В очередной серии ответов адвокатов Брестской областной коллегии на часто возникающие вопросы читателей (начало см. в № 11) можно еще раз убедиться в непреложной истине: безопасность важна не только на дороге, но и на бумаге. На каком этапе ответственность переходит от одного лица к другому, кто и как должен оформить ее переход, может ли этот документ быть притворным или недобросовестным – при покупке и наследовании автомобиля важно знать многие нюансы, которые могут впоследствии «аукнуться».
Не имей сто рублей, не имей в СТО друзей

В последнее время оживился отечественный рынок бывших в употреблении автомобилей. «Проснулись» и жулики, которые под видом вполне приличных внешне машин продают то, что можно назвать металлоломом. Если в автомобиле, приобретенном таким способом, в течение недели после оформления сделки вышел из строя двигатель, возможно ли ее расторжение с возвратом сторон в первоначальное положение? Как доказать отсутствие вины покупателя в причинении автомобилю неисправности?
Олег ЛУКЬЯНЧУК, аг. Мокраны Малоритского района
Отвечает Алексей КОВГАН, заведующий юридической консультацией Малоритского района Брестской области:

– Согласно указу Президента, с 22 января 2023 года в стране изменились правила купли-продажи бывших в употреблении автомобилей, внесены изменения в типовые договоры по отчуждению ТС. Они призваны защитить от неправомерных действий мошенников участников таких сделок и упорядочить расчеты между ними.
Теперь приобрести бывший в употреблении автомобиль возможно только при условии заключения договора, оформление счет-справок не допускается. Договор, заключенный между двумя физлицами по согласию сторон, подлежит обязательной регистрации в МРО ГАИ либо нотариальному удостоверению.
Последнее более предпочтительно, поскольку позволяет включить в него пункты, дополнительно защищающие права. Так, стороны могут упомянуть в тексте договора купли-продажи ситуации, при возникновении которых данный договор будет считаться недействительным. Например, если при постановке на учет выяснятся обстоятельства, препятствующие регистрации ТС на нового собственника (находится в залоге, розыске и т.д.).
Вполне вероятны ситуации, когда продавец попытается скрыть проблемы, связанные с различными недостатками и особенностями технического состояния продаваемого автомобиля. Чтобы не нарваться при покупке на откровенный «металлолом», очень многое зависит непосредственно от самого покупателя. Что ему необходимо сделать?
После выбора автомобиля, его первоначального (чаще всего просто визуального) осмотра настоятельно рекомендуется проверить историю ТС с помощью находящихся в открытом доступе источников: интернет-сайтов, реестров, изучения официальных сервисных документов и т.п.
Если на этом этапе покупателя все удовлетворяет, нужно проверить автомобиль инструментальными методами осмотра и контроля в условиях СТО. Право выбора станции покупателем является неотъемлемым. Результаты диагностики позволят принять осмысленное решение относительно будущей покупки: возможно, отказаться от нее либо обоснованно просить об уменьшении цены. Именно инструментальная профессиональная диагностика перед покупкой помогает выявить имеющиеся дефекты и недостатки, в том числе скрытого характера.
С особым вниманием следует отнестись к фактам отказа или нежелания (под различными предлогами) продавца посетить СТО – это достаточная причина для потенциального покупателя, чтобы пройти мимо этого автомобиля. Если же вы приняли решение приобрести ТС, несмотря на нежелание продавца посетить станцию техобслуживания, обязательно требуйте фиксации факта такого отказа в договоре купли-продажи и/или акте приема-передачи товара с одновременным указанием на то, что продавец удостоверяет: продаваемый автомобиль каких-либо скрытых дефектов не имеет, полностью исправен и готов к эксплуатации. Это позволит вам в случае необходимости с дополнительным основанием ставить вопрос о расторжении сделки купли-продажи с возвратом сторон в первоначальное их положение.
В противном случае бремя доказывания того обстоятельства, что ТС за короткий срок после его покупки сломалось (в частности, вышел из строя двигатель), будет лежать исключительно на покупателе. А процесс этот сложен, длителен и дорог. Необходимо обратиться в милицию с заявлением о проведении соответствующей проверки, результатом которой, скорее всего, будет вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку в действиях продавца и покупателя автомобиля усматриваются гражданско-правовые отношения, которые разрешаются в суде. В ходе судебного разбирательства требуется привлечение специалистов или экспертов, обладающих специальными познаниями в соответствующих областях. Только они полномочны ответить на вопрос, могла ли данная поломка появиться сразу; мог и должен ли был знать о ней продавец; умышленно ли он не предупредил покупателя об имеющихся дефектах и недостатках.
Согласно ст. 439 Гражданского кодекса, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. А по ст. 445 ГК, если недостатки товара не были оговорены продавцом, то покупатель, которому такой товар ненадлежащего качества был передан, имеет право по своему выбору требовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на устранение недостатков. Если же расходы на ремонт автомобиля будут несоизмеримы, то можно требовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной суммы.
По ст. 446 ГК, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что его недостатки возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента.
Следите за руками наследодателя
В ходе оформления наследственных прав наследникам стало известно, что в состав наследственного имущества входит автомобиль, давно проданный наследодателем третьему лицу, но не снятый с регистрационного учета на его имя. Нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство на этот автомобиль, хотя его местонахождение и личные данные фактического владельца наследникам неизвестны. Кто в этом случае отвечает за вред, причиненный автомобилем в результате возможного ДТП?
Игорь ПОЛТОРАН, аг. Парохонск Пинского района
Отвечает Зоя БЕЛЕНКО, адвокат юридической консультации Пинского района и г. Пинска:

– В силу положений ч. 1 ст. 948 ГК владелец источника повышенной опасности (автомобиля и т.д.) обязан возместить причиненный этим источником вред, если не докажет, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юрлицо либо гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном основании, в том числе на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.
В нашем случае владельцем автомобиля в порядке наследования является наследник. В соответствии с п.1 ст. 224 ГК в случае отчуждения имущества, на которое переход права собственности подлежит госрегистрации, право собственности у приобретателя такого имущества по договору возникает с момента госрегистрации перехода права собственности на это имущество, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Несмотря на заключенный наследодателем при жизни договор купли-продажи автомобиля, переход права собственности на него приобретателем не зарегистрирован в установленном порядке, в силу чего автомобиль оставался зарегистрированным на имя наследодателя и был включен в состав наследственного имущества.
Законом предусмотрено право суда освободить от возмещения вреда полностью или частично либо уменьшить размер возмещения при грубой неосторожности самого потерпевшего и отсутствии вины причинителя.
В то же время закон не предусматривает возможности отказа в возмещении вреда жизни или здоровью. Такой вред возмещается независимо от вины причинителя. Владелец источника повышенной опасности несет ответственность без вины.
Аркадий РОМАНОВ