Заколдованный перекресток

Заколдованный перекресток

Волшебной силой его наделили нерадивые водители, в упор не видящие запрещающего сигнала или даже пешехода, спешащего пересечь проезжую часть на зеленый свет. Именно из-за шоферов-нарушителей это пересечение витебских дорог и попало в разряд заколдованных.

Об историях, нашедших свое продолжение в зале суда, поведал заместитель начальника отдела прокуратуры области Виталий Сузанский. Если итогом одной из них стало причинение  серьезного вреда человеку, то в другой – несчастный пешеход едва не отдал богу душу, оказавшись под колесами такси.

НЕ РАЗГЛЯДЕЛ ПО ПЬЯНИ

Александра Федорова (фамилии фигурантов уголовных дел изменены. – Авт.) осудили в Витебске по ч. 4 ст. 317 УК Республики Беларусь. 

– Этот 25-летний водитель управлял собственным технически исправным Nissan Primera в состоянии алкогольного опьянения. В девятом часу вечера он двигался по Московскому проспекту в сторону улицы Петруся Бровки с допустимой скоростью. На заднем пассажирском сиденье находились непристегнутые мужчина и женщина. К слову, все трое, включая Федорова, незадолго до поездки распивали пиво, причем в достаточно внушительных дозах. Заметив, что Александр изрядно захмелел, дама предостерегла его от поездки, но ее слова проигнорировали. Решали мужчины. Практически половину города – от торгового центра «Корона» до технологического университета – они преодолели без приключений. А на перекрестке с Новооршанским шоссе везение кончилось, – рассказывает подробности Виталий Сузанский. – Нетрезвый водитель, двигаясь по второй слева полосе (из пяти существующих) и приближаясь к регулируемому пешеходному переходу, вполне мог разглядеть транспортные средства, стоящие перед светофором на его полосе и в попутных. Все застыли перед сигналом, запрещающим дальнейшее движение. Только Федоров их словно не заметил. Находясь на расстоянии, достаточном для остановки автомобиля до стоящего впереди Renault Megane Scenic, Александр не принял мер к снижению скорости и остановке. В результате передней частью своего авто врезался в заднюю часть кузова стоявшей перед ним иномарки, а та, прокатившись от удара вперед, аналогично протаранила застывшую впереди машину Skoda Superb. Ладно бы, как говорится, пострадало железо, но ведь тяжкие телесные повреждения получил пассажир Федорова, простивший ему вину по старой дружбе.

Впрочем, сам Александр в судебном заседании свою вину в инкриминируемом преступлении признал полностью, обстоятельств и времени совершенного ДТП не оспаривал. Пятилетний водительский стаж не сделал из него аса, и самоуверенность оказалась пагубной, как и выпитые накануне два литра пива. Из-за хмельного состояния он не проверил, пристегнуты ли пассажиры ремнями безопасности, не обратил внимания на сигналы светофора и стоящие перед ним автомобили, не снизил скорость и не остановился.

– Просто был пьян, – разводит в суде руками обвиняемый. Оценив абсурдность своего первоначального заявления, он отказался от показаний, данных в ходе предварительного следствия о том, что якобы Renault Megane Scenic находился в движении перед столкновением, поэтому и он не тормозил, а плавно следовал за ним. 

– Я хотел избежать уголовной ответственности за ДТП, – не скрывает парень. – Согласен с выводами следственных экспериментов и заключением эксперта: техническая возможность заблаговременно затормозить и избежать наезда на стоящий впереди автомобиль у меня была. Не воспользовался, в чем теперь раскаиваюсь.

Но если приятели простили Александра, то потерпевшие водители считают его проступок подлежащим суровому наказанию. У одного из них в салоне сидели жена и малолетняя дочь. Сильный удар в заднюю часть автомобиля поверг их в ужас, но это было только началом кошмара. Иномарка, прокатившись вперед по инерции, врезалась в другую. Силу ударов цепной аварии оценили и очевидцы, ожидавшие зеленого света на соседних полосах. Один из автомобилей был оборудован видеорегистратором, и хозяин предоставил запись сотрудникам ГАИ.

– Исследовав материалы предварительного и судебного следствия, суд нашел виновность обвиняемого Федорова доказанной. Он действительно допустил нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, управляя машиной в состоянии алкогольного опьянения, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения, – резюмирует Виталий Сузанский. – Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год пять месяцев с отбыванием в исправительной колонии в условиях поселения, лишением права заниматься деятельностью, связанной  с  управлением  транспортными средствами, на пять лет. Арест, наложенный на его автомобиль, отменен.

