «Аэродромной» поезд пробежит, как по судьбе
Крупнейший инвестиционный проект в Беларуси в настоящее время реализуется в районе бывшего аэропорта Минск-1. Здесь продолжает возводиться многофункциональный комплекс, жителям которого как воздух нужна новая станция метро. Шутка ли, предусмотрено строительство 3 млн кв. м объектов недвижимости. По предварительным подсчетам, жителями этого огромного микрорайона станут около 150 тыс. человек.
Сегодня в шаговой доступности от комплекса построена и действует «Ковальская Слобода», а к концу следующего года ожидается открытие «Аэродромной». На текущий момент все строительно-монтажные работы подходят к завершению, ведутся отделочные. Станция готова на 87 процентов. Активно идет монтаж эскалаторного и лифтового оборудования. В данный момент завершаются работы по подпорному участку.
По словам заместителя главного инженера «Минскметростроя» Сергея Рудаковского, после ввода в строй «Аэродромной» на ней ожидается самый большой пассажиропоток на третьей линии. Станционный комплекс будет оборудован в соответствии с современными требованиями к технике безопасности. Установят автоматические двери, как и на четырех станциях первой очереди третьей линии. Эти защитные барьеры исключают попадание на пути людей или каких-либо предметов.
Главный инженер «Минскметропроекта» Георгий Протасов подчеркивает, что все необходимое будет сделано для людей с ограниченными возможностями. Интересно, что из трех ныне строящихся комплексов лишь на «Аэродромной» разместятся два вестибюля. Отметим, большинство отделочных материалов на станции отечественного производства. По мнению специалистов, они ни в чем не уступают импортным, а по некоторым показателям даже превосходят аналоги.
На станции уже уложен гранит. Ведутся потолочные отделочные работы и монтаж информационной полосы. Участки пола вблизи платформы укладываются в последнюю очередь. Они тесно связаны с габаритами подвижного состава, поэтому к ним предъявляются очень строгие нормативные требования: допуск для бортового камня – не более 1 мм.
Архитекторы и дизайнеры с душой подошли к проекту оформления будущей «летной» станции. За основу взята тема неба. Потолки на платформенном участке будут выполнены из матовой нержавеющей стали. На них в три ряда установят светильники разных размеров.
Главный инженер «Минскметропроекта» отмечает:
– В традициях нашего метростроения каждая станция имеет неповторимую архитектурную форму. Например, на «Аэродромной» получила развитие тема воздуха, полета, динамики и скорости. Поэтому цветовое решение – голубые и белые тона. Светильники будут вызывать ассоциации с облаками. В то же время вся отделка станции максимально скромная. Архитектурная выразительность будет достигаться за счет дизайнерских решений.
По центру «Аэродромной», под платформой, строители оставили пространство: это – будущий пешеходный переход, который свяжет строящуюся третью и будущую четвертую линии. На станции установлены тоннельные эскалаторы тяжелого пика белорусского производства.
Размещена здесь и совмещенная тяговая подстанция. Уже установлено современное оборудование, которое будет отвечать за движение поездов, работу освещения, вентиляции и других систем жизнеобеспечения. Отсюда идут кабели к уже действующей «Ковальской Слободе» и строящемуся «Неморшанскому саду».
Все под контролем
Думаю, нашим читателям будет интересно мнение начальника отдела № 1 инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Минску Госстройнадзора Алексея Ушакова. Недавно его комментарий по этому вопросу был опубликован в одной из республиканских газет.
Он подчеркивает, что на объектах метрополитена всегда ведется надзор за работой устройства монолитных и железобетонных конструкций, проходческих тоннелей, монтажом технологического оборудования. Немаловажно следить за гидроизоляцией этих сооружений. Все объекты находятся в грунте, поэтому защита от воды – важная особенность при строительстве метро. Необходимо соблюдать нормативы при отделочных работах, так как это – безопасность пассажиров. На данном этапе на «Аэродромной» завершены все монолитные и сборно-железобетонные конструкции. Течей нет. Сейчас начинают выполнять монтаж технологического оборудования и отделочные работы, в том числе на станционном участке.
Сотни тысяч минчан с нетерпением ждут введения в строй всех станций третьей линии, поскольку они впоследствии свяжут Курасовщину с Зеленым Лугом. За каких-то 25 минут можно будет под землей пересечь весь город на современных комфортных поездах. И нет ни малейших сомнений, что со временем Зеленолужская линия составит достойную конкуренцию по пассажиропотокам двум своим «сестрам» – красной и синей веткам.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена Фото автора и БЕЛТА