Здоровый образ жизни. Без последствий

Глупый вовсю через улицу мчится, веря, что с ним ничего не случится…

Когда разговор заходит о велосипедистах, зачастую обсуждается не польза активного образа жизни, а тема безопасности в дорожной обстановке. «Когда я вижу человека на велосипеде, я не боюсь за будущее человечества», – провозгласил Марк Твен. Увы, но будущее могут прервать непредвиденные обстоятельства с печальными последствиями.

Летом в сводках ГАИ нередки случаи дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Вот лишь некоторые примеры по Гомельскому региону.

…61-летний водитель, управляя трактором с прицепом в агрогородке Красное, совершил наезд на двигавшегося в попутном направлении 42-летнего велосипедиста, который в результате ДТП скончался.

…В областном центре 48-летний водитель кроссовера сбил велосипедиста, который, не спешиваясь, пересекал проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, обозначенному дорожными знаками и разметкой. В результате наезда 33-летний приверженец здорового образа жизни получил телесные повреждения и был госпитализирован.

…Женщина-водитель в агрогородке Новая Гута совершила наезд на 9-летнего велосипедиста, выехавшего из-за угла дома в непосредственной близости перед движущимся автомобилем. Опять же – телесные повреждения и госпитализация.

…В Гомеле 24-летняя водитель сбила 12-летнего подростка, который пересекал проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу на велосипеде. Последствия наезда – полученные травмы и больница.

…Девушка-водитель на нерегулируемом пешеходном переходе в Рогачеве сбила 11-летнего велосипедиста. Подросток оказался на больничной койке.

– Согласно Правилам дорожного движения лицам моложе 14 лет запрещается без сопровождения совершеннолетнего управлять на дороге велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек), – подчеркивает инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Гомельского облисполкома Дарья Смоляк. – Госавтоинспекция постоянно напоминает и о том, что при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу необходимо вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями ПДД для пешеходов.

Вы часто встречали спешившихся велосипедистов на пешеходном переходе? Лично я за нынешний велосезон видела только одного. Зачастую же и взрослые, и дети проскакивают, не снижая скорости.

Еще один немаловажный момент, о котором гласят правила: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее одного метра от ее правого края». Что на деле? Велодорожки пока еще с полным правом можно отнести скорее к экзотике, чем к повседневности. Да, в Гомеле в этом плане делается много, но принимаемых мер пока явно недостаточно.

Отвечая на наш вопрос: «Нужна ли городу велосипедная инфраструктура?» – многие высказывались с откровенным скепсисом, мол, проблема останется, ибо велосипедист экономически «невыгоден»: он не покупает автомобиль, не берет под это кредит в банке, не тратится на бензин, не пользуется общественным транспортом. Возможно, в таких рассуждениях есть доля истины. Но только на первый взгляд. Если вникнуть глубже, становится понятно, что здоровая нация – это то, к чему стремится любое развитое общество, что это самый огромный плюс, на который наслаивается много других положительных аспектов, в том числе экономических и экологических.

На одном интернет-форуме молодой гомельчанин так обозначил проблему: «Во всех цивилизованных странах велосипедисты – полноправные участники дорожного движения. Для них выделен правый край проезжей части, существует разметка. А у нас велосипедист, выезжая в город, не чувствует себя в безопасности ни на тротуаре, ни на проезжей части. Либо он ставит под угрозу свою жизнь, выезжая на проезжую часть, либо, двигаясь по тротуару, лавирует между пешеходами, опасаясь столкнуться с кем-либо из них, и любое неловкое движение может стать реальной угрозой здоровью человека. Чем больше появится велодорожек, тем больше будет желающих ими воспользоваться. Было бы неплохо сделать несколько маршрутов и связать разные районы областного центра. Пока же от велосипедистов далеко не в восторге ни пешеходы, ни водители автомобилей. Получается, велосипедист вроде нежданно нагрянувшего родственника, которого временно пустили пожить без предоставления каких-либо прав».

Безусловно, велодорожки в городе нужны: современные и качественные. Просто черта на асфальте проблему не решит. По мнению экспертов, при проектировании важно выдержать ряд принципов:

– велоинфраструктура должна быть максимально безопасной, в том числе для детей без сопровождения взрослых;

– для возможности проехать из одной точки города в другую следует увязывать велодорожки между собой;

– избегать пересечений с проезжей частью, спусков в подземные переходы, чтобы не было непредвиденных остановок и спешивания;

– путь следования должен привлекать окружающей обстановкой;

– важный аспект – удобство, подразумевается ровный асфальт, отсутствие бордюров, минимальное количество подъемов-спусков.

Эти и другие важные моменты – не капризная требовательность, а нормы городской среды, которых придерживаются в европейских странах.

Как сообщила официальный представитель УСК по Гомельской области Мария Кривоногова, за пять месяцев текущего года в регионе зарегистрировано 50 фактов краж велосипедов, совершенных в подъездах многоквартирных домов. Наибольшее количество преступлений зафиксировано в Гомеле (7), Жлобинском (6) и Калинковичском (6) районах, Мозыре (5). Установлено, что большинство похищенных транспортных средств были оставлены без присмотра на лестничных площадках, причем кражи совершались независимо от этажности, а также в незапертых тамбурах.

Сотрудники Следственного комитета напоминают, что согласно правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399, запрещается загромождение коридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений. Согласно ч. 1 ст. 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома, конструктивных элементов и инженерных систем, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – от 30 до 50.

Управлением Следственного комитета по Гомельской области в адрес областного исполнительного комитета направлено информационное письмо об активизации деятельности должностных лиц организаций по проверке вспомогательных помещений.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий