ЗАРЖАВЕЛО, ЗАПЫХТЕЛО, ПОКАТИЛОСЬ…

Во время зимних каникул проводился комплекс контрольных мероприятий «Перевозка групп детей». Ежедневно сотрудники филиала Транспортной инспекции по Могилевской области выезжали на линию с проверкой по соблюдению правил перевозки групп детей к новогодним мероприятиям. ЗАРЖАВЕЛО, ЗАПЫХТЕЛО, ПОКАТИЛОСЬ…В один из дней проведения акции, в 9 утра, сотрудники филиала, проехав по всем запланированным точкам и не найдя ни одного автобуса с детьми, вернулись к Дворцу детского творчества. К стоянке приближался автобус с проблесковыми маячками желтого цвета и надписью «Школьный». Уже по внешнему виду этого транспортного средства можно было определить, что пассажиры в нем – особенные. Школьники начальных классов приехали посмотреть сказку-мюзикл «Щелкунчик и Мышиный король». Когда дети ушли на представление, водитель автобуса Вейнянской средней школы любезно предоставил технику для осмотра. Ведущий специалист филиала ТИ Михаил Батютов со всей тщательностью проводил осмотр салона, проверил наличие двух огнетушителей, содержимое аптечки, документы водителя и на транспортное средство.

ЗАРЖАВЕЛО, ЗАПЫХТЕЛО, ПОКАТИЛОСЬ…ЗАРЖАВЕЛО, ЗАПЫХТЕЛО, ПОКАТИЛОСЬ…

На первый взгляд, все в порядке. Однако рядом с водительским местом он заметил пластиковую бутылку. Оказалось, водитель держал в салоне жидкость для омывателя стекол. Кроме того, в багажнике автобуса не нашлось места для противооткатных упор.

На водителя был составлен акт по ч. 5 ст. 18.14. Кодекса РБ об административных правонарушениях «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов», штраф составил 0,5 базовой величины. Однако водитель не смирился с обоснованными претензиями со стороны инспекторов, посчитав, что они надуманные.

– Если говорить откровенно, то автобус старый, – посетовал он. – Транспортное средство перекрасили, починили сиденья, установили мигалки и разместили наклейки «Школьный». Но учителя и такому автобусу рады. Мне же приходится все делать самому: и детали выбивать, а порой и за свои деньги приобретать, и ремонтировать. На бензин и тот собираем по крохам. А вообще, на школьном автобусе должна работать женщина-водитель.

Тем временем подъехал автобус. Большой экскурсионный SETRA с гомельскими номерами. Он прибыл из Климовичей. Нарушений инспекторы не выявили. У водителя документы были в порядке, имелся путевой лист со всеми отметками, а салон был укомплектован согласно требованиям.

Пройдя по парковочной площадке, мы заметили еще один автобус желтого цвета, который словно прятался от глаз проверяющих. Школьный ПАЗ больше походил на вторчермет, чем на транспортное средство, перевозящее школьников. Несмотря на то что внешне он имел признаки школьного, внутри… Сиденья-лавочки без ремней, заднее стекло не уплотнено резиной, нет кнопок связи с водителем и подножки, зато установлены положенные мигалки. Помимо нарушений, связанных с санитарными нормами, отсутствовали противооткатные упоры. Хотя, по словам водителя из Межисетской средней школы, они были, только вот багажник он не смог открыть – заржавел замок.

По итогам одного дня инспекторами было выявлено четыре нарушения и составлено два акта.

Во второй день комплексного мероприятия проверено 17 транспортных средств, перевозящих детей. И только в одном автобусе, который привез ребят из Бобруйской школы-интерната, было выявлено нарушение – составлен акт, материалы для реагирования направлены в Бобруйск.

Начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала ТИ по Могилевской области Александр ШЕЛУХИН:

– Филиалом Транспортной инспекции по Могилевской области регулярно проводятся совместные мероприятия по соблюдению законодательства Республики Беларусь в области перевозок автомобильным транспортом. Нынешнее тесно переплелось с республиканской декадой «Перевозка групп детей». Особое внимание инспекторами уделяется массовым перевозкам детей. Если автобус осуществляет организованную перевозку группы, к нему предъявляются особые требования, предусмотренные законодательством. Мероприятие направлено на общую безопасность дорожного движения, а также на техническую составляющую транспортных средств, перевозящих школьников в дни каникул, соблюдение водителями норм и требований законодательных актов при перевозке школьников. К таким транспортным средствам предъявляются особые требования по обеспечению безопасности и комфорта маленьких пассажиров. К тому же автобус относится к категории особо повышенной опасности. И одна из составляющих безопасности – эксплуатация автомобильного транспорта в технически исправном состоянии. Прохождение в установленные сроки государственного технического осмотра является обязательным. Это – аксиома, не требующая никаких объяснений. Если же это транспортное средство перевозит маленьких граждан, то на водителя ложится большая ответственность за их жизни и безопасность. Отмечу, что к перевозке детей допускаются водители, имеющие не менее трех лет непрерывного стажа работы на механических транспортных средствах категории D и не привлекавшиеся на протяжении последних двух лет к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения.

Стоит напомнить, что школьные автобусы МАЗ предназначены для удобной транспортировки детей в учебные заведения, на различные мероприятия или школьные экскурсии. Они оснащены специальными зеркалами, сиденьями с ремнями безопасности и медийным комплексом. К основным преимуществам можно отнести дополнительные системы безопасности для детей и водителя, а также применение в конструкции пневмоподвески. На автобусе установлены проблесковые маячки, внешняя громкоговорящая связь, выдвижная ступенька. Техника оборудована также системой ограничения скорости до 60 км/ч и обозначена специальной надписью «Школьный».

Одним из ключевых аспектов программы «Школьный автобус» является тот факт, что по возможности такими транспортными средствами должны управлять водители-женщины. Они более внимательны во время движения, а их повышенная ответственность за маленьких пассажиров поможет обеспечить высокий уровень безопасности.Однако, как показала практика, даже те женщины, которые прошли обучение в автошколе на право управления школьным автобусом, не задерживаются в данной сфере. Поэтому в сельской местности очень сложно подыскать нужные кадры.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»