Общественный транспорт продолжит электрифицироваться
Минпром завершает реализацию пилотных проектов по обеспечению электротранспортом регионов.
Завершение реализации первого пилотного проекта по электрификации ознаменовалось 27 марта передачей Шкловскому району и Шклову 15 пассажирских электробусов. Напомним: госпрограмма развития электротранспорта предполагала его апробацию в Жодино и на Шкловщине с прицелом на масштабирование по всей стране.
Реализовывались пилотные проекты с участием двух крупных производителей – МАЗа и BKM Holding: первый обеспечил электробусами Жодино, второй – Шклов и Шкловский район, где переданные машины будут курсировать по трем городским и 19 пригородным маршрутам. Помимо Минпрома, местных властей и предприятий, в пилотных проектах участвовали «Белэнерго», ОАО «Могилевоблавтотранс» и другие организации. Правительство вложило в эти мероприятия порядка 23 млн рублей.
На торжественной церемонии передачи электробусов вице-премьер Петр Пархомчик описал ближайшие перспективы: «Выделены деньги на производство и закупку техники в этом году. У нас на очереди стоит Витебская область, скорее всего, промышленный город Новополоцк. Пилотный проект должен состояться на территории всей страны». По его словам, проект преследует не только организационно-технологические цели: впредь можно будет демонстрировать эксплуатацию белорусских электробусов на улицах наших городов потенциальным российским заказчикам.
Министр промышленности Александр Рогожник выделил в проекте три основные составляющие: экономику, экологию и имидж. Но и его, и вице-премьера явно привлекают перспективы, открываемые электрификацией общественного транспорта перед отраслью: «Наши машины ни в коей мере не уступают импортным аналогам. Предприятие, которое выполнило заказ для Шкловского района, загружено заказами не только на 2024 год. Заключаем контракты и на 2025-й, прирастая из года в год в двукратном объеме промпроизводства».
По словам Пархомчика, хотя в портфеле заказов машиностроителей на 2023-й некоторые заказы перекочевали на I квартал года нынешнего, объемы производства транспортных средств (и не только электрических) растут: «Белкоммунмаш» в среднем производил в пределах 130–140 машин в год. В прошлом году – около 260–270. Сюда входят все виды. Еще одна задача – приблизиться к показателю около 400. Мы понимаем, как это сложно для предприятия, однако требуем, чтобы были созданы соответствующие производственные мощности и завод вышел на производство обозначенного количество техники, в числе которых – трамваи, троллейбусы с автономным ходом и электробусы».
Иван ДУБОВЕЙ