Здравствуй, школа!

Напомним, в конце 2016/17 учебного года Министерство образования Республики Беларусь анонсировало ряд изменений, ждущих школьников и их родителей с началом предстоящего учебного года. Новые программы и учебники, изменение расписания уроков и общей нагрузки на учащихся, приоритетность занятий спортом и мероприятия шестого школьного дня…

За этим огромным потоком информации внимательно следят все без исключения родители. Ведь многие изменения вступят в силу уже 1 сентября. Вместе с тем некоторые из них только планируются к обсуждению. Например, очередное сокращение мест в вузах или переход на пятибалльную оценку знаний.

Впрочем, чем ближе начало учебного года, тем большую значимость приобретает именно то, что будет происходить в школах в этом учебном году.

От факультатива – к уроку ОБЖ

Планомерный переход от факультативных занятий к уроку ОБЖ продолжится и в этом учебном году. Особенности построения образовательного процесса традиционно учтены в Приложении 22 инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования».

Так, в процессе обучения учащихся ІІ, ІІІ, V, VІ классов будут использоваться программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанные в этом году. Учащиеся ІV, VІІ –ІХ классов продолжат обучение по учебной программе факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» 2014 года. То есть в ІV, VІІ–ІХ классах обучение пока не входит в сетку расписания уроков.

На уроках и факультативах больше внимания будет уделено формированию практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим. Важнейшими задачами обучения станут: формирование знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий; формирование умений распознавать и оценивать опасности окружающей среды, навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для физического, психологического здоровья и жизни; формирование опыта самосохранительного поведения в современных условиях (безопасность питания, пребывания в местах отдыха и массового скопления людей, поведенческие риски и другое).

Отметим, домашние задания для учащихся ІІ, ІІІ, V, VІ классов не предусмотрены. По решению учителя ученики могут вести одну рабочую тетрадь в клетку, предназначенную для записей на уроке.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся ІІ–ІV, VІІ–ІХ классов осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

В V, VІ классах будет использоваться зачетная форма проверки и оценки знаний, проводимая один раз в четверть с выставлением учащимся отметки «зачтено»/«не зачтено». Конкретный урок для зачета и порядок его проведения определяет педагогический работник, осуществляющий обучение.

Проведение зачета фиксируется записью в классном журнале: напротив фамилии каждого учащегося указывается «зачтено»/«не зачтено». Также отмечаются дата проведения зачета и тема урока. При отсутствии учащегося на уроке контроля усвоения учебного материала зачет может быть проведен в иной срок.

Положительная отметка («зачтено») ставится, если учащийся понимает суть рассматриваемого вопроса, объясняет основные понятия, сопровождает рассказ примерами, может применить ранее усвоенные знания по ОБЖ и другим учебным предметам для решения стереотипных учебных и практических задач. В случае ошибок и недочетов учащийся может исправить их самостоятельно или с помощью учителя.

По завершении учебного года на основании итогов проведенных зачетов (без аттестации по четвертям) в классный журнал напротив фамилии каждого учащегося вносится запись «зачтено»/«не зачтено».

Оценка знаний

В этом учебном году оценка будет проводиться по действующей 10-балльной системе. Для примера приведем критерии оценки устного ответа учащихся общеобразовательных учреждений с русским языком обучения по учебному предмету «Русский язык», утвержденные приказом от 29 сентября 2010 года № 635 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674».

Так, при оценке ответа учитываются степень осознанности изученного материала, подтверждение теоретических сведений примерами, точность изложения учебного материала, правильность речи. Критерии и показатели оценки приведены в таблице.

Балл

Осознанность

Подтверждение теоретических сведений примерами

Точность

изложения учебного материала

Правильность речи

1

Называет фрагменты изученного материала (правило, определение)

Примеры привести не может

При воспроизведении фрагментов материала делает ошибки, искажающие смысл

Делает многочисленные речевые ошибки*

2

Воспроизводит учебный материал фрагментарно, объяснить что-либо не может

Примеры привести не может

При фрагментарном воспроизведении материала делает ошибки

Делает многочисленные речевые ошибки, не исправляет при указании на них

3

Демонстрирует механическое запоминание большей части правила, определения, затрудняется что-либо объяснить

В приведении примеров затрудняется

При формулировке правил, определении понятий делает ошибки, которые не может исправить при указании на них

Делает многочисленные речевые ошибки, которые не может исправить при указании на них

4

Неосознанно воспроизводит учебный материал, не может обосновать свои суждения

В приведении большей части примеров затрудняется

При формулировке правил, определении понятий делает ошибки, которые не может исправить при указании на них

Делает многочисленные речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя

5

Объясняет отдельные положения изученного материала

Приводит примеры из учебника

При формулировке правил, определении понятий допускает ошибки, которые не может исправить при указании на них

Делает отдельные речевые ошибки, которые исправляет самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя.

6

Демонстрирует понимание основных положений изученного материала

Приводит примеры из учебника

При изложении теоретического материала допускает несущественные ошибки, которые исправляет при помощи учителя

Делает отдельные речевые ошибки, которые самостоятельно исправляет

7

Знает и осознанно излагает учебный материал в целом

Приводит примеры из учебника

При формулировке правил, определении понятий допускает несущественные ошибки, которые исправляет с помощью наводящих вопросов учителя

Допускает отдельные речевые недочеты

8

Демонстрирует полное понимание учебного материала

Приводит примеры из учебника, а также единичные примеры, подобранные самостоятельно

При формулировке правил, определении понятий допускает несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет

Допускает единичные речевые недочеты

9

Излагает учебный материал четко и логично, демонстрирует высокую степень осознанности

Приводит примеры как из учебника, так и подобранные самостоятельно

Точно воспроизводит определения и правила

Допускает единичные и незначительные речевые недочеты

10

Излагает учебный материал свободно, с высокой степенью осознанности и аргументированности

Теоретические сведения иллюстрирует примерами как из учебника, так и подобранные самостоятельно

Точно воспроизводит определения и правила

Не допускает речевых недочетов

Примечание

* Речевые ошибки связаны с нарушением требований качества речи, ее точности, чистоты, богатства, уместности.

К ним относятся: необоснованное повторение одного и того же слова; необоснованное употребление рядом однокоренных слов; употребление слова в неточном значении (например, обидчивые вместо обидные); употребление диалектных слов и просторечий (транвай вместо трамвай); нарушение общепринятой сочетаемости слов (покласть на стол вместо положить); ошибки в словообразовании (куст розы вымерзнул вместо вымерз) и многое другое.

Каждая речевая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечетное количество речевых ошибок округляется в пользу ученика.

Количество содержательных и речевых ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за содержание изложения или сочинения.

Отдельные критерии действуют для оценки орфографической и пунктуационной грамотности, обучающих классных и домашних работ, письменных контрольных работ (диктант, диктант с грамматическим заданием, словарный диктант, контрольная работа по теме, тематический тест), коммуникативно-речевых умений и навыков, изложений и сочинений.

Более подробная информация размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь.

Ура! Каникулы!

Уже первые каникулы этого учебного года порадуют школьников, ведь они будут дольше обычного – целых 10 дней. Столь радостное событие обусловлено благоприятным стечением обстоятельств – День Октябрьской революции (7 ноября) по календарю выпадает на вторник. Соответственно осенние каникулы пройдут с 29 октября по 7 ноября.

Выпускные экзамены

Постановлением от 7 июля 2017 года № 74 Министерство образования Республики Беларусь установило перечень учебных предметов, по которым в этом году пройдут выпускные экзамены итоговой аттестации.

Так, при освоении образовательной программы базового образования обязательны письменные выпускные экзамены по белорусскому и русскому языкам и математике.

Для учащихся, освоивших образовательную программу среднего образования, обязательны письменные экзамены по математике, белорусскому или русскому языку (по выбору учащегося). История Беларуси и иностранный язык будут сдаваться в устной форме. При этом учащиеся, которые проходили обучение на языке национального меньшинства, дополнительно сдают экзамены по этим учебным предметам в письменной форме.

Документом также определены учебные предметы, по которым будут проведены выпускные экзамены по итогам освоения образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования. Для учащихся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи обязательными являются письменные экзамены по математике, белорусскому или русскому языку в зависимости от языка обучения и воспитания. История Беларуси будет сдаваться в устной форме.

Учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, психического развития (трудностями в обучении) письменно сдают математику, белорусский или русский зык (по выбору учащегося), устно – историю Беларуси и иностранный язык.

Постановление вступает в силу с 1 сентября этого года.

По материалам информационных агентств подготовила Елена ПЕТРОВА, «ТБ»