Напомним, в конце 2016/17 учебного года Министерство образования Республики Беларусь анонсировало ряд изменений, ждущих школьников и их родителей с началом предстоящего учебного года. Новые программы и учебники, изменение расписания уроков и общей нагрузки на учащихся, приоритетность занятий спортом и мероприятия шестого школьного дня…
За этим огромным потоком информации внимательно следят все без исключения родители. Ведь многие изменения вступят в силу уже 1 сентября. Вместе с тем некоторые из них только планируются к обсуждению. Например, очередное сокращение мест в вузах или переход на пятибалльную оценку знаний.
Впрочем, чем ближе начало учебного года, тем большую значимость приобретает именно то, что будет происходить в школах в этом учебном году.
От факультатива – к уроку ОБЖ
Планомерный переход от факультативных занятий к уроку ОБЖ продолжится и в этом учебном году. Особенности построения образовательного процесса традиционно учтены в Приложении 22 инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования».
Так, в процессе обучения учащихся ІІ, ІІІ, V, VІ классов будут использоваться программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанные в этом году. Учащиеся ІV, VІІ –ІХ классов продолжат обучение по учебной программе факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» 2014 года. То есть в ІV, VІІ–ІХ классах обучение пока не входит в сетку расписания уроков.
На уроках и факультативах больше внимания будет уделено формированию практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим. Важнейшими задачами обучения станут: формирование знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий; формирование умений распознавать и оценивать опасности окружающей среды, навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для физического, психологического здоровья и жизни; формирование опыта самосохранительного поведения в современных условиях (безопасность питания, пребывания в местах отдыха и массового скопления людей, поведенческие риски и другое).
Отметим, домашние задания для учащихся ІІ, ІІІ, V, VІ классов не предусмотрены. По решению учителя ученики могут вести одну рабочую тетрадь в клетку, предназначенную для записей на уроке.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся ІІ–ІV, VІІ–ІХ классов осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.
В V, VІ классах будет использоваться зачетная форма проверки и оценки знаний, проводимая один раз в четверть с выставлением учащимся отметки «зачтено»/«не зачтено». Конкретный урок для зачета и порядок его проведения определяет педагогический работник, осуществляющий обучение.
Проведение зачета фиксируется записью в классном журнале: напротив фамилии каждого учащегося указывается «зачтено»/«не зачтено». Также отмечаются дата проведения зачета и тема урока. При отсутствии учащегося на уроке контроля усвоения учебного материала зачет может быть проведен в иной срок.
Положительная отметка («зачтено») ставится, если учащийся понимает суть рассматриваемого вопроса, объясняет основные понятия, сопровождает рассказ примерами, может применить ранее усвоенные знания по ОБЖ и другим учебным предметам для решения стереотипных учебных и практических задач. В случае ошибок и недочетов учащийся может исправить их самостоятельно или с помощью учителя.
По завершении учебного года на основании итогов проведенных зачетов (без аттестации по четвертям) в классный журнал напротив фамилии каждого учащегося вносится запись «зачтено»/«не зачтено».
Оценка знаний
В этом учебном году оценка будет проводиться по действующей 10-балльной системе. Для примера приведем критерии оценки устного ответа учащихся общеобразовательных учреждений с русским языком обучения по учебному предмету «Русский язык», утвержденные приказом от 29 сентября 2010 года № 635 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674».
Так, при оценке ответа учитываются степень осознанности изученного материала, подтверждение теоретических сведений примерами, точность изложения учебного материала, правильность речи. Критерии и показатели оценки приведены в таблице.
Балл |
Осознанность |
Подтверждение теоретических сведений примерами |
Точность изложения учебного материала |
Правильность речи |
1 |
Называет фрагменты изученного материала (правило, определение) |
Примеры привести не может |
При воспроизведении фрагментов материала делает ошибки, искажающие смысл |
Делает многочисленные речевые ошибки* |
2 |
Воспроизводит учебный материал фрагментарно, объяснить что-либо не может |
Примеры привести не может |
При фрагментарном воспроизведении материала делает ошибки |
Делает многочисленные речевые ошибки, не исправляет при указании на них |
3 |
Демонстрирует механическое запоминание большей части правила, определения, затрудняется что-либо объяснить |
В приведении примеров затрудняется |
При формулировке правил, определении понятий делает ошибки, которые не может исправить при указании на них |
Делает многочисленные речевые ошибки, которые не может исправить при указании на них |
4 |
Неосознанно воспроизводит учебный материал, не может обосновать свои суждения |
В приведении большей части примеров затрудняется |
При формулировке правил, определении понятий делает ошибки, которые не может исправить при указании на них |
Делает многочисленные речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя |
5 |
Объясняет отдельные положения изученного материала |
Приводит примеры из учебника |
При формулировке правил, определении понятий допускает ошибки, которые не может исправить при указании на них |
Делает отдельные речевые ошибки, которые исправляет самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя. |
6 |
Демонстрирует понимание основных положений изученного материала |
Приводит примеры из учебника |
При изложении теоретического материала допускает несущественные ошибки, которые исправляет при помощи учителя |
Делает отдельные речевые ошибки, которые самостоятельно исправляет |
7 |
Знает и осознанно излагает учебный материал в целом |
Приводит примеры из учебника |
При формулировке правил, определении понятий допускает несущественные ошибки, которые исправляет с помощью наводящих вопросов учителя |
Допускает отдельные речевые недочеты |
8 |
Демонстрирует полное понимание учебного материала |
Приводит примеры из учебника, а также единичные примеры, подобранные самостоятельно |
При формулировке правил, определении понятий допускает несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет |
Допускает единичные речевые недочеты |
9 |
Излагает учебный материал четко и логично, демонстрирует высокую степень осознанности |
Приводит примеры как из учебника, так и подобранные самостоятельно |
Точно воспроизводит определения и правила |
Допускает единичные и незначительные речевые недочеты |
10 |
Излагает учебный материал свободно, с высокой степенью осознанности и аргументированности |
Теоретические сведения иллюстрирует примерами как из учебника, так и подобранные самостоятельно |
Точно воспроизводит определения и правила |
Не допускает речевых недочетов |
Примечание
* Речевые ошибки связаны с нарушением требований качества речи, ее точности, чистоты, богатства, уместности.
К ним относятся: необоснованное повторение одного и того же слова; необоснованное употребление рядом однокоренных слов; употребление слова в неточном значении (например, обидчивые вместо обидные); употребление диалектных слов и просторечий (транвай вместо трамвай); нарушение общепринятой сочетаемости слов (покласть на стол вместо положить); ошибки в словообразовании (куст розы вымерзнул вместо вымерз) и многое другое.
Каждая речевая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечетное количество речевых ошибок округляется в пользу ученика.
Количество содержательных и речевых ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за содержание изложения или сочинения.
Отдельные критерии действуют для оценки орфографической и пунктуационной грамотности, обучающих классных и домашних работ, письменных контрольных работ (диктант, диктант с грамматическим заданием, словарный диктант, контрольная работа по теме, тематический тест), коммуникативно-речевых умений и навыков, изложений и сочинений.
Более подробная информация размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь.
Ура! Каникулы!
Уже первые каникулы этого учебного года порадуют школьников, ведь они будут дольше обычного – целых 10 дней. Столь радостное событие обусловлено благоприятным стечением обстоятельств – День Октябрьской революции (7 ноября) по календарю выпадает на вторник. Соответственно осенние каникулы пройдут с 29 октября по 7 ноября.
Выпускные экзамены
Постановлением от 7 июля 2017 года № 74 Министерство образования Республики Беларусь установило перечень учебных предметов, по которым в этом году пройдут выпускные экзамены итоговой аттестации.
Так, при освоении образовательной программы базового образования обязательны письменные выпускные экзамены по белорусскому и русскому языкам и математике.
Для учащихся, освоивших образовательную программу среднего образования, обязательны письменные экзамены по математике, белорусскому или русскому языку (по выбору учащегося). История Беларуси и иностранный язык будут сдаваться в устной форме. При этом учащиеся, которые проходили обучение на языке национального меньшинства, дополнительно сдают экзамены по этим учебным предметам в письменной форме.
Документом также определены учебные предметы, по которым будут проведены выпускные экзамены по итогам освоения образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования. Для учащихся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи обязательными являются письменные экзамены по математике, белорусскому или русскому языку в зависимости от языка обучения и воспитания. История Беларуси будет сдаваться в устной форме.
Учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, психического развития (трудностями в обучении) письменно сдают математику, белорусский или русский зык (по выбору учащегося), устно – историю Беларуси и иностранный язык.
Постановление вступает в силу с 1 сентября этого года.
По материалам информационных агентств подготовила Елена ПЕТРОВА, «ТБ»