А ПЕШЕХОД БЫЛ АБСОЛЮТНО ПРАВ!

Принципиально отнеслась Фемида и к тезке нашего героя – Александру Седому. 53-летний таксист попал в передрягу на том же перекрестке осенним вечером.

– Этот витеблянин тоже не принял своевременных мер к остановке такси, но уже непосредственно перед пешеходным переходом, хотя и располагал технической возможностью.  Седой отлично видел стоящие перед регулируемым пешеходным переходом попутные автомобили, однако решил проскочить. Выехал на зебру, а там – пешеход. Передней частью такси Александр совершил наезд на человека, который начал переход улицы на зеленый свет, а заканчивал – на запрещающий сигнал пешеходного светофора слева направо по ходу движения автомобиля. С тяжкими телесными повреждениями пострадавший доставлен в больницу, – продолжает Виталий Сузанский.

В судебном заседании обвиняемый свою вину фактически не признал. Он, мол, совершал маневр опережения на соседнюю левую полосу, где внезапно вслед за ранее движущимся впереди автомобилем увидел мужчину. Пытался избежать столкновения с ним, резко затормозил и вывернул руль, однако все напрасно: передней частью такси наскочил на человека. Перед пешеходным переходом не останавливался, поскольку для автомобилей загорелся разрешающий сигнал, а почему коллеги медлят – не задумался. И все-таки логично объяснить гаишникам и судье, каким образом его авто после ДТП расположилось по диагонали во второй полосе движения на проезжей части непосредственно за пешеходным пешеходом, он не смог. От совершенного наезда пешеход ударился о лобовое стекло автомобиля Седого, после чего отлетел на несколько метров вперед и упал на асфальт. 

Да, было темное время суток, но горело искусственное освещение, погода была хорошая, дорожное покрытие – сухим, видимость – без ограничений, от управления автомобилем ничего не отвлекало, разве что жажда поскорее проскочить перекресток в погоне за рублем.

Александр не оспаривал выводы экспертиз и согласен с тем, что мог проявить внимательность, заблаговременно затормозить перед пешеходным переходом, остановиться и избежать наезда на человека при соблюдении всех требований ПДД. От своих первых показаний о том, что двигался во второй крайней справа полосе для движения и перед ДТП остановился перед пешеходным переходом, отказался, объясняя стрессовой ситуацией. Слишком много свидетелей доказывают обратное.

– Судом установлена непосредственная причинная связь между ДТП, совершенным по вине не уступившего дорогу пешеходу Седого, и последствиями аварии. И хочу заострить внимание: в соответствии с п. 117 ПДД, если перед пешеходным переходом остановилось (стоит) или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу, – цитирует ПДД Виталий Сузанский. – Седой это правило проигнорировал, убежденный в своей правоте: ехал, мол, на загоревшийся зеленый. В судебном заседании, неоднократно меняя и искажая свои показания именно по обстоятельствам вмененного ему преступления, обвиняемый объяснял такие действия душевным волнением от произошедшего, незнанием своих прав. Понятно, что это лишь способ защиты от неизбежного наказания. В данной конкретной дорожной обстановке не имеет значения, в какой из крайних справа полос проезжей части Московского проспекта, имеющего на данном участке дороги пять полос для движения, находился Седой. Он располагал технической возможностью предотвратить наезд, поскольку слева от него в соседних полосах для движения с ним в попутном направлении другие автомобили остановились. Располагал, но не воспользовался.

Отягчающим ответственность обвиняемого обстоятельством суд признал прежние судимости этого гражданина. Интересны и нюансы приговора. Александру Седому предстоит полтора года отбыть в исправительной колонии в условиях поселения. Он лишен права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, в течение пяти лет. С фирмы, где работал таксист, в пользу потерпевшего (возмещение материальной компенсации морального вреда, причиненного преступлением) взыскано 7000 рублей. К тому же она оплатила государственную пошлину. Взыскание в счет исполнения приговора в части гражданского иска обращено на арестованное имущество, принадлежащее таксофирме: автомобиль Skoda Rapid, на котором совершено ДТП.

Вот так, гнался таксист за рублем, а поставил на счетчик работодателя.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